«Адаптация студентов первого года обучения КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум»
«Адаптация студентов первого года обучения КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум»
А.Г. Зорихин,
преподаватель высшей категории,
классный руководитель
Адаптация – это приспособление личности к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства, сколько перестраиваются уже имеющиеся. Адаптация выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но главным образом в выработке фиксированных способов поведения, позволяющих справляться с трудностями.
Выделяют три уровня адаптации – психофизиологический, психологический и социально-психологический.
Психофизиологическая адаптация студентов в техникуме связана с изменением в обмене веществ и функциях органов соответственно новому режиму учёбы и отдыха. Она заключается в приспособлении к графику учебного процесса, увеличению объёма физической и эмоциональной нагрузки, режиму питания в ССУЗе.
Психологическая адаптация студентов в техникуме связана с приспособлением человека к условиям и задачам, стоящим на уровне психических процессов, свойств и состояний. Она заключается в активизации и перестройке познавательных процессов – памяти, внимания, мышления, воображения, речи, ощущений, восприятия, направленной на усвоение учебного материала по выбранной специальности.
Социально-психологическая адаптация студентов в техникуме связана с приспособлением человека к взаимоотношениям в новом коллективе как на уровне ССУЗа, так и на уровне учебной группы.
Цели программы
Отталкиваясь от определения адаптации как приспособительного процесса на физиологическом, психическом и социальном уровнях, целями данной программы являются:
1. Формирование первичной самооценки, правильности профессионального выбора.
2. Усвоение норм и правил поведения.
3. Помощь в построении межличностных отношений в группе.
4. Развитие познавательной культуры студентов.
Этапы адаптации
Адаптация студентов первого года обучения в КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум» делится на 3 этапа:
1 этап (сентябрь) – ориентировочный:
- налаживание межличностных отношений в группе,
- усвоение норм и правил поведения в техникуме.
2 этап (октябрь – январь) – приспособительный.
- формирование первичной самооценки правильности профессионального выбора,
- активизация познавательной сферы и развитие самостоятельности студентов,
- приспособление к особенностям учебно-воспитательного процесса в техникуме.
3 этап (февраль – июнь) – контрольный:
- коррекция студентов, имеющих низкую успеваемость или склонных к нарушению учебной дисциплины.
Критерии адаптации
Успешность адаптации проявляется в следующих показателях:
Отсутствует тревожность,
Сформирована первичная самооценка правильности профессионального выбора.
Наблюдается положительная динамика в посещаемости и успеваемости.
Усвоены нормы, правила и требования ССУЗа.
Построены хорошие взаимоотношения в учебном коллективе, определён внутригрупповой статус.
Содержание этапов
1 этап (сентябрь) – ориентировочный.
Направления этапа:
1.1 Знакомство с учебным заведением, его структурой и уставом:
- экскурсия по техникуму,
- классный час «Техникум: история и традиции»,
- вручение «Памятки первокурсника»,
- общее собрание для родителей.
1.2. Входящая диагностика:
- выявление мотивации обучения.
- выявление основных интересов и увлечений,
- оценка взаимоотношений в семье,
- определение особенностей характера и темперамента,
- определение социометрического статуса.
1.3. Игровой тренинг «Будем знакомы»:
- обучение преподавателей,
- проведение тренинга на классном часе.
Для ориентирования студентов в распорядке учёбы и правилах поведения в техникуме каждому из них вручается так называемая «Памятка первокурснику» (Приложение 1). В течение первой недели занятий классный руководитель проводит экскурсию для студентов, в ходе которой знакомит их с расположением кабинетов и учебных аудиторий, производственных помещений, объясняет порядок работы служб техникума – медицинской, психологической, учебной части, библиотеки.
Целесообразно один из классных часов посвятит ознакомлению с историей и традициями техникума, включив в беседу рассказ о выдающихся выпускниках ССУЗа и перспективах трудоустройства (Приложение 2).
Важным мероприятием, которое целесообразно провести также в течение первых двух – трёх недель учёбы первокурсников, является тренинг «Будем знакомы». (Приложение 3). Рекомендуем проводить этот тренинг на одной из пар, не перенося его на внеучебное время, так как непривыкшие к новому распорядку учёбы первокурсники могут придти на занятие уставшими или в неполном составе.
В течение последней недели первого месяца занятий, когда в группах первокурсников происходит взаимное знакомство и начинается процесс сплочения коллектива, педагог-психолог проводит входящую диагностику с использованием прилагаемого комплекта методик (Приложение 4). Данные диагностики обрабатываются в течение следующих двух недель и в виде обобщённой справки вручаются каждому классному руководителю.
Совместно с психологом классный руководитель определяет так называемую «группу риска» – студентов, склонных к нарушению учебной дисциплины, совершению различных правонарушений и суицидальному поведению.
В течение первого месяца возможен рост числа респираторных заболеваний среди студентов первого года обучения, а также жалобы на головную боль, что мы считаем признаком перестройки организма в условиях нового режима учёбы. Как правило, симптомы болезни исчезают на втором месяце учёбы.
2 этап (октябрь – январь) – приспособительный.
Направления этапа:
2.1. Мероприятия «День здоровья» и «Посвящение в студенты».
2.2. Тренинги командообразования.
2.3. Создание системы контроля:
- строгий учёт посещаемости и успеваемости,
- профилактика нарушений учебной дисциплины (Совет профилактики, работа психолога, индивидуальные беседы заведующих отделениями и классного руководителя),
2.4. Вовлечение студентов в работу студенческого самоуправления.
Главным содержанием этого этапа следует считать выработку у первокурсников установки на строгое соблюдение норм и правил поведения в техникуме. Чётко представляя себе требования, которые предъявляются к студенту, первокурсник быстрее приспособится к учебно-воспитательному процессу.
Классный руководитель должен выбрать актив группы, назначить старосту и распределить обязанности в коллективе. Преподаватели, классный руководитель и староста ведут строгий учёт посещаемости студентов, не допускают пропусков занятий и немотивированных опозданий. Рекомендуем не тратить время на долгое публичное выяснение причин опозданий, а завести тетрадь, где фиксировать время и причины опозданий, чтобы вести индивидуальную работу с наиболее злостными прогульщиками.
Важнейшим элементом адаптации студентов-первокурсников мы считаем работу с их родителями. Студент, повзрослев физически, но не морально и материально, всецело зависит от семьи, ориентируется на оценки родителей. Несмотря на так называемый «кризис подросткового возраста», студент склонен подчинять свои действия требованиям отца и матери. Поэтому в случаях пропуска занятий, низкой успеваемости и дисциплины классный руководитель должен в первую очередь работать с родителями Эффективны телефонные звонки, вызовы на личную встречу, а в случае злоупотребления родительскими обязанностями – вызов на Совет профилактики и письма по месту работы. Целесообразно не реже одного раза в месяц проводить родительское собрание.
В тоже время, необходимо всемерно развивать у студентов навыки самостоятельной работы:
1. Умение работать с учёбной литературой,
2. Умение грамотно распределять свое свободное время на подготовку домашнего задания и проведение досуга (лучшее время для подготовки домашнего задания – с 19.00 до 21.00).
3. Умение вовремя ликвидировать появляющиеся задолженности с помощью составления графика «Ликвидации задолженностей в течение недели» (модифицированный вариант ведения школьного дневника)
Рекомендуем классным руководителям и преподавателям максимально ограничить записи о поведении в учебных журналах. Авторитетом у студентов пользуется тот преподаватель, который не перекладывает ответственность за решение конфликта на плечи заведующего отделением или заместителя директора, а самостоятельно принимает решения во время пары. (Приложение 5)
Под тренингами командообразования мы понимаем не только специализированные психологические упражнения, направленные на сплочение коллектива (Приложение 6), но и внеаудиторные мероприятия, как, например, спортивные состязания групп, выезд на отдых, поход в кино, выпуск газет и т.п.
