Конспект внеурочного занятия Кислоты и щелочи


КИСЛОТЫ И ЩЕЛОЧИ
Цель занятия: знакомство учащихся с понятиями «кислотный раствор» и «щелочной раствор».
Задачи:
Познакомить учащихся со свойствами индикаторной бумаги;
Рассмотреть опыты, дающие представление о различном уровне кислотности различных веществ;
Познакомить учащихся с понятиями «кислота» и «щелочь».
Материалы к уроку: заранее приготовленная «кислая» почва – примерно 1 стакан, универсальная индикаторная бумага (упаковка), ёмкости для хранения исследуемых образцов (баночки с крышками), исследуемые образцы (2 шурупа, 2 одинаковых кусочка ткани, 2 косточки, семена кукурузы или фасоли и т.д. ), литровая банка с раствором кислоты (столовая ложка уксуса на стакан воды), литровая банка с раствором щёлочи (столовая ложка жидкого мыла на стакан воды), несколько пробирок, очки защитные, перчатки, прищепки, медный купорос.
Шкалу кислотности можно приготовить заранее, а можно на занятии дать задание детям сделать каждой группе шкалу кислотности по образцу (с помощью цветных карандашей), презентация со слайдами о кислых и щелочных почвах. В кабинете обязательно должен быть водопровод, чтобы промыть кожу в случае попадания различных веществ.
Ход занятия
Беседа о том, какие растения выбрали дети для посадки в ходе обсуждения на предыдущем занятии. Рассматриваем слайд с информацией для садоводов о том, какие растения растут в «кислой» почве, какие – в «нейтральной». Спрашиваем: «Что такое «кислая почва»?
Варианты ответов детей
Знакомим с универсальной индикаторной бумагой.
Ребята, у меня есть полоски из специальной бумаги, которая называется индикаторной. Посмотрите-ка, что с ней происходит, когда я её прижимаю к образцу почвы!
(бумага синеет)
Интересно, а в горшке с цветком она тоже посинеет?
(пробуем)
Может, это вода «виновата»? Может, полоска синеет от воды? (пробуем) Нет, не посинела!
Кстати, как называются ученые, которые исследуют разные вещества и их превращения? (химики) Предлагаю вам ненадолго превратимся в химиков и исследовать, как реагирует наша чудесная бумага на разные вещества! У меня есть вот такая шкала цветов, каждому цвету соответствует число.
Показываем шкалу кислотности
Каждый из вас может исследовать какое-то вещество, а результат запишем вот в эту таблицу:
Химик Вещество pH Химик Вещество pH
Света Пл. Почва Только у нас, кроме жидких, есть и сухие вещества, как мы их будем исследовать?(нужно растворить в воде)
Только воды берем немного!
Кстати, какие опасности нас могут подстерегать? Как защитить кожу, глаза, одежду?
Говорим о необходимости защитных средств. Можно использовать прищепку в качестве держателя индикаторной бумаги.
И еще вопрос, прежде чем мы начнем исследование. Индикаторной бумаги не так много, а опытов хотелось бы провести много. Можно её как-то сэкономить?
Договариваемся о том, что будем использовать половинки каждой полоски, а у каждой половинки – по два конца, то есть одна полоска позволит протестировать 4 вещества.
Заполняем таблицу «кислотности веществ»
Какое вещество оказалось самое кислое? (уксус и сок лимона) Вы знаете, каков на вкус сок лимона? Такие вещества, которые очень-очень кислые, называются кислотами.
А какова вода на вкус? Такие вещества, которые почти не имеют вкуса, называются нейтральными, они придают индикаторной бумаге зеленоватый цвет. А синий цвет бумаге дают щёлочи или щелочные растворы. Из каких веществ вы получили щелочные растворы? Кислотность в химии обозначается значком pH, именно его вы видите в первой таблице.
Интересно, что будет, если я клей (или медный купорос) залью кислотой?
Проводим опыт (в перчатках!)
А если вместо мела взять что-то другое? Давайте поместим в растворы кислоты и щелочи разные вещества и понаблюдаем за ними несколько дней. Каждая пара выбирает два одинаковых предмета и помещает их в две банки, заливает кислоту в одну банку, щелочь – в другую, закрывает крышкой и сверху подписывает инициалы, а в таблицу мы запишем названия веществ.
Химики вещество Дата Что наблюдаем в кислоте Что наблюдаем в щелочи
А давайте попробуем соединить кислоту и щелочь!
Проводим реакцию, исследуем полученный раствор на кислотность; произошла нейтрализация.
Итак, что же нового вы узнали сегодня? Какую запись мы сделаем в нашем учебном календаре?
(почва может быть кислой, щелочной и нейтральной; кислота и щелочь – это жидкости, отличающиеся по свойствам от воды; кислотность можно определить с помощью индикаторной бумаги; с помощью кислоты и щелочи можно одни вещества превратить в другие).