Оценка знаний и умений умственно отсталых школьников на уроках трудового обучения в школе VIII вида
Оценка знаний и умений у. о. учащихся на уроках трудового обучения в школе VIII вида.
Педагогический контроль за усвоением школьниками знаний и овладением умениями является составной частью обучения.
Чтобы обучение было эффективным, необходим постоянный контроль за его результатами. Только располагая сведениями об овладении учениками знаниями и умениями, учитель сможет правильно организовать их познавательную деятельность, оказать им своевременную помощь.
Умственно отсталые учащиеся не всегда достаточно чётко представляют, насколько успешно продвигаются в учении. Они без должной критичности оценивают свои знания, умения, не могут объективно судить об уровне понимания, сохранения в памяти учебного материала. Только учитель может дать детям критерии оценок качества знаний и умений, показать каждому ученику уровень овладения им учебным материалом. Контролируя продвижение детей на занятиях, сообщая результаты проверок их письменных работ, знакомя с оценками за устные ответы, учитель тем самым воспитывает у учащихся способность адекватно оценивать свои успехи и неудачи, правильно судить о своих возможностях в усвоении знаний.
Проверка и оценка знаний учащихся носят индивидуальный характер. Объективность результатов проверки и оценки знаний и умений должны быть следствием знания учителем возможности детей. Регулярной проверке и оценке должны подвергаться все этапы в усвоении изучаемых учебных тем, все стороны учебной деятельности детей.
В коррекционной школе для получения в обучении более высоких результатов большое значение имеет доверие учителю. Поэтому оценка, заключённая в словах такого учителя являются сильнейшим стимулом в учебном труде ребёнка. Опытные учителя никогда не таят своего отношения к работам школьников, они демонстративно радуются хорошим работам, огорчаются из-за плохих. Правильное отношение учащихся к отметкам формирует учитель на первых годах обучения.
Иногда отметка может быть чуть завышена, но ребёнок должен вкусить радость успеха, чтобы потом стремиться к нему снова и снова, поэтому даже самый «слабый» ученик должен когда-нибудь получить хорошую отметку.
Особо следует остановиться на роли плохих отметок в воспитании прилежания учащихся. Двойка, а тем более единица, не просто неприятны ученику, они его обычно раздражают, выводят из себя. Ребёнок сердится, весь гнев его направлен против учебного материала, против учителя.
Во всех случаях учитель должен объяснить, за что ученик получил ту или иную отметку. Бывает так, что учитель комментирует отметку таким образом, что ученику становиться неясным, что же он сделал хорошо, что плохо, что надо сделать, чтобы результаты стали лучше. Комментарий должен быть кратким, но содержать прямое указание на те положения, которые послужили основанием для отметки.
В работе с учеником учитель всегда замечает малейшие его успехи: не умел – научился, не знал – запомнил и т.д. Вот за это, пусть маленькое, достижение учитель может завысить отметку. Если же ученик старается, прикладывает силы, а продвижения нет, учитель ни в коем случае не ставит ему двойку, тем более единицу. Возможно, учитель не смог найти подход к этому школьнику, чтобы он сумел овладеть материалом, тогда это вина его; ученику вообще этот материал недоступен – тогда учитель вдвойне виноват. Он незаслуженно обижал ребёнка, предъявлял ему непосильные требования.
По всем направлениям учитель постоянно ведёт наблюдения: опрашивает, проводит проверочные самостоятельные работы. Выделяются следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. К текущему контролю можно отнести как наблюдения, так и опрос учащихся. Периодический контроль проводится обычно после изучения программной темы, раздела. Итоговый контроль – в конце учебной четверти, года.
Применяя все названные виды контроля, учитель коррекционной школы должен помнить, что, контролируя ученика, он одновременно продолжает его обучать. Учитель всегда помогает учащимся подготовиться к проверке, спокойно её встретить.
Контрольная работа.
Значение контрольных работ в коррекционной школе несколько иное, чем в массовой школе. Дело в том, что в классе присутствует небольшое количество учеников, учитель знает возможности каждого. Контрольные работы мало что дают ему в этом отношении. Основное значение контрольных работ обучающее.
Одна из задач, которая решается с помощью контрольных работ состоит в наглядном показе учащимся и последующем анализе состояния их умений при работе без помощи учителя (это особенно важно в старших классах).
Во время работы учитель наблюдает работу учащихся, записывает характерные особенности работы каждого ученика и время выполнения ими отдельных операций. Эта запись поможет учителю во время разбора контрольной, который происходит на следующем занятии.
Контрольные работы проводятся систематически, 1-2 раза в четверть.
13PAGE 15
13PAGE 14315
15