Особое внимание необходимо обратить на так называемых аутсайдеров, то есть лиц, общение которых в группе сведено к минимуму. Существует закономерность: если в течение двух месяцев студент не нашёл своё место в группе, то он не адаптируется. Поэтому работа с ними должна вестись после всестороннего изучения их психологических особенностей как классным руководителем, так и психологом.
Фактическим показателем успешного прохождения первокурсниками этого этапа адаптации станет сдача ими зачётов и экзаменов во время первой сессии. Рекомендуем классному руководителю составить список отстающих студентов и организовать с ними индивидуальную работу по ликвидации задолженностей. В данном случае целесообразно «понянчиться» со студентами, так как они ещё не избавились от школьных стереотипов и в ряде случаев не могут сдать сессию по причинам эмоционального, а не учебного характера («Не знаю, за что схватиться», «Преподаватели слишком требовательны ко мне», «Мне постоянно не хватает времени», «Не могу рано встать и быстро устаю к третьей паре»)
3 этап (февраль – июнь) – контрольный
На этом этапе адаптации происходит окончательное приспособление первокурсников к особенностям учебно-воспитательного процесса в техникуме. Выявляются студенты, не имеющие профессиональную мотивацию или из-за слабого уровня школьных знаний не способные усваивать материал. Очерчиваются контуры коллектива, его лидеры и аутсайдеры.
Деятельность классного руководителя на этом этапе направлена на сохранение контингента. Студенты, не имеющие профессиональной мотивации, но желающие продолжать учёбу в техникуме, должны быть сориентированы на другие специальности (гуманитарий – техник), либо максимально задействованы во внеучебной деятельности (художественная самодеятельность, спорт, наука).
Психолог проводит повторную диагностику студентов первого года обучения. (Приложение 7)
Психолого-педагогическое сопровождение студентов первого года обучения
Вид деятельности
Сроки
Примечания
Диагностика
1. Составление социально-психологических карт и выявление группы риска студентов первого года обучения
2. Отслеживание групповой динамики в студенческих группах первого года обучения
3. Диагностика профессиональной пригодности студентов первого года обучения
4. Диагностика удовлетворённости преподаванием
5. Диагностика мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы субъектов учебно-воспитательного процесса.
Сентябрь – октябрь
Апрель – май
Октябрь
Май
Ноябрь
Май – июнь
По запросам студентов, преподавателей, администрации
1. Анкета «Первокурсник» входящая
2. Опросник Шмишека
1. Анкета «Первокурсник» исходящая
2. Опросник Тейлора
1. Социометрия
1. Профориентационный опросник ДДО Е.А. Климова.
2. Опросник «КОС».
3. Тест Беннета.
4. Опросник Айзенка EPI.
5. Опросник НПУ «Прогноз»
Опросник «Преподаватели глазами студентов». Репрезентативная выборка 16 групп (по 4 от каждого курса)
Коррекционно-развивающая работа
1. Проведение тренинговых адаптационных занятий с группами студентов первого года обучения:
- «Будем знакомы»
- «Командообразование»
2. Индивидуальная и групповая работа со студентами группы риска
4. Индивидуальная коррекционная работа по разрешению учебных конфликтов
Сентябрь
Октябрь - ноябрь
По запросам студентов, преподавателей, администрации
По запросам студентов, преподавателей, администрации
Консультационная работа
1. Индивидуальное консультирование субъектов учебно-воспитательного процесса
По запросам студентов, преподавателей, родителей, администрации
Просветительская работа
1. Подготовка и составление социально-психологических характеристик студентов
2. Участие в работе школы молодого преподавателя, методических советах, в совещаниях при директоре
3. Проведение психолого-педагогических семинаров по темам:
- «Адаптация студентов первого года обучения»
- «Профилактика суицидального поведения»
В соответствии с единым планом учебно-воспитательной работы техникума
Сентябрь
Декабрь
Воспитательная работа со студентами первого года обучения
Мероприятие
Сроки проведения
День Знаний
Сентябрь
Общее родительское собрание для студентов первого года обучения
Сентябрь
День здоровья (спартакиада)
Октябрь
Конкурс газет «Техникум глазами студентов»
Октябрь
День студента
Ноябрь
Посвящение в студенты
Ноябрь
Новогоднее шоу
Декабрь
Выпуск новогодних газет
Декабрь
Татьянин день
Январь
День Святого Валентина
Февраль
Спартакиада допризывной молодёжи среди ССУЗ
Февраль
День Защитника Отечества
Февраль
Конкурс плакатов к Дню Защитника Отчества
Февраль
Международный женский день
Март
День смеха
Апрель
Городская спартакиада допризывной молодёжи
Апрель
День Победы
Май
Конкурс поздравительных плакатов к Дню Победы
Май
Приложение 2
ИСТОРИЯ КОМСОМОЛЬСКОГО-НА-АМУРЕ АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА
Накануне и в дни суровых испытаний
Техникум был создан приказом народного комиссара оборонной промышленности как «Индустриальный техникум Наркомата оборонной промышленности при Амурском судостроительном заводе». Свои двери он распахнул только 17 октября 1938 года. Тогда техникум располагался в 6 комнатах деревянного, мало приспособленного для учебных занятий барака по улице Гаражной, 4.
В 1939 году индустриальный техникум получил новое, кирпичное здание, в котором располагается и поныне. Первоначально техникум насчитывал 80 человек, обучавшихся на дневном, и 60 человек – на вечернем отделении.
Первым директором техникума стал Иван Сергеевич Утин. В 1941 году его сменил на должности директора профессиональный судостроитель Антон Васильевич Милеев. На плечи этого человека легло бремя ответственности за подготовку специалистов в военный период. Преподавательский состав судостроительного техникума был крайне малочисленным: в 1939 году по штату числилось 7 преподавателей.
В 1941 году первые 49 выпускников подучили дипломы по специальностям «Судовые машины и механизмы» и «Судокорпусостроение». Этот первый выпуск состоялся в декабре 1941-го. Поскольку учебное заведение готовило специалистов для оборонного предприятия, многие выпускники поучили бронь и остались работать на Комсомольском-на-Амуре судостроительном заводе.
Те же выпускники, кто поучил призывные повестки, частично ушли в Действующую армию, частично остались служить в войсках Дальневосточного фронта. В 1941 – 1942 гг. Комсомольский ГВК призвал в Действующую армию А.И. Силкина, В.Ф. Патрина, А.О. Андреева, А.И. Прудникова, А.К. Белянина, А.П. Антонова, А.Л. Фролова, А.Л. Шатохина, Н.Ф. Краснова. Из них до Победы дожили только участник Сталинградской битвы Алексей Леонтьевич Фролов и участник советско-японской войны Алексей Павлович Антонов.
Шла война, а город продолжал жить своей напряженной жизнью. В 1943 году армия специалистов среднего звена пополнилась двадцатью четырьмя выпускниками судостроительного техникума. В марте 1944 года третьим по счёту директором КнАСТ стал Иван Игнатьевич Литвиненко, до этого восемь лет проработавший в бюро строителей завода № 199.
Параллельно с судостроительным техникумом в Комсомольске-на-Амуре в 1938 году появилось ещё одно среднее специальное заведение – авиационный техникум. Бессменным руководителем КнААТ, а в целях конспирации именовавшимся просто «Машиностроительный техникум», на протяжении более чем 10 лет являлся Н.Г. Тихонов. Первый набор на дневное отделение авиатехникума состоялся в 1941 году.
Период восстановления
Первые послевоенные годы стали периодом интенсивного расширения Комсомольского судостроительного техникума. Подрастало новое поколение судостроителей, которые с энтузиазмом стремились овладеть сложными специальностями «Судомеханик», «Судокорпусник», «Технолог по холодной обработке металла».
С другой стороны на базе судостроительного техникума проходил обучение руководящий состав завода № 199. В конце сороковых годов на вечернем отделении КнАСТ была создана т.н. «директорская группа» из руководителей судостроительного завода.
И, наконец, третью категорию студентов КнАСТ послевоенного периода составляли молодые фронтовики, либо прервавшие учёбу в техникуме с началом войны, либо только начавшие её.
