Метод круговой тренировки на уроке физ.культуры
Применение круговой тренировки на уроках физической культуры
На протяжении всей своей работы в школе комплексно использую различные методы и приемы, но предпочтение отдаю методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств учащихся.
Круговая тренировка, осуществляемая на уроках физической культуры, представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки. Она не сводится к какому-либо одному способу выполнения упражнений, она включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным общим воздействием на организм учащихся. Она органически вписывается в конкретную серию учебных занятий, помогает учителю выполнять учебную деятельность.
Основой круговой тренировки является многократное выполнение предписанных действий, движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Комплексы упражнений подбираются в зависимости прохождения определенной темы и с учетом комплектования класса.
Оздоровительная направленность
основы направления решают проблемы улучшения физического развития и физического состояния учащегося.
ЗАДАЧИ:
-Формировать правильное отношение к занятиям физической культуры и спортом.
-Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры.
-Формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.
Воспитательное направление
основой является органическая взаимосвязь физического и духовного развития школьников.
ЗАДАЧИ:
-Способствовать проявлению смелости, решительности, уверенности в своих силах.
-Создавать условия для выполнения упражнений, направленных на преодоление трудностей.
-Учить бережному отношению к инвентарю.
-Создавать условия для проявления положительных эмоций.
-Привлекать родителей к участию во внутри школьных соревнованиях.
Образовательное направление
обеспечивает усвоение систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов формирования движений и развитие физических качеств.
ЗАДАЧИ:
-Способствовать в процессе обучения двигательным действиям развитию эмоциональной сферы.
-Создавать условия для самостоятельного решения двигательных задач.
-Обращать внимание на постановку частных задач при обучении отдельным двигательным действиям.
-Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки в прикладном и спортивном направлении.
В зависимости от конкретных задач урока круговая форма организации уместна во всех трех его частях.
Включаю круговую форму в вводную часть урока в тех случаях, когда предстоит еще более интенсивная работа в его основной части, требующая большего напряжения в освоении определенных умений и навыков различных движений. Комплекс подводящих упражнений подготавливает учащихся к предстоящей работе.
В основной части урока применяю круговую тренировку для развития физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большом объеме и при оптимальных условиях нагрузки. В заключительной части круговую форму применяю редко.
Сущность круговой формы организации заключается в том, что коллектив класса разделяется на несколько групп по 4–6 учащихся. Группы распределяются по местам занятий (станциям) в зале или на площадке, где расставлены снаряды, инвентарь или специально оборудованы для таких занятий. На «станциях» очередность выполнения упражнений планируется так, чтобы по направленности воздействия они сменяли друг друга.
К примеру, если на одной «станции» преимущественное воздействие оказывается на мышечную систему нижних конечностей (ног), то на последующих – на другие мышечные группы: туловища, верхних конечностей и др. (Рис. 1)
Выполнение упражнений начинается одновременно на всех «станциях» и по команде учителя (по свистку). Справившись с заранее обусловленным заданием (по содержанию, объему и интенсивности), группы в установленном порядке (обычно по направлению часовой стрелки) переходят на очередное место занятий. Они отдыхают там и знакомятся с содержанием нового задания, опробуют его и по команде учителя начинают выполнение нового задания, и так до тех пор, пока не пройдут через все «станции». Физические упражнения должны быть хорошо знакомы учащимся, не требовать подстраховки, избирательно воздействовать на определенные системы организма, соответствовать возрасту и подготовленности занимающихся.
При составлении комплексов упражнений я стремлюсь к тому, чтобы каждое последующее было «разгрузочным» по отношению к предыдущему и в работу поочередно включались основные мышечные группы.
Комплекс скоростно – силовых упражнений
Наклоны. И.п.-ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках;
1-наклониться, не сгибая коленей, коснуться мячом пола;
2-и.п. В зависимости от возраста занимающихся упражнение можно выполнять с мячом 1,2 и 3 кг.
Приседания. И.п.-о.с., мяч в согнутых руках перед грудью;
1-присесть, выпрямляя руки; 2-и.п.
Выпады. И.п.-положение выпада вперед, мяч в согнутых руках, скакалка, сложенная вдвое, лежит кольцом между ног;
1-прыжком поменять положение ног; 2-и.п. Этот цикл считать 1 раз.
Упор присев-упор лежа. И.п.-упор присев, мяч лежит сзади на полу у ног;
1-перенося ноги через мяч, упор лежа; 2-и.п. Считать количество упоров лежа.
Ловля мяча И.п.-о.с., мяч в руках;
подбросив мяч вверх, сесть ноги врозь и поймать мяч, сидя на полу;
подбросить мяч сидя и поймать стоя.
