Доклад на тему Формирование коммуникативных умений у детей с умеренной умственной отсталостью через взаимодействие со сверстниками на уроках трудового обучения.
Формирование коммуникативных умений у детей с умеренной умственной отсталостью через взаимодействие со сверстниками
на уроках трудового обучения.
Э.В.Мухамадеева
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Менделеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида», г.Менделеевск
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Следовательно, общение - важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Дети с умственной отсталостью в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, низким уровнем развития речи этой категории детей. Речь у ребенка с умственной отсталостью появляется значительно позже и характеризуется специфическим недоразвитием всех её компонентов от фонематического до семантического уровней. Несовершенство коммуникативных умений учащихся с нарушением интеллекта осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации. Социальная действительность требует от детей с отклонениями в развитии умения читать, писать, излагать собственные мысли в устном и письменном виде, соблюдать речевую культуру. Одна из главных задач, стоящих перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой VIII вида на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся на основе формирования у них ключевых компетентностей. К ключевым относятся информационная, самообразовательная, технологическая и коммуникативная компетентности. Все они по сути своей социальны, представляют универсальные способы деятельности. Но ведущая роль в процессе формирования компетентностей, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи.
Коммуникативные умения:
- желание общаться;
- умение слушать;
- умение ориентироваться в ситуации (кому, зачем и что говорю);
- умение планировать и реализовывать высказывания;
- знание норм и правил общения;
- умения осуществлять контроль за речью, корректировать себя.
Умения общаться, т.е. коммуникативные умения, это синтез общепсихологических, социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности.
Для ребенка с умеренной умственной отсталостью обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, научиться жить в нем.
Для детей с умеренной умственной отсталостью характерна повышенная истощаемость нервной системы. Отмечаются грубые нарушения внимания в виде недостаточной устойчивости, трудностях концентрации, своеобразное изменение поведения и снижение работоспособности, повышенная возбудимость, импульсивность, расторможенность. Дети, как правило, двигательно беспокойны, часто отвлекаются.
Также эти дети могут проявлять инертность, вялость, замедленность. Все это проявляется в особенностях их поведения, моторики, работоспособности, познавательной деятельности. Для детей характерна негибкость мышления. Дети некритичны, их реакции на отношение к ним окружающих неадекватны.
Дети с умеренной умственной отсталостью понимают речь окружающих, но их собственная речь часто носит бессодержательный и подражательный характер. Иногда высказывания сопровождаются жестикуляцией и мимикой. Поведение детей лишено мотивов, отмечается нарушение целенаправленной активности. Дети безынициативны, бездеятельны, беспомощны, им свойственен благодушно-эйфорический фон настроения, некритичность к себе и окружающим.
Ведущим принципом обучения является – коррекционная направленность обучения. Общая коррекционная работа дополняется коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся. Эта коррекционная работа реализуется в процессе дифференцированного подхода к учащимся. Индивидуальные особенности и возможности учащихся вызывают необходимость осуществления индивидуального подхода.
Ручной труд является наиболее понятным и доступным видом деятельности. Уроки ручного труда, проводимые в определенной системе, создают необходимые условия для развития сенсомоторной культуры учащихся. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: восприятия, внимания, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы. В классе обучается 4 ребенка: трое из них с синдромом Дауна (Бакаева Маша, Гатауллина Лиля и Хаматов Рамис), один ребенок с диагнозом Миопия(Пупышев Ваня). На уроках труда при проведении беседы, дети в процессе диалога не добиваются правильного понимания их партнером по общению. Перебивают, если сами что-то хотят сказать; могут не слушать собеседника, не обращать внимания, когда их о чем-то спрашивают. Все эти особенности наблюдаются, когда у ребенка есть интерес к теме беседы. В других случаях дети вообще не концентрируют внимание на беседе. Одни становятся вялыми и пассивными (Лиля, Рамис), у других наблюдается двигательное беспокойство, подвижность (Ваня). Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы дети умели слушать друг друга, дополнять рассказ другого. Во время беседы предлагается живое общение, предлагаются вопросы для обсуждения, дети включаются в диалог. При обсуждении уделяется внимание на правильность ответа. Обращается внимание, что нельзя перебивать партнера, нужно дослушать.
Некоторые дети не соблюдают дистанцию, постоянно используют тактильные средства общения (дотрагивания, поглаживания), которые очень часто бывают не к месту. Многие ученики во время беседы не чувствуют эмоциональное состояние партнера, не улавливают подходящий момент для общения. Ваня и Рамис сидят рядом, и когда Рамис увлеченно выполняет определенное задание, а Ваня пытается его отвлечь, Рамис начинает нервничать и может даже ударить Ваню. Но все попытки рассадить их по разным местам не удаются, в ответ они оба начинают капризничать. Дети в этом классе в основном очень добрые. Когда нужно помочь однокласснику, никогда не отказываются. Например, когда готовили подарки мамам на День матери, я попросила Рамиса помочь Ване сделать подарок, т.к. у Вани не получалось. И Рамис сделал две работы себе и Ване. Маша тоже любит помогать другим. Она это может делать даже без напоминания со стороны. А вот Лиля подумает, прежде чем помогать, это зависит от ее настроения.
Одна из задач учителя в формировании коммуникативных умений - создание доброжелательных отношений, формирование у учеников эмпатии по отношению друг к другу и учителю.