По сложившейся практике, руководить коллективом техникума в декабре 1945 г. Наркомат судостроительной промышленности доверил дипломированному инженеру-судостроителю Никите Михайловичу Лескову. Однако в отличие от своих предшественников Н.М. Лесков имел не только богатый производственный, но и руководящий опыт.
Как опытный организатор, Никита Михайлович взялся за расширение материальной базы и направлений деятельности техникума. В 1952 году было построено общежитие на 200 мест, а рядом с ним вырос и дом для преподавательского состава. В 1954 году в техникуме открылась специальность «Сварочное производство».
Параллельно продолжал работать авиационный техникум, директором которого в начале 1950-х годов стал Анатолий Афанасьевич Иванов. Если первый выпуск 1944 г. насчитывал 19 человек, то последний, пятнадцатый (1958 г.) только одной группы – уже 26.
Политехнический – это звучит гордо
Политехническим техникум именуется с августа 1958 года, когда произошло слияние судостроительного и авиационного техникумов. Ещё в 1957 г., по традиции, техникум возглавил специалист – судостроитель, бывший заместитель директора КнАСТ по учебной работе Борис Иванович Гусев. Однако после слияния двух техникумов Комсомольский политехнический возглавил Анатолий Афанасьевич Иванов.
В дальнейшем политехникумом руководили Иван Михайлович Колганов (1964 – 1980), выпускник Куйбышевского авиационного института, преподаватель спецдисциплин КнААТ, и Герман Николаевич Сонин (1980 – 1987) – судостроитель и офицер.
В 1970 г. состоялся первый выпуск студентов по специальности «Электрооборудование судов» и «Судовая автоматика». Были выпущены две группы вечернего отделения и три группы дневного отделения. В качестве дипломных работ были запроектированы и созданы лаборатории «Электрические машины» и «Теоретические основы электротехники». В дальнейшем силами студентов и преподавателей техникума были созданы лаборатории «Общей электроники», «Промышленной электроники», кабинет «Технических средств обучения» и другие.
В 1971 г. в техникуме на дневном отделении появилась новая специальность «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных предприятий и гражданских зданий». Эта специальность привлекла многих выпускников школ, т.к. готовила специалистов широкого профиля.
Одновременно с новыми специальностями в политехникуме поучило широкое развитие стройотрядовское движение. В 1967 г. впервые в крае был создан студенческий строительный отряд «Икар – 67» во главе с Иваном Алексеевичем Уваровым. Первый стройотряд возводил Амурский ЦКК, последующие сооружали канатную дорогу на руднике Фестивальный, вели строительные работы на золотом руднике Многовершинный под Николаевском-на-Амуре, отстраивали народнохозяйственные объекты в посёлке Найфельд.
Параллельно с трудовым фронтом развивался фронт спортивный. В 1960 – 1980 – е годы из стен техникума вышло несколько десятков мастеров спорта по лёгкой атлетике, пулевой стрельбе, баскетболу, велоспорту, морскому троеборью. Два выпускника нашего техникума – В. Булдыгин и А. Климов, стали мастерами спорта международного класса.
В 1980–е и 1990–е годы к уже упомянутым специальностям добавились новые: «Ремонт и обслуживание вычислительных машин и механизмов», «Менеджмент», «Маркетинг», «Товароведение», «Экономика, бухгалтерский учёт и контроль», «Правоведение».
В 2012 г. произошло слияние горно-металлургического и политехнического техникумов, в результате чего новое учебное заведение стало именоваться «авиационно-технический техникум».
Сегодня техникум это одно из крупнейших учебных заведений Дальнего Востока. Материальная база КнАПТ включает 40 прекрасно оборудованных лабораторий и кабинетов. Среди них пять компьютерных классов, лаборатории промышленной электроники, судовых энергетических установок, станков с программным управлением, сварки металлов. Учебно-производственные мастерские промышленного типа, общая площадь которых 846 м2, имеют три производственных участка – токарный, сварочный, слесарный, оснащенных современным промышленным оборудованием.
Приложение 3
Программа тренинга с группой студентов первого года обучения «Знакомство»
В арсенале средств адаптации студентов первого года обучения важное место занимают так называемые психологические тренинги – специально подобранные упражнения, которые позволяют участникам в неформальной обстановке наладить контакт друг с другом и в игровой форме раскрыть те грани своего характера, которые, может быть, незаметны окружающим в формализированном учебно-воспитательном процессе.
Особенностью тренингов является то, что они проводятся в атмосфере доверия, позволяют реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность обратной связи между участниками группы. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте. Создание климата доверия определяется особой формой проведения занятий, при которой ведущий (это может быть психолог, классный руководитель) не противопоставляет себя группе, а выступает одним из её участников и при этом также обучается и развивает свои коммуникативные способности.
Предлагаемый тренинг «Знакомство» рассчитан на студентов первого года обучения, только что приступивших к занятиям. Проводит тренинг психолог либо классный руководитель, предварительно подготовленный по программе тренинга.
Тренинг преследует следующие цели:
1. Познакомить студентов друг с другом.
2. Создать благоприятную психологическую атмосферу в группе.
3. Организовать взаимодействие студентов и помочь им раскрыть свои положительные качества.
В процессе организации и проведения тренинга ведущий должен руководствоваться следующими принципами:
1. Принцип анонимности. Занятие проходит в отдельном помещении, в котором присутствуют только ведущий и члены группы. Посторонние не допускаются. Мобильные телефоны отключаются. Всё, что сказано и сделано в процессе тренинга, остаётся в стенах игрового помещения.
2. Принцип добровольности. Никто не может быть принуждён участвовать в тренинге. В процессе тренинга участник может в любой момент покинуть помещение.
3. Принцип партнёрства. Каждый участник тренинга самостоятельно выбирает себе имя. Остальные обращаются к нему так, как он этого захочет. Все равны – нет ни плохих, ни хороших участников.
Тренинг состоит из трех частей:
1. Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. Ведущий может иметь большую «копилку» таких упражнений и использовать их в зависимости от ситуации в группе.
2. Основное содержание. Эта часть включает в себя лекции, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.
3. Рефлексия. В конце каждого занятия следует оставлять время на то, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении.
План тренинга «Знакомство» (40 минут)
Необходимый материал: квадратики чистой белой бумаги, фломастеры и булавки по числу участников, 6 комплектов из 5 квадратиков разного цвета (красный, чёрный, синий, зелёный, белый, жёлтый), 6 яиц, 12 шариков, 12 верёвочек длиной 1 м, теннисный мячик, секундомер.
I этап – разминка (10 минут)
1. Вступительное слово. Ведущий объясняет цели проведения тренинга, знакомит участников с его принципами
2. Упражнение «Знакомство». Все размещаются по кругу. Каждый участник группы подписывает на квадратике белой бумаги своё имя и перечисляет три основных качества, которые его характеризуют. Затем участники по очереди представляются и рассказывают, почему они написали именно эти качества.
В конце упражнения проводится «Цепочка»: участники повторяют имена всех сидящих перед ними, после чего прибавляют своё. Б
После этого бэджики прикрепляются к одежде.
3. Упражнение «Комплимент». Каждый участник должен сказать соседу что-нибудь приятное вслух. Обращаться нужно по имени, сказанное должно быть приятно слушающему, а не говорящему. Как вариант можно использовать мягкий теннисный мячик, который перебрасывают участнику группы и после этого произносят комплимент.
4. Упражнение «Пишущая машинка». Каждый участник – это буква пишущей машинки. Ведущий называет слово, определённая буква хлопает в ладоши, потом все вместе, потом следующая буква и т.д. Если слово написано неправильно, то оно «перепечатывается».
В упражнение можно внести элемент соревновательности: после разминки участникам поочерёдно даются 3 слова – «фломастер», «пароходик», «минералка», которые необходимо написать как можно быстрее. Засчитывается лучшая попытка.
II этап – основное содержание (20 минут)
1. Упражнение «Моё настроение». Ведущий раскладывает на столе 6 комплектов из 5 квадратиков разного цвета и предлагает участникам поочерёдно выбрать тот цвет, который соответствовал его настроению перед тренингом. Одинаковые цвета объединяются в группы.