Отжимания. И.п.-упор лежа мяч лежит на полу между рук, отжаться в и.п. Считать количество касаний мяча подборотком.
Упражнения выполняют в парах, со взаимным подсчетом результатов и их записью, в хорошо проветриваемом помещении. Отдых между упражнениями от1 до 3 минут в зависимости от утомляемости.
Раздел “Легкая атлетика”.
В 5-9-х классах уроки выстраиваются с учетом возрастных особенностей. К 14-15 годам несколько снижается эффективность скоростных и скоростно-силовых упражнений, т.к. в этом возрасте снижается прирост быстроты. На уроках легкой атлетики, для развития скоростных качеств используются технически несложные упражнения, позволяющие обратить внимание учащихся на быстроту выполнения. Например, бег на дистанцию 30-60 метров с предельной скоростью. Оптимальная нагрузка – 2-4 повторения через 20-30 секунд в двух сериях, интервалы между сериями 60-90 секунд. ЧСС после выполнения двух серий 170-180 ударов в минуту.
Для развития скоростно-силовых качеств используются упражнения, которые требуют проявления скоростных и скоростно-силовых качеств, выполняются в максимально возможном темпе. Продолжительность одноразовой нагрузки составляет от 10 до 25 секунд или в двух- трех сериях с интервалами отдыха 45-60 секунд между ними (ЧСС в зависимости от нагрузки -110-180 ударов в минуту). Это такие упражнения как прыжок в длину с места, прыжки в приседе.
К подростковому и, в особенности к юношескому возрасту создаются благоприятные условия для развития силы и выносливости. Для развития силовых качеств используются преимущественно упражнения динамического характера, локального, регионального и общего воздействия на основные мышечные группы. Величина нагрузки в основном составляет 10-12 повторений в 2-3 сериях с интервалами отдыха между ними 40-60 секунд (ЧСС до 140-170 ударов в минуту). Это такие упражнения как: сгибание, разгибание рук в висе (в висе лежа – девочки), в упоре лежа, упражнения с гирями. Все эти упражнения варьирую в зависимости от уровня физической подготовки учащихся. Например, сгибание, разгибание рук в упоре лежа на повышенной опоре – для учащихся со слабой физической подготовкой, а сгибание, разгибание рук в упоре лежа от пола – для учащихся с высоким уровнем физической подготовки.
Для развития выносливости использую такие упражнения как прыжки через гимнастическую скакалку, бег на длинную дистанцию.
Упражнения для развития физических качеств необходимо использовать в следующей последовательности: в начале основной части урока должны быть предусмотрены упражнения для развития быстроты, затем – силы и выносливости. Хотя в зависимости от поставленных задач урока силовые упражнения могут выполняться раньше скоростных.
Все вышеназванные упражнения направлены на всестороннее развитие физических качеств, время, отведенное в каждом уроке на них, составляет 10-15 минут, а для старших классов 18-20 минут.
Комплекс упражнений для развития скоростно – силовых и силовых качеств на уроке лёгкой атлетики
1. Бег с высоким подниманием бедер (10-20 м). 2-3 раза.
2. Бег из различных стартовых положений: сидя на полу, упор лежа сзади
(спиной к направлению бега), вставая без помощи рук и др. (15-20 м). По 2-3
раза из каждого положения.
3. Бег приставными шагами, темп средний (10-15 м). 2-3 раза.
4. Догонять бегущую впереди в 2-3 м девочку. 3-4 раза.
5. Рывок (10-20 м) после медленного бега. 4-6 раз.
6. Прыжки с ноги на ногу через набивные мячи. 15-20м.
7. Те же прыжки на расстоянии 20-25 м. 1-2 серии.
8. Повторный бег на 40 м. 3-5 раз.
9. Упражнения со скакалкой: а) подскоки на одной ноге, другую вперед (по 16-20 подскоков на каждой ноге); б) вращая скакалку вперед, выполнить 6-8
подскоков с двойным вращением скакалки.
10. Подскоки на одной, другая нога на возвышении. По 10-12 подскоков с каждой ноги.
11. Подскоки на обеих ногах у опоры. 16-18 подскоков.
12. С гимнастической скамейки прыжки в глубину с последующим быстрым
подскоком вверх. 6-8 прыжков.
Комплекс двигательных заданий на уроке лыжной подготовки
1. Равномерное прохождение отрезков попеременным двухшажным ходом.
2. Равномерное прохождение отрезков одновременным бесшажным ходом.
3. Прохождение с различной скоростью отрезков попеременным двухшажным ходом.
4. Спуск со склона в средней стойке с торможением «плугом».
5. Подъем в гору «елочкой».
6. Спуск со склона в средней стойке с последующим поворотом переступанием.