Игротерапия с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья
Игротерапия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Одной из основных задач в работе с «особыми» детьми является развитие практического интеллекта и навыков самостоятельности.
Прежде чем играть, поставьте перед собой точную задачу. Задайте себе вопрос: чему нужно научить ребенка? Сравнивать предметы, отработать название цветов, классифицировать. Для того чтобы отработать эти навыки, необходимо задействовать все психические процессы: сенсорно – персептивные, психомоторное, эмоционально – волевые, познавательные в соответствии с наиболее значимой задачей на данный момент расставьте ударение в предлагаемых играх.
Специальные пособия покупать не нужно, потому что объекты наших занятий - обыкновеннее пуговицы. Важно помнить, что игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможности расширить сферу социального ориентирования детей.
Цель: интегрировать различные виды деятельности в развитие познавательных и творческих способностей детей, используя пуговицы.
Игра с пуговицами.
Пуговичный массаж.
Заполните просторный ящик разнообразными пуговицами. Нужно, чтобы пуговиц было много. Затем вместе с ребенком: опустите руки в коробку, проведите по пуговицам, захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите, разожмите руки. Погрузите руки глубоко в пуговичное «море» и «поплавайте» в нем, пересыпайте из ладошки в ладошку, сначала одной рукой, потом другой, берите по одной разнообразной пуговице, перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений.
Теперь опустите коробку на пол. Погрузите в коробку свои ножки, производите круговые движения, пошевелите пальцами ног, перетирайте между ступнями, перебирайте пальцами ног пуговицы, захватывайте пуговицы пальцами ног.
Благодаря массажу мы активируем «мануальный интеллект», который находится на пальчиках рук и ладонях. Данным образом происходит сенсорно моторное развитие, которое является важным условием успешного взаимодействия с миром. Массаж ног крайне важен для жизненно важных зон организма.
Пуговичное ожерелье
Выложите все пуговицы на стол. Рассмотрите внимательно какие красивые пуговицы, какого они цвета, размера? А теперь «Давай сделаем синее ожерелье в подарок, сестренке. Дайте задание ребенку выбрать синие пуговки. Предложите выбрать самую, самую большую. Пусть это будет центр нашего подарка - ожерелья, положите ее перед собой. Затем выбери две пуговицы, которые чуть поменьше, положи их справа и слева от самой большой. А затем выбери еще меньше. И так далее, выкладываем пуговицы полукругом и получаем ожерелье. Игра позволяет укрепить знание формы, цвета, величины и знание пространственных направлений. Кроме этого ребенок переживает радость творчества, что не менее важно. Вы можете играть, составляя различные узоры, из пуговиц варьируя формой, цветом, размером, и расположением.
Аквариум.
Для игры понадобится лоток с водой и несколько дополнительных пуговиц. Скажите ребенку: «Мы поймали на рыбалке две рыбки. Принесли их домой, у нас есть «аквариум», там живут три «рыбки». Предварительно положив туда три пуговицы. Ты хорошо запомнил, каких «рыбок» мы «поймали»? Давай мы «опустим» наших рыбок в «аквариум», и закроем наши глазки. А ты сможешь найти свою рыбку? Особенностью этой игры является взаимодействие с водой. Это с одной стороны, обогатит мир ощущений ребенка с другой стороны, позволит снять напряжение.
Рыбалка.
Скажите ребенку: «представь, что мы с тобой рыбаки. Давай отправимся на рыбалку в «пуговичное море». Наши ручки помогут нам выловить рыбку – пуговку. Опусти руки в наше море пуговиц и вылови «рыбку». Какую «рыбку» ты поймал маленькую или большую? Круглую или квадратную? Какого цвета твоя «рыбка»? Она тяжелая или легкая?
Теперь моя очередь ловить рыбку. Посмотри, какой у меня улов. Возьми мою «рыбку», давай рассмотрим, какая она? Давай положим наш улов в ведерко, закроем глаза. Опусти руки в ведро и найди свою «рыбку». Почему ты уверен, что это твоя «рыбка»?
Игра способствует развитию сенсомоторной и познавательной сфер.
Самая обычная вещь – пуговица, помогает развить познавательный интерес детей, любознательность, творческое начало. Расширился их кругозор благодаря познавательной, исследовательской деятельности. Появился интерес к познанию особенностей пуговиц, к сравнению их, и назначению, у детей формируется интерес к окружающему их миру, развилось творческое воображение.