2. Упражнение «Чудо-счёты». Каждой группе на «раз-два-три» надо выкинуть на пальцах такие цифры, чтобы их сумма равнялась заданной ведущим. Упражнение повторяется до результата. Выигрывает та группа, которая за минимальное количество попыток справится с заданием.
3. Упражнение «Интуиция». Ведущий предлагает группам решить следующую задачу: «С помощью 2 воздушных шариков и 2 верёвочек длиной 1 метр упакуйте куриное яйцо таким образом, чтобы оно не разбилось, упав с высоты полтора метра». На решение задачи даётся 10 минут. Побеждает та группа, у которой яйцо не разобьётся.
Примечание. Задача не имеет решения. Цель упражнения – организовать вербальное и невербальное взаимодействие участников группы.
III этап – рефлексия (10 минут)
1. Упражнение «Обсуждение». В заключение участники группы рассаживаются по кругу и обсуждают вопросы:
1. Какие проблемы общения возникали в процессе выполнения заданий?
2. Как эти проблемы решались?
2. Упражнение «Закрепление». Все снимают с груди свои бэджики с именами. После этого участникам предлагается построиться друг за другом по именам в алфавитном порядке.
Приложение 4
Анкета «Первокурсник» входящая
Ф.И.О. __________________________________ Группа ________________
Дата ______________________
Ответьте на вопросы анкеты
Почему Вы поступили в политехникум? __________________________________________
Чем Вам нравится или не нравится будущая профессия?____________________________
Чем Вы увлекаетесь? Если спортом, то каким видом?_______________________________
У Вас хорошие отношения с родителями?_________________________________________
Часто ли в Вашей семье происходят конфликты? __________________________________
Назовите ключевые черты своего характера_______________________________________
Оцените свои взаимоотношения с одногруппниками по 5-балльной шкале (подчеркните):
1 – очень плохие
2 – плохие
3 – удовлетворительные
4 – хорошие
5 – отличные
Закончите предложение
Я всегда хотел________________________________________________________________
Будущее кажется мне__________________________________________________________
В моей семье_________________________________________________________________
В учёбе мне больше всего нравится______________________________________________
Думаю, что я достаточно способен_______________________________________________
В школе мои учителя__________________________________________________________
Меня выводит из себя, когда____________________________________________________
Руководить людьми___________________________________________________________
Когда я закончу учёбу_________________________________________________________
Представьте, что в аудитории установили многоместные парты. Одно место Ваше. Напишите фамилии тех 7 одногруппников, с кем бы Вы хотели сидеть за этой партой в течение первой недели___________________________________________________________
Анкета «Общежитие»
Ф.И.О.__________________________ Группа________ Дата____________________
С какими проблемами Вы столкнулись при заселении в общежитие?
Конфликты с жильцами.
Плохие бытовые условия.
Не высыпаюсь.
Плохо питаюсь, не успеваю готовить.
Слишком жёсткие ограничения со стороны администрации.
Не могу организовать свой досуг.
Скучаю по дому.
Свой вариант (написать)________________________________________________________
2. Какие у вас взаимоотношения с товарищами по комнате? ________________________
3. Как вы проводите своё свободное время? ________________________________________
4. Хотели бы вы переселиться в другую комнату? Почему?__________________________
5. Возникали ли у вас в общежитии конфликты? Почему?___________________________
6. Какую помощь оказывает вам администрация общежития?_______________________
7. Обращались ли вы за помощью к воспитателю общежития?_______________________
8. Оцените способности воспитателя по разрешению ваших проблем (по 5-балльной шкале)
1 – не способна их разрешать
2 – перекладывает их разрешение на других
3 – иногда помогает решать проблемы
4 – оказывает помощь практически всегда
5 – быстро и качественно помогает
9. У вас хватает времени на выполнение домашнего задания и самоподготовку? Если нет, то почему?_________________________________________________________________
10. Оцените свой контакт с дежурными вахтёрами общежития (по 5-балльной шкале)
1 – очень плохой
2 – плохой
3 – удовлетворительный
4 – хороший
5 – отличный
Опросник Айзенка ЕРI
1.Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям?
2.Вы часто чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять?
3.Вы беззаботный человек?
4.Вам трудно отказываться от своих намерений?
5.Вы обдумываете свои дела не спеша и предпочитаете подождать, прежде чем действовать?
6.Вы всегда сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?
7.У Вас часто бывают спады и подъемы настроения?
8.Вы обычно быстро действуете и говорите и не растрачиваете много времени на обдумывание?
9.У Вас возникало когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
10.Вы способны на спор решиться на все?
11.Вы смущаетесь, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
12.Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
13.Вы часто действуете необдуманно, под влиянием момента?
14.Вас часто беспокоит мысль о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?
15.Вы предпочитаете чтение книг встрече с людьми?
16.Вас легко задеть?
17.Вы любите часто бывать в компании?
18.У Вас бывают иногда такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?
19.Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все «горит» в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
20.Вы стараетесь ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?
21. Вы много мечтаете?
22.Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?
23. Вас часто терзает чувство вины?
24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
25. Вы способны дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
26. Ваши нервы часто бывают напряжены до предела?
27. Вас считают человеком живым и веселым?
28. После того как дело сделано, Вы часто возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?
29. Вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?
30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что Вам не спится, потому что разные мысли приходят в голову?
32. Верно ли, что Вам часто приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?
33. У Вас бывает сильное сердцебиение?
34. Вам нравится работа, которая требует пристального внимания?
35. У Вас бывают приступы дрожи?
36. Вы всегда говорите о знакомых людях только хорошее даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?
37. Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
38. Вы раздражительны?
39. Вам нравится работа, которая требует быстроты действия?
40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях, которые могли бы произойти, но не произошли?
41. Вы неторопливы в движениях?
42. Вы когда-нибудь опаздывали на учёбу или тренировку?
43. Вам часто снятся кошмары?
44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?
45. Вас беспокоят какие-нибудь боли?
46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
47. Вы можете назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?
49. Вас легко задевает критика Ваших недостатков или работы?
50. Вы уверенный в себе человек?
51. Трудно ли получать настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?
52. Вас беспокоит чувство, что Вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
54. Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Вы беспокоитесь о своем здоровье?
56. Вы любите подшучивать над другими?
57. Вы страдаете бессонницей?
Приложение 5
«Профессиональная культура преподавателей и её влияние на качество учебно-воспитательного процесса».
Не секрет, что зачастую неуспеваемость и слабая дисциплина студентов связаны не с их плохими знаниями или некачественным воспитанием, а с недостаточной профессиональной культурой педагогов.
Термин «педагогическая культура» многогранен и в упрощённом виде понимается как умение преподавателя находить адекватное решение ситуаций педагогического общения.
Учебные журналы техникума пестрят записями:
«Иванов, Смирнов, Петров весь урок разговаривали, на замечания не реагировали».
«Ипатов и Запарин не пишут самостоятельную работу, хохочут и разговаривают. Ни на какие уговоры не поддаются».
«Сидоров на практической работе игрался мобильным телефоном, на замечания не реагировал».
«Ходили во время урока Козлов, Артёмов, Сонин, Мишин, рисовал на парте Андреев. Безобразно ведёт себя Смирнов. Прошу вызвать родителей».
Неужели студенты настолько невоспитанны, что не могут соблюдать учебную дисциплину? И даст ли эффект отчисление наиболее оголтелых возмутителей спокойствия?
Понять, ЧТО делать со студентами можно, только поняв, ПОЧЕМУ они так себя ведут. Не секрет, что восприятие поведения студента напрямую связано с его личными качествами. Исследованиями учёных доказано, что «ершистые», беспокойные ученики, как правило, заносятся в категорию трудновоспитуемых, а студенты, демонстрирующие подчинение, оцениваются как благополучные (А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, 2000).
Поэтому педагог-профессионал всегда выдвигает несколько гипотез относительно поведения студента, не ограничивая себя стереотипными умозаключениями типа: «Петров – болтун и бездельник. Семья виновата» или «Каким невоспитанным он пришёл в техникум, таким и уйдёт».
