Дифференцированное обучение физической культуре на основе мониторинга состояния здоровья и подготовленности учащихся
Дифференцированное обучение физической культуре на основе мониторинга
состояния здоровья и подготовленности учащихся
С.
Н. Желтов - преподаватель физической культуры СМТ
Одной из форм обучения физической культуре является обучение на основе мониторинга состояния здоровья и физической подготовленности учащихся. Эта форма обучения позволяет решать проблемы концепции личной физической культуры; наряду с углубленной диагностикой кондиционных способностей учащихся, требует проводить оценку физического развития, используя антропометрические данные, оценку свойств нервной системы и других индивидуальных характеристик. Это в свою очередь требует создания специальной программы, позволяющей удовлетворять разносторонние интересы и потребности учащихся, имеющих отличные друг от друга физические возможности и способности. Особого внимания требует разработка методологии мониторинга, которая должна быть усовершенствована и пересмотрена в соответствии с возрастающими требованиями к функциям физической культуры в современных условиях.
Цель нашего исследования – обосновать роль мониторинговой системы как фактора повышения здоровья учащихся на основе дифференцированного обучения. Его роль заключается в оздоровительной направленности уроков физической культуры.
В настоящее время под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера, а также вследствие неадекватной физической активности и состояния здоровья, уровень физической подготовленности и физического развития ухудшаются. Физическая культура является той учебной дисциплиной, которая призвана формировать у учащихся грамотное отношение к своему телу, здоровью, формировать навыки здорового образа жизни, создавать мотивацию к систематическим занятиям и убеждение в их необходимости. Концепция личной физической культуры позволяет значительно ускорить решение проблем формирования привычек ведения здорового образа жизни, понимание смысла занятий физической культурой, формирование отношения к собственному телу как к социальной ценности. Концепция физического образования предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке студента как специалиста на современном этапе развития общества. Это стимулирует поиск новых технологий и систем организации урочных форм занятий физической культурой.
Мониторинг состояния здоровья, физического развития и подготовленности дает основание для прогнозирования возможных изменений, делая процесс физического воспитания более предсказуемым, что существенно облегчает дифференцированный подход в обучении. Данные физического развития и динамика их изменения позволяют удачно планировать деятельность, дают информацию об адаптационных процессах, позволяют корригирующим воздействиям приобретать функции управления. Мониторинг физических способностей позволяет привить студентам навыки самостоятельной работы и самоконтроля, пробуждает интерес к ходу и результатам процесса обучения. Успех во многом зависит от этапов работы:
1 этап – разработка технологии тестирования на основе программ;
2 этап – создание банка данных;
3 этап – создание мониторинга физической подготовленности в системе непрерывного образования;
4 этап – разработка рекомендаций по совершенствованию физического развития;
5 этап – создание многоуровневых программ по результатам исследований;
6 этап – организация физического воспитания с внесенными изменениями.
Наиболее точно оценить уровень развития и подготовленности помогает система тестов, например, программа «Президентских состязаний», предложенная лабораторией проф. Ю.Н.Вавилова. В ходе учебного процесса учащиеся разбиваются на группы в соответствии с показателями, что и предполагает дифференцированное обучение. При этом к 1 и 2 группам относятся студенты, показавшие высокие результаты, не имеющие отклонений в состоянии здоровья. Для них рекомендуется учебно-тренировочный модуль «Основная группа». 3 группа – подготовительная, к ней относятся студенты, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья. Для них рекомендован рекреационный модуль. 4 и 5 группы – специальные медицинские группы «А» и «Б», сюда относятся студенты, временно освобожденные по состоянию здоровья или со значительными отклонениями, имеющими хронический характер. Для них рекомендован реабилитационный и адаптивный модуль.
Систематическое применение такой информации, как анализ карты-паспорта, подбор специальной литературы, составление личных программ для самосовершенствования по развитию определенных физических качеств и профилактики конкретных заболеваний, позволяет учащимся формировать убеждение в необходимости роста физических возможностей, видеть реальные улучшения собственной физической подготовленности, осознавать результативность работы, проделанной за определенный отрезок времени. Для преподавателя анализ развития физических качеств дает основание определить проблемы в двигательном опыте и акцентировать внимание на этих недостатках при прохождении разделов программы. Например, учащийся с показателем ОУФК «хорошо», но имеющий удовлетворительный показатель выносливости, получает рекомендации по воспитанию этого качества при прохождении раздела лыжной подготовки, легкой атлетики. Таким образом, нагрузка для него может быть увеличена или снижена, а контрольные нормативы определены в соответствии с его возможностями.
Одной из трудностей, встающих перед педагогом при реализации дифференцированного обучения на остове мониторинга физических данных, является оценивание. Специфика предмета требует проявления физических качеств от учащихся без учета их индивидуальных возможностей. Данная трудность легко преодолевается при использовании вариативных форм контроля. В некоторых случаях форма контроля может быть выбрана самим учеником. При контроле сформированности двигательных умений и навыков каждая подгруппа студентов имеет свой контрольный норматив. Нормативы отличаются не только по интенсивности, но и по объему работы. Например, контролируя освоение лыжных ходов, при невозможности достижения высоких спортивных показателей – увеличивается расстояние. Если речь идет о выполнении норматива учащимися, отнесёнными к специальной медицинской группе, то выбор другой формы контроля будет не только оправданным, но и необходимым с точки зрения сохранения ресурсов здоровья.
Использование дифференцированных заданий позволяет делать процесс обучения более эффективным. Учащийся, уверенный в своих силах, будет работать с полной отдачей, так как он сможет выполнить задание физически. Эта форма обучения позволяет решать проблемы концепции личной физической культуры, что в свою очередь требует создания специальной программы, позволяющей удовлетворить разносторонние интересы и потребности учащихся, имеющих отличные друг от друга физические возможности и способности. Данная форма обучения требует регулярного проведения исследования индивидуальных способностей студентов, от результатов которых зависит рекомендуемый модуль обучения.
15