Статья Обучение публичному выступлению

Платонова Л.С., учитель русского языка и литературы высшей категории
МОБУ «Городская классическая гимназия» г. Якутска
Обучение школьников публичному выступлению.

Сегодня, в век повсеместной компьютеризации, доступности любой информации и любых текстов существует серьезная опасность вырастить поколение, не способное к самостоятельному речевому творчеству: в ИНТЕРНЕТЕ можно найти готовый реферат на любую тему.
Вот почему в школьной практике работе над будущей речью (докладом, выступлением на конференции), как правило, не уделяется должного внимания, и чаще всего такая работа ограничивается готовой сформулированной преподавателем темой, к которой прилагается список подходящей литературы.
Между тем, в реальной жизни у каждого человека может возникнуть необходимость самостоятельно сформулировать тему и изложить по ней собственное мнение.
Поэтому полагаем очень полезным для развития творческих способностей учащихся поработать над самостоятельным выбором и формулированием темы по опорному слову.
Задача обучения на каждом этапе подготовки публичной речи - это продумать содержание , расположить его в нужной последовательности, сделать речь выразительной.
Сначала следует объяснить ученикам содержание понятий « опорное слово», «смысловая схема», «риторический эскиз», далее показываем ученикам путь размышления от опорного слова до риторического эскиза : выделяем ключевые слова темы, определяем адресат и цель., составляем смысловую схему для формулировки темы, тезиса.
Располагаем материал в нужной последовательности (делаем риторический эскиз). Далее
информируем по теме в соответствии с риторическим эскизом - создаем письменные основы устной речи.
Демократия – это опорное слово темы. Это емкое понятие, концепт, имеющий разный объем и специфическую структуру в разные демократические. эпохи.
Составляем смысловую схему слова «демократия » .
Составляем до тех пор, пока не почувствуем, что тема в голове сформулировалась, тезис, который мы будем отстаивать, определен, и мы готовы к оформлению риторического эскиза.
Переходим далее к составлению собственно риторического эскиза конкретной речи, и этот этап можно охарактеризовать так:
Я думаю и располагаю изобретенное в нужной последовательности.
Цель: хочу убедить, что демократия – лучшая форма правления.
Это и есть наш тезис. Но если мы сразу так и заявим, то вряд ли тут же убедим слушателей в своей правоте. Лучше начать с мысли, которая помогла бы посмотреть на проблему по-новому.
Для этой цели очень хорошо подходят слова В. Максимова:
«Демократия – не выбор лучших, а выбор себе подобных»:
Можно начать с них, а всю остальную информацию подстроить под эти слова.
Для этого лучше всего использовать двустороннюю аргументацию: «за» и «против».
«За» (хорошо) «Против» (плохо)
Это хорошо, т.к. выбор, парламент, Страдает меньшинство, но в это меньшинство
оппозиция, свобода слова и печати, входят и люди неординарные, талантливые,
равноправие, власть большинства : способные быть полезными тому же
При демократии можно говорить всё, большинству.
что считаешь нужным сказать, поступать, А если наши желания антиобщественны?
как хотим. Тогда хорошо, что демократия их ограничивает.


Чтобы было справедливо, выбирать надо тех, кому доверяем, и не лениться ходить на выборы. Какими они будут, во многом зависит от нас. Иначе нам грозит или монархия (порядка больше, но и свобод никаких), или анархия ( полная свобода, но порядка никакого). Ни то ни другое не может ликвидировать недостатки демократического правления. Значит, демократия –лучшая форма правления. Риторический эскиз готов.
Т. о. составление смысловой схемы по опорному слову и риторического эскиза по самостоятельно выбранной и сформулированной теме должно быть показано в процессе.
ТРУДНОСТИ:
Конкретизация опорного слова, формулирование на его основе темы выступления.
Необходимость соотнесения тезисов и аргументов.
Выработка собственной позиции, мнения.
Выразительность речи как органичная и естественная составляющая публичного выступления.

Для преодоления трудностей предлагаем 4 группы заданий:
Конкретизация опорного слова.
При соотнесении тезисов и аргументов важно понять, что и те и другие находят выражение в одних и тех же языковых средствах.
Своё мнение появляется тогда, когда человек задет за живое; ему небезразлично то, о чём он говорит.

Очень полезными бывают упражнения на подбор нужного слова. Предлагаем вашему вниманию некоторые упражнения:

. Я считаю, что мужчина обязательно должен обладать большой физической силой. ( эпитеты) человек способен постоять за себя, ( градация ). И потом это еще и красиво , когда у человека ( эпитеты ) тело, когда он , (сравнение), может (фразеологизм или гиперболическое сравнение) внести на седьмой этаж любимую девушку. (Риторическое восклицание, эпитеты) глазами она будет смотреть на своего мужчину! А он будет чувствовать себя (метафора, фразеологизм).

. Я считаю, что обладать большой физической силой человеку необязательно. Гораздо важнее - .. [эпитеты] ум. Ум - [метафора] в любом поединке. Есть немало примеров в литературе, в народных сказках, когда ум [устойчивое словосочетание] над физической силой, это и , и , и [анафора или период]. И в народных пословицах часто прославляется ум [пословицы]. И я бы не хотел[a], чтобы про меня [моего молодого человека] говорили [поговорка].
Пример публичного выступления на тему «Я гражданин России» ученицы 10 класса Гуляевой Евгении.
Бескрайние колосящиеся поля. Изумрудные дубравы, натужно шумящие под порывами буйного ветра. Быстрые реки, поблескивающие золотом. Черные проталины на весеннем снегу , истоптанном тысячами ног. Отважные городские воробьи, обсыпавшие тоненькие веточки. Россия, Родина, страна, воспетая Великими. Каждый родившийся и выросший здесь, имеет право этим гордиться.
Горжусь и я. Ведь невозможно быть равнодушным к стране с грандиозным прошлым и светлым будущим. Я_ ГРАЖДАНИН РОССИИ! Я люблю свою Отчизну и восхищаюсь ей! Я сделаю все возможное, для того что бы МОЯ Россия развивалась и процветала.
Цветущие алаасы. Величественное течение могучей Лены. Голубые снега, залитые утренним светом подслеповатого зимнего солнца. Синяя тундра. Плотная белая пелена тумана, укутавшая город, словно большой овчинный тулуп. Красные носы, румяные щеки, широкие улыбки.
Лютые морозы. Суровая северная зима. Якутия.
И 375 лет вхождения Якутии в состав России – дата, знаменательна я не только для жителей нашей республики, но и для любого другого россиянина как знак единства и неделимости нашей поистине великой страны.
И пусть каждый, кто рожден в любом их уголков нашей необъятной Родины, будет сознательным гражданином своей Родины!
И пусть каждый, кто вырос в этой величайшей стране, помнит о своем долге перед Отечеством!
И пусть каждый, кто зовет себя Гражданином, помнит не только о своих правах, но и об обязанностях.
15