Возьмём, например, такую распространённую ситуацию, как разговоры в аудитории.
Гипотеза 1: «Студенты болтают, поскольку устали от монотонной однообразной работы – записи конспекта лекции».
Гипотеза 2: «Студенты болтают, поскольку преподаватель недостаточно требователен в вопросах дисциплины на занятии».
Гипотеза 3: «Болтают не все, а 1-2 человека, которые как магнит притягивают к себе внимание окружающих».
Гипотеза 4: «Студенты болтают, поскольку не загружены никакой работой».
Проверяя свои догадки, преподаватель в конечном итоге вычленяет ту единственную причину, по которой студенты разговаривают у него на занятии, и принимает соответствующие меры.
Вернёмся к записям из учебных журналов и попробуем понять, как поступить в каждой из перечисленных ситуаций:
1. Студент веселится на занятии и активно болтает с соседями. В таком случае необходимо сделать ему спокойное замечание, чтобы не перевозбуждать нервную систему: «Николай, не болтай, ты мне мешаешь» и либо загрузить индивидуальной работой по карточкам, либо пересадить к молчунам, либо предупредить, что он будет вызван к доске или спрошен с места. При дальнейших разговорах студента можно указать ему: «Ты хочет испортить отношения со мной? Но ведь тебе, а не мне сдавать зачёт!».
Важно говорить всё это, глядя студенту в глаза, практически без жестов, со стальными нотками в голосе и несколько поджав губы, демонстрируя превосходство и даже презрение. Хороший приём – пристальный взгляд на студента, когда он первым должен отвести глаза от преподавателя.
2. Студент отпросился в туалет и до конца пары покинул аудиторию. В таком случае один из вариантов решения проблемы – объявить группе, что в туалет отныне студенты будут выходить только после того, как пришёл ушедший. В противном случае пускай терпят. Ушедшему студенту ставится «нб», а в ответ на его претензии предлагается представить лекцию и ответить на вопросы по изученному материалу.
3. Студент играет или разговаривает по сотовому телефону. Варианты реагирования могут быть разные – мягким вежливым голосом, с лёгкой улыбкой попросить убрать телефон, ссылаясь на то, что это мешает преподавателю и студентам; дать индивидуальное задание; предложить перенести свой разговор на время перемены, объяснив, что устав техникума запрещает телефонные переговоры на парах и это грубое нарушение дисциплины. Но ни в коем случае не надо бросаться и отбирать телефон. Высшим проявлением пед. мастерства будет ситуация когда студент сам уберёт или отдаст на хранение телефон. Попытка отобрать телефонный аппарат является свидетельством слабой педагогической культуры.
Естественно, что каждый из приведённых вариантов реагирования на нестандартную ситуацию педагогического общения строго индивидуален, и зависит как от самой ситуации, так и от личных качеств и пед. мастерства преподавателя.
Педагогическая культура не возникает спонтанно, она формируется в результате ежедневного анализа своих успехов и неудач, обмена опытом с ведущими преподавателями, а также благодаря изучению теоретической составляющей педагогики и психологии.
«Психолого-педагогические проблемы взаимодействия преподавателя и студенческого коллектива»
Педагогические конфликты между преподавателями и студентами могут быть вызваны следующими причинами:
1. Особенности личности и деятельности студента:
А). Отсутствие мотивации на получение знаний по конкретному предмету или профессии в целом.
Б). Эмоциональная нестабильность.
В). Неадекватная самооценка.
Г). Отсутствие навыков общения и взаимодействия.
2. Особенности личности и деятельности педагога:
А). Неумение планировать и контролировать ход занятия.
Б). Неумение заменять один вид деятельности другим на фоне утомления студентов.
В). Неумение адекватно оценивать знания.
Г). Неспособность распределять и переключать внимание.
Д). Методические изъяны в деятельности преподавателя – бессистемность, сухость изложения, слабая база знаний.
3. Особенности функционирования студенческих коллективов:
А). Упрощённая мотивация получения знаний.
Б). Борьба за лидерство в коллективе, наличие группировок.
В). Инфантильность поведения, обусловленная возрастом.
Поведение преподавателя в конфликте, вызванного особенностями личности и деятельности студента.
Отсутствие внутренней мотивации достаточно сложно компенсировать чем-либо, поэтому во избежание конфликтов создавайте студентам внешнюю мотивацию: «Учёба необходима для получения престижной работы», «Прояви себя в спорте или художественной самодеятельности».
Эмоциональная нестабильность студента, как правило, вызвана либо особенностями нервной системы, либо дефектами семейного воспитания. Особенно эмоционально возбудимы студенты из неполных семей, чаще всего юноши, воспитываемые матерью.
Психологи выделяют четыре типа темперамента:
1. Холерик. Весьма общителен. Обладает большой жизненной энергией, бывает импульсивен, несдержан. Очень изменчив в настроении. Легко переключается с одного дела на другое, часто не доводит начатое до конца. Плохо справляется с монотонной, однообразной работой. Любит руководить людьми.
2. Сангвиник. Имеет ровный, спокойный характер. Достаточно общителен, может вписаться почти в любую компанию. Эмоционально стабилен, хорошо справляется с монотонной работой.
3. Флегматик. Малообщителен. Устойчив в своих взглядах и принципах. Эмоционально стабилен, медлителен. Сдержан в выражении чувств. Хорошо выполняет монотонную работу.
4. Меланхолик. Малообщителен. Хорошо понимает чувства собеседника. Эмоционально чувствителен, раним. Застенчив, ему не хватает жизненной энергии. Не любит руководить, хороший подчиняется.
Самыми проблематичными являются студенты-холерики, которые устают от длительной однообразной работы, например, конспектирования занятия или решения задач, и пытаются компенсировать свою усталость, переключаясь на общение с друзьями или демонстративные действия.
Поэтому в работе с холериками помните главное правило: чаще предоставляйте им возможность публично отвечать, загружайте их индивидуальной работой, изолируйте их от привычного окружения собеседников.
Особый случай представляет неадекватная самооценка у студента. Такой человек, как правило, склонен либо к демонстративному поведению, переоценке своего жизненного опыта и знаний, либо к самоизоляции. В отдельных случаях происходят частые либо резкие колебания самооценки, делающие поведение студента малопредсказуемым.
Правила поведения со студентами, имеющими завышенную самооценку, следующие:
1. Не позволяйте им демонстрировать своё превосходство над окружающими.
2. Подбирайте для них такие задания, которые помогут им оценить реальный уровень своих знаний, в том числе задания повышенной сложности.
3. Будьте готовы работать с ними индивидуально, так как такие студенты никогда публично не признают своих ошибок, но готовы к конструктивному обсуждению своих недостатков наедине с преподавателем.
4. Научите их планировать свою деятельность.
5. Избегайте публичного выяснения отношений с ними, но будьте готовы публично хвалить их за результативную работу.
Студенты, имеющие заниженную самооценку, нуждаются в контроле, так как иногда прибегают к демонстративным действиям для повышения своего статуса внутри группы.
Хорошим приёмом в разрешении конфликтов со студентами, неумеющими общаться, является метод интроспекции. Преподаватель предлагает студенту поменяться ролями и поставить себя на место педагога. При этом преподаватель демонстрирует студенту его поведение, а затем предлагает ответить на вопрос: «А как бы я повёл себя, если бы мне мешали вести занятие».
Пять золотых правил поведения преподавателя в конфликтной ситуации:
1. Оцените эмоциональное состояние студента и мотивы его конфликтного поведения.
2. Обращайтесь к студенту по имени, даже тогда, когда вы сердиты на него.
3. Фокусируйте внимание на поведении, а не на личных качествах студента.
4. Не отвечайте на крик криком.
5. Внимательно и до конца выслушайте собеседника.
Поведение преподавателя в конфликте, связанного с недостатками его деятельности
Как правило, следствием ошибочных действий преподавателя становится либо чрезмерная требовательность к студентам, либо заигрывание с ними, попытка сократить социальную и психологическую дистанцию. Поэтому в общении со студентами преподаватель должен сохранять одинаковое отношение ко всем, не выделяя «любимчиков» или «плохишей».
Ошибкой многих преподавателей является формирование стереотипного взгляда на конкретных студентов. Предвзятое отношение к студенту напрямую зависит от уровня его знаний или поведения на занятиях. Неопытный преподаватель не может избавиться от устоявшегося отношения к студенту, даже если тот демонстрирует хорошие знания или меньше нарушает дисциплину. Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если преподаватель допустил ошибки в анализе поступка студента, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Поэтому периодически пересматривайте свои взгляды на студентов, отнесённых вами к категории «трудных».
Поведение преподавателя в конфликте, вызванного особенностями функционирования студенческого коллектива
Описывая деятельность малой группы, психологи акцентируют внимание на двух её феноменах – сдвиге риска и конформизме.
Сдвиг риска – принятие человеком более рискованного решения в группе, нежели индивидуально.
Конформизм – подчинение меньшинства мнению большинства.
В студенческом коллективе «сдвиг риска» проявляется в демонстративном поведении кого-либо из студентов: выкрики с мест, громкие заявления, постоянные споры с преподавателем. В некоторых случаях студенты, стремящиеся продемонстрировать своё превосходство над преподавателем и тем самым получить более высокий статус, провоцируют педагога, став под сомнение его знания или задавая вопросы по материалу повешенной сложности.
Оказавшись в такой ситуации, преподаватель должен честно признаться, если не готов дать правильный ответ и на следующем занятии сообщить запрашиваемую информацию. С другой стороны, чтобы провоцирование преподавателя не входило в привычку студентов, наиболее любознательным стоит предложить самостоятельно подготовить развёрнутый ответ с использованием дополнительной литературы.
«Конформизм» проявляется в стереотипном поведении и реагировании на преподавателей или одногруппников в студенческом коллективе. В некоторых группах считается эталоном нарушение дисциплины на парах.
Однако конформизм как феномен функционирования малой группы может быть использован против нарушителей учебной дисциплины. Эффективным приёмом является апелляция к групповому мнению: «Будем работать или выяснять отношения?», «Продолжим освоение материала на перемене?», «Почему один человек должен мешать всей группе?», что вызовет порицание группой нарушителя учебной дисциплины и устранит конфликт.
Приложение
10 ошибок преподавателей (А.А. Реан, Я.Л. Коломенский, 2000)
№
Ошибка
Характер ошибки
Коррекция ошибки
1
«Не делать ошибок»
Я боюсь признавать свои ошибки, допущенные в изложении материала, так потеряю авторитет у студентов.
1. Ошибки допускают все.
2. Не бойтесь признать ошибку, если вы действительно не правы.
3. Для продуктивного разрешения ситуации используйте фразы:
«Молодец, что ты заметил ошибку. Я допустил её умышленно. Хотел посмотреть, кто же всё-таки внимателен».
«Ошибка несущественная, я сделал её случайно».
«Извините, ребята, я ошибся. Исправьте у себя в тетрадях».
2
«Старайтесь делать вид, что всё всегда знаете»
Преподаватель пытается дать ответ на вопрос студента, который выходит за рамки его компетентности.
1. Знать всё невозможно.
2. Попытка быть «преподавателем-всезнайкой» может породить постоянные провокации со стороны студентов.
3. Для продуктивного разрешения ситуации используйте фразы:
«Я об этом ничего не знаю, но обещаю посмотреть».
«Вопрос интересный. Мы обязательно вернёмся к нему чуть позже, а пока не будем отвлекаться» (На следующем занятии обязательно дайте ответ)
3
«Ничего страшного. Ну, сорвалось»
Преподаватель переходит на крик или оскорбления, если студенты нарушают дисциплину.
1. Студенты не виноваты в том, что вы устаёте и перегружены.
2. Не можете контролировать себя – не работайте с людьми.
3. Обыгрывайте ситуации фразами:
«Ведите себя как взрослые люди».
«Относитесь к другим также как вы хотите, чтобы они относились к вам».
4. При перегрузках и напряжении больше свободного времени отводите отдыху и физической активности (прогулки на свежем воздухе, бассейн).
4
«Опять опоздание»
Преподаватель устраивает разнос или не пускает в аудиторию опоздавших
1. Установите, кто на какие занятия и в какие дни опаздывает.
2. Доступ в класс свободный. Сделайте пометку, не акцентируйте внимание на публичном выяснении причин опоздания, переговорите с опоздавшим индивидуально.
3. Для «опаздывающих умышленно» лучшее лекарство – требовательность и строгость (коллективное порицание, работа по индивидуальным заданиям, подготовка учебной аудитории к занятиям)
5
«Снова двойка»
Самое действенное средство стимулирования работы студента и поддержания дисциплины в группе – наказание плохо оценкой.
1. Нельзя подменять «знания» «поведением».
2. Часто плохие, пусть даже заслуженные, отметки снижают у студентов веру в свои силы. Студент становится безразличным к двойкам. Он смиряется с положением неуспевающего.
3. Поймите, что стоит за слабой успеваемостью студента – плохая база знаний, отсутствие мотивации или ваши методические промахи.
6
«Тоже мне, Толстой нашёлся!»
Преподаватель наделяет оскорбительными эпитетами студентов, демонстрирующих слабые знания или плохое поведение.
1. Оскорбление – это признак собственного бессилия.
2. Оскорбление ведёт к отчуждению преподавателя от студенческого коллектива и появлению у него оскорбительного прозвища.
7
«Всё видеть и всё замечать»
Преподаватель ежесекундно контролирует действия студентов на занятии, отмечая малейшие нарушения дисциплины.
1. Дисциплина на занятии зависит не от количества замечаний, а от доступности и интересности изложения материала.
2. Профессиональная наблюдательность педагога состоит не только в умении видеть всё, что заметно, но не замечать всего, что видно.
3. Переключайте внимание студентов с одного вида деятельности на другой, если они явно устали.
8
«Отметка – «кнут» и «пряник» процесса обучения»
Преподаватель пытается оценить каждый ответ студента во время занятия. В результате хорошая оценка превращается в самоцель обучения студента.
1. Для дифференцированной оценки знаний студентов используйте рейтинговую систему контроля.
9
«Не в вопросах, а в ответах суть учения»
Преподаватель не умет адекватно знаниям и языку студента сформулировать вопрос.
1. Дайте студентам время обдумать вопрос и подготовить ответ на него.
2. Не задавайте множество «мелких» и «бессистемных» вопросов.
3. Учитывайте уровень знаний студентов и задавайте им вопрос соответствующей категории сложности.
10
«Не сметь своё суждение иметь!»
Преподаватель сводит учебный процесс к механическому заучиванию и воспроизведению материала
1. Научите студентов самостоятельно работать и самостоятельно рассуждать.
2. Проявлять интерес к чужому мнению – признак педагогической культуры и мастерства.
3. Самостоятельность суждений порождают интерес к получению дополнительных знаний.
Приложение 6
Тренинги командообразования
В процессе общения человек решает три задачи: обменивается информацией, оценивает собеседника и организует совместную с ним деятельность (Г.М. Андреева, 1996). Поэтому без развитых коммуникативных и организаторских способностей молодой выпускник – руководитель среднего звена, не сможет успешно адаптироваться и работать в трудовом коллективе.
Действенным средством развития коммуникативной культуры личности являются психологические тренинги. Их организатором и ведущим выступает либо психолог, либо классный руководитель. Моделирование ситуаций общения внутри учебной группы формирует у студентов прочные навыки успешного взаимодействия с партнёрами в трудовой и личной жизни.
Следует учитывать, что процесс общения состоит из трёх этапов:
1. Установление контакта.
2. Передача и получение информации.
3. Завершение беседы.
Грамотный коммуникатор ведёт общение одновременно по двум каналам – вербальному и невербальному. К вербальному общению относится наша речь, её смысловое содержание, к невербальному – мимика, пантомимика, жесты, взгляд, интонация и тембр голоса, межличностная дистанция.
Предлагаемые ниже тренинговые упражнения направлены на развитие у студентов навыков вхождения в контакт с собеседником, грамотной передачи и получения от него информации при помощи вербальных и невербальных средств, а также логичного завершения беседы.
При проведении тренингов в группе необходимо помнить о следующих правилах:
1. Студенты участвуют в занятии только добровольно.
2. Всё, что происходит на занятии, остаётся между его участниками.
3. Обращение к участнику зависит от того, какое игровое имя он себе выбрал.
4. Нельзя высказывать оценки в отношении участников.
Знакомство
Все размещаются за круглым столом. Каждый на бумаге подписывает своё имя и перечисляет три основных качества, которые его характеризуют. Затем каждый по очереди рассказывает немного о себе и почему он написал эти качества.
Комплимент (умение устанавливать контакт)
Каждый должен сказать соседу что-нибудь приятное вслух. Обращаться необходимо по имени, сказанное должно быть приятно слушающему, а не говорящему.
Испорченный телефон (невербальное общение)
Все сидят в кругу с закрытыми глазами, кроме ведущего и еще одного участника. Ведущий жестами и мимикой показывает какую-нибудь эмоцию. Тот, кому он её показал, «будит» соседа и старается по-своему передать ту же эмоцию (игроки, уже передавшие эмоцию, наблюдают за происходящим молча). Игра идет по кругу. Последний игрок должен сказать, какую эмоцию ему передали.
Во время выполнения упражнения проходят два-три круга.
Анабиоз (невербальное общение)
Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» к «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора», на которую отводится одна минута, вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реаниматор» не имеет права ни прикасаться к «замороженному», ни обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает, это взгляд, мимика, жест и пантомима.
Признаками успешной работы «реаниматора» можно считать непроизвольные реплики «замороженного», его смех, улыбку и другие проявления эмоциональной жизни. Критерии выхода из анабиоза, которые могут варьировать от явных нарушении молчания и неподвижности до едва заметных изменений в выражении лица, устанавливаются самими участниками в зависимости от уровня их «квалификации».
Дискуссия (невербальное общение)
Группа разбивается на тройки. В каждой тройке обязанности распределяются следующим образом.
Первый участник играет роль «глухого-и-немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жест и пантомима.
Второй играет роль «глухого-и-паралитика». Он не слышит, но располагает жестами, зрением и пантомимой.
Третий «слепой-и-немой». Он способен только слышать и показывать.
Всей тройке предлагаются задания: договориться о месте встречи в городе, о подарке имениннику или о том, в какой цвет красить забор.
Ощущения (эмпатия)
Можем ли мы ощутить человека, стоящего рядом?
Встаньте в круг поближе друг к другу. Закройте глаза. Теперь пусть каждый возьмет правой рукой руку соседа. Вашу левую руку возьмет сосед справа.
Подержите руку соседа в своей. Постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться. Сконцентрируйте внимание на ладони соседа справа. Оцените свои субъективные ощущения. Какие чувства вызывает у вас прикосновение к руке партнера? Что вы можете сказать о его состоянии?
А сейчас откройте глаза, опустите руки. Что вы скажете о состоянии своего партнера? Скажите ему об этом, а партнер должен оценить ваше высказывание. Кто оказался наиболее точным в своих ощущениях? Как эксперт, поднимите руку и оцените работу своего коллеги по 5-балльной системе. Соответственно поднимайте столько пальцев, во сколько баллов вы оценили его работу.
Мотивы (упражнение на идентификацию)
Обычно любые действия человека имеют явные или скрытые мотивы. Наверняка, в жизни у каждого были случаи, когда он совершал какие-то действия, не объяснимые здравым смыслам, но разгадка которых вполне возможна путем последовательного анализа предыдущих событий.
Для начала произвольно разделитесь на пары. Желающие могут объединиться в группу аналитиков с ведущим. В каждой паре желающий рассказывает о некотором своём поступке, скрытые мотивы которого остаются для вас загадкой. Напарник путем наводящих вопросов попытается выяснить факты, предшествующие этому событию и установить причинно-следственную связь между событием и его предпосылками.
Итак, в каждой паре один является рассказчиком, другой - экспертом-аналитиком. Начали. Спасибо. Предлагаем поменяться ролями. Просим вас. Заканчиваем. Под руководством ведущего обменяйтесь мнениями и сделайте соответствующие выводы.
Следствие ведут знатоки (идентификация, умение слушать)
Сформулируйте и очень коротко осветите своему партнеру ситуацию, в которой вы находились, до конца не докопавшись до истины. Затем наводящими вопросами подведите вашего собеседника к дознанию истины, не раскрывая её прямо. Для объективности возьмите листок бумаги, сложите его вдвое. Напишите то, что должен ваш напарник извлечь из вашего рассказа.
Итак, разделитесь на пары, вспомните какую-то историю из вашей практики, запишите на листочке то, до чего должен дознаться ваш напарник. Начали.
Начинает сидящий справа в каждой паре, затем игру продолжает сидящий слева. Рассказчик описывает ситуацию, а его коллега пытается провести дознание.
Какие можно рекомендовать приемы?
В роли слушателя: внимательное слушание, сопоставление, наводящий вопрос, обращения к личности, риторический вопрос, вопрос врасплох на неожиданную тему, анализ неточностей.
В роли рассказчика: обобщения, анализ, структурирование, выделение главного, связей, сопоставление, объяснение, доказательство, критика, классификация, выдвижение гипотез, поиск аналога, использование наглядности, моделирование, определение критериев и т.д.
Поменяйтесь ролями. Те, кто получил в награду от своего напарника доказательства своей правоты в виде записки, поднимают вверх эту записку. Ведущий должен подсчитать победителей этой игры и предоставить слово по очереди всем парам, где есть победители.
Переводчик (умение слушать, резюмирование)
Это упражнение поможет научиться слушать друг друга, а главное – вслушиваться в то, что говорят другие.
Разделитесь на пары. Задание одному из игроков в паре: рассказать о себе нечто достаточно длинное. Его партнеру – другое задание: внимательно слушать визави и, одновременно, мысленно делать краткий мысленный пересказ его речи, так, как если бы это был синхронный перевод с иностранного языка. В процессе слушания "переводчик" имеет право останавливать повествование, когда почувствует, что ему пора переводить, после чего он пересказывает своими словами услышанное. Затем рассказ продолжается...
В заключение рассказчик говорит о том, насколько он удовлетворен "переводом" - насколько правильно воспринимались и пересказывались его мысли. Обменявшись мнениями, партнеры меняются ролями, и теперь уже бывший рассказчик становится переводчиком.
Собеседование (умение входить в контакт, презентовать себя и завершать беседу)
Вы – работники одной фирмы. В этой фирме действует совет по приёму новых работников. В этот совет входят представители разных подразделений. Каждый из вас может выбрать роль по душе. Это может быть и менеджер, и главный инженер, и директор фирмы или заместителю маркетингу и т.д. Вы задаете претенденту вопросы. При этом помните, что это не монолог, поэтому необходимо так организовать обмен мнениями в виде вопросов и ответов, чтобы в нем участвовали все.
Распределите роли. Каждый возьмите листочек бумаги и напишите, какую роль вы будете играть. Учтите, роли будут меняться, поэтому каждый пройдет через каждую роль. На изготовление записок с вашими ролями, отводится 30 секунд.
Роли распределены. Претендент занимает место в центре. Он может даже встать, выйти и зайти, как положено, чтобы занять свое место. Комиссия готовит вопросы, чтобы через 2-3 минуты вынести свой приговор, берёт ли она претендента на предлагаемую должность или нет.
Претендент выходит вперёд и рассказывает о себе.
А теперь передвиньте все записи вправо и поменяетесь ролями. Вперед выходит новый претендент. Собеседование начинается. В результате выносится приговор, насколько ценен сотрудник в лице этого претендента.
В роли претендента должен выступить каждый участник тренинга.
Выход из неожиданной ситуации (развитие способностей убеждать)
Одному из участников игры предлагается найти выход из заданной весьма сложной жизненной ситуации.
Например, он, почти обнаженный, стоит в автобус. Остальные участники игры помогут ему, сыграв роль пассажиров автобуса. Его ближайшая цель – раздобыть одежду.
Он же находится на вокзале без копейки денег, не имея знакомых в этом городе. Перед ним встает задача – раздобыть денег на билет или хотя бы устроиться на ночлег.
Затем попробуйте проиграть другие ситуации, более сложные, так как в них участвуют знакомые или близкие друг другу люди. Действующим лицом является не один, а двое-трое. Например, ситуация, когда один из участников игры условно входит в свою квартиру и обнаруживает там опять-таки условного вора. Как им удастся разрешить сложившуюся ситуацию - оценят зрители.
Другая группа может играть такую роль. Например, муж приходит домой, а жена не одна. В ситуации, подобной первой и второй, интересны действия всех участников, занятых в данный момент в игре.
Оцените наиболее интересные решения.
Чтение с импровизацией (развитие навыков экспромта в общении)
Каждый берёт листочек с текстом и по очереди читает его с выражением собравшимся. Задание: экспромтом добавить в текст некоторые фразы, которые коренным образом меняли бы содержание отрывка. Менять содержание исходного текста нельзя. Участники пробуют определить, что от себя добавил чтец. Победителем будет тот, кто добавил наиболее оригинальные фразы.
Тактика (развитие организаторских способностей)
В речевом общении можно выбрать разные тактики поведения: уступка, избегание, соперничество, сотрудничество, компромисс. Сейчас вам представится возможность апробировать эти тактики в действии.
Разбейтесь на пары. Определите для себя роли. В каждой паре один будет начальник, другой – подчиненный.
Представьте себе ситуацию: в конце рабочего дня начальник подходит к сотруднику. Конец месяца, подразделение загружено срочными делами, и между начальником и подчиненным происходит разговор: "Я прошу вас остаться после работы, чтобы доделать горящие дела". Подчиненный: "Не могу, рабочий день уже закончился".
Цель каждого: найти тактику поведения и выиграть.
Вопрос ко всем: кто в каждой паре выиграл? Начальник или подчиненный? Победитель поднимает руку. Если преимущество не очевидное, можно руку не поднимать.
Следующий тур соревнования. Ведущий выбирает одного из тех, кто победил в роли начальника, и другого победителя в роли подчиненного. Пусть они сыграют заново сцену для всех.
В заключение оценки, кто же во всей этой игре был на самом высшем уровне
Взаимодействие (развитие организаторских способностей)
Оснащение. До начала занятия на стол кладется несколько кусков мела и рядом с ними свернутый отрезок веревки.
К доске приглашаются трое добровольцев.
Вы бригада и должны работать вместе. У вас полторы минуты, чтобы нарисовать на доске окружность. Все, что необходимо для работы, здесь есть. Время пошло.
Как правило, задание выполнить не удается. Иногда в группе находится кто-то умеющий рисовать, и он один, «от руки» рисует окружность. В подобной ситуации задание считается не выполненным, так как работа должна быть коллективной. Группа заменяется, и задание повторяется.
Наиболее распространенный случай, когда все трое одновременно начинают рисовать окружность. Рисунок получается некачественный, т. е. задание не выполнено. Можно предложить еще одной группе учащихся выполнить задание, но это не обязательно.
Обсуждение (проводится в виде дискуссии). Все делали одно и то же. Так не бывает. У каждого должны быть свои обязанности, кто-то организует работу, кто-то выполняет.
На доску выносится первый пункт «алгоритма взаимодействия»: назначить организатора.
Каждая работа начинается, что называется, «от печки», т. е. с главной точки. Мы должны были нарисовать окружность. Что такое окружность? (Учащиеся дают определение окружности.) Мы должны были начать рисовать с центра. Теперь посмотрите на стол. На нем лежит веревка. Если к одному концу веревки привязать мел, а другой конец прижать к центру можно нарисовать окружность. Теперь понятно, как рисовать.
На доску выносится второй пункт «алгоритма взаимодействия»: составить план.
После того как план составлен, организатор должен сказать, кто будет держать веревку у центра, а кто работать тем концом, к которому привязан мел.
На доску выносится третий пункт «алгоритма взаимодействия»: распределить обязанности.
А теперь осталось только нарисовать. Но уж если мы выбрали организатора, он должен со стороны посмотреть, ровно ли рисуется окружность.
На доску выносится четвёртый пункт «алгоритма взаимодействия»: выполнение и контроль.
«Алгоритм взаимодействия» заносится в тетради.
Приложение 7
Анкета «Первокурсник» исходящая
Ф.И.О. __________________________________ Группа ________________
Дата ______________________
Посоветовали бы Вы своим друзьям учиться в политехникуме? Почему?______________
________________________________________________________________________________
2. Какие предметы Вы усваиваете с трудом? Почему?__________________________________
________________________________________________________________________________
3. Хотели бы Вы перевестись на другую специальность? Если да, то какую и почему?______
________________________________________________________________________________
4. С кем из преподавателей у Вас не складываются отношения? Почему?_________________
_______________________________________________________________________________
5. С кем из преподавателей у Вас сложились хорошие отношения?______________________
________________________________________________________________________________
6. Чем Вас привлекает (не привлекает) будущая специальность?_________________________
________________________________________________________________________________
Оцените свои взаимоотношения с одногруппниками по 5-балльной шкале (подчеркните):
1 – очень плохие
2 – плохие
3 – удовлетворительные
4 – хорошие
5 – отличные
Закончите предложение:
1. В моей жизни есть много положительного, а именно_________________________________
2. В окружающей действительности меня тревожит____________________________________
3. В моей группе есть люди, которые________________________________________________
Представьте, что в аудитории установили многоместные парты. Одно место Ваше. Напишите фамилии тех 7 одногруппников, с кем бы Вы хотели сидеть за этой партой в течение первой недели__________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Опросник измерения уровня тревожности Тейлора (адаптированный вариант Г. Норакидзе)
1. Я могу долго работать не уставая.
2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.
3. Обычно руки и ноги у меня теплые.
4. У меня редко болит голова.
5. Я уверен в своих силах.
6. Ожидание меня нервирует.
7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.
9. Я не могу сосредоточиться на чем-либо одном.
10. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали.
11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит
13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство других людей.
14. Я не слишком застенчив.
15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.
16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
17. Я краснею не чаще, чем другие.
18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.
19. Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.
20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.
21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.
22. Обычно я спокоен и меня нелегко расстроить.
23. Меня часто мучают ночные кошмары.
24. Я склонен всё принимать слишком всерьез.
25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.
26. У меня беспокойный и прерывистый сон.
27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.
28. Я более чувствителен, чем большинство других людей.
29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.
30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие.
31. Мой желудок сильно беспокоит меня.
32. Я постоянно озабочен своими материальными или учебными делами.
33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.
34. Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.
35. Я легко прихожу в замешательство.
36. Временами я становлюсь настолько возбуждённым, что это мешает мне заснуть.
37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.
38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.
39. Я никогда не опаздывал на тренировку или учёбу.
40. Временами я определенно чувствую себя бесполезным.
41. Иногда мне хочется выругаться.
42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем либо или с кем-либо.
43. Меня беспокоят возможные неудачи.
44. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
45. Меня нередко охватывает отчаяние.
46. Я человек нервный и легко возбудимый.
47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.
48. Я почти всегда испытываю чувство голода.
49. Мне не хватает уверенности в себе.
50. Я легко потею даже в прохладные дни.
51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.
52. У меня очень редко болит живот.
53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
54. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.
55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.
56. Я легко расстраиваюсь.
57. Практически я никогда не краснею.
58. У меня гораздо меньше различных опасений и страхов, чем у моих друзей и знакомых.
59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
60. Обычно я работаю с большим напряжением.
Литература
1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1980
2. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. – 2 изд., доп. и перераб. М.: Педагогика, 1983
3. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000
4. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Рабочая книга практического психолога. М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2007
5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: Владос, 1995
13PAGE 15
13PAGE 142215
Заголовок 1Заголовок 315