ДОКЛАД на тему: «Профилактика школьной дезадаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья».


ГОУ ТО «Е н о ш»
Заседание ПМПк на тему: «Предупреждение сложностей в обучении у детей с ограниченными возможностями здоровья»
ДОКЛАД
на тему: «Профилактика школьной дезадаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Подготовила:
Задонская Екатерина Анатольевна,
педагог-психолог
март 2015 г.
«Профилактика школьной дезадаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Лица с ограниченными возможностями здоровья – это лица, имеющие физический и (или) психический недостаток, который препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. [Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья"]
Дети с ограниченными возможностями здоровья:
Дети с нарушением слуха.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы.
Дети с нарушением речи.
Дети с задержкой психического развития.
Дети с нарушением зрения.
Адаптация к школе – это сложный многофакторный процесс включения ребенка в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив (О. Н. Истратова). Основными показателями благоприятной  адаптации ребенка к школе являются: формирование адекватного поведения, установление контакта с учащимися, учителями, овладение навыками учебной деятельности.
Переход из детского сада в школу важная ступень в жизни каждого ребенка.  В периодизации критических возрастов этот этап перехода ребенка в новые социальные условия называют этапом социализации. Часто к этим новым условиям  дети бывают не готовы, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные  изменения в познавательной, личностной и социальной сфере ребенка, приводящие к дезадаптации. 
Под школьной дезадаптацией понимается образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка  к обучению в школе в форме нарушений учебной деятельности, трудностей освоения программы, несформированности школьных умений и навыков, нарушений поведения, в виде разнообразных конфликтов со взрослыми и сверстниками, различных психогенных заболеваний и различных реакций (М. М. Безруких, Т. А. Нежнова, Е. И. Павлова, Н. И. Хромов и др.)
Очень важно, чтобы родители детей старшего дошкольного возраста понимали значение термина «школьная зрелость». Традиционно выделяют три аспекта психологической готовности к школьному обучению («школьной зрелости»): интеллектуальный, эмоциональный, социальный. Несформированность следующих двух аспектов (эмоциональной и социальной зрелости) существенно указывает на наличие школьной дезадаптации.
Для того чтобы подготовить ребенка к школе, необходимо иметь представление о тех типичных психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Многие родители детей предшкольного возраста думают, что по  достижении ребенком семилетнего возраста этот вопрос разрешится сам собой, и что всему их детей должны научить в школе. Зачем же тогда нужна предшкольная подготовка?
Дело в том, что путь развития каждого ребенка очень индивидуален, особенно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  Здоровые дети имеют практически равные стартовые возможности, а дети с проблемами в развитии имеют свои собственные временные рамки в процессе созревания психических функций, восстановления здоровья и сроков реабилитации. Поэтому к школьному возрасту, дети с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от здоровых детей, приходят с еще более разным багажом опыта: знаниями, умениями, навыками, привычками.
Несформированность психологической готовности к школьному обучению сказывается, прежде всего, на эмоциональной сфере дошкольников. Вот почему так важно, чтобы дети имели представление о школе еще до того, как переступят ее порог.
У детей с ограниченными возможностями здоровья чаще наблюдается синдром эмоциональной (астенической) лабильности, у них быстрее наступает психическое пресыщение, активность внимания в среднем 10 – 15 минут, их нервная система истощается быстрее и, вследствие этого, может быть низкая работоспособность и быстрая утомляемость. Необходимо понимать обусловленность такого состояния детей с ограниченными возможностями здоровья и учитывать рекомендации специалистов при поступлении детей в образовательные учреждения. А именно: соблюдение психоэмоционального щадящего режима, чередование активной и пассивной деятельности на уроках, переключение с одного вида деятельности на другой каждые 15 минут в течение урока, сниженная учебная нагрузка, эмоциональная стимуляция и поощрение.
Таким образом, очевидна актуальность постановки вопроса  профилактики школьной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья уже на этапе дошкольного обучения. В противном случае нагрузка начальной школы может оказаться непомерной и привести к появлению невротических симптомов у ребёнка (капризности, плаксивости, страха перед учениками и учительницей и даже отказу ходить в школу).
Направления моей деятельности, как педагога-психолога, по профилактике школьной дезадаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья, заключается в следующем:
Психолого-педагогическая диагностика
В начале и в конце учебного года в подготовительной группе детского сада мною проводится «Диагностика психологической готовности будущих первоклассников к школьному обучению», целью которой является выявление уровня готовности детей к школьному обучению, корректировки выявленных проблем и восполнение имеющихся пробелов. И в начале учебного года в первом классе мною проводится «Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации первоклассников» с целью выявления учащихся, испытывающих трудности адаптации и дальнейшей корректировки выявленных проблем.
Коррекционная и развивающая работа
Проведение коррекционно-развивающих занятий по программе «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ», с целью психопрофилактики, направленной на преодоление механизмов возникновения школьной дезадаптации и повышение уровня развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
По программе « Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников» с целью формирования позитивной мотивации к обучению. На занятия зачисляются дети, которые, по результатам диагностики, имеют не достаточный уровень готовности к школьному обучению.
Консультативно-просветительская работа
Формы работы с детьми.
Проведение классных часов для первоклассников, направленных на профилактику трудностей процесса адаптации, коррекции эмоционально-волевой сферы, преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе: «Первоклассное путешествие», «Я – школьник», «Дружный ли наш класс».
Формы работы с педагогами.
Индивидуальные и групповые консультации на тему: «Практические рекомендации воспитателям подготовительной группы»; «Особенности первоклассников с различным уровнем школьной зрелости».
Психолого-педагогические беседы: «Как творчески развить ребёнка»; «Систематическое нарушение правил и норм поведения»; «Почему ребёнка не принимают в игру»; «Страхи – ступеньки детства»; Психологические особенности детей дошкольного возраста».
Семинары: «Психологические аспекты школьной зрелости»; «Межличностные отношения детей в группе»
Методические объединения: «Изодеятельность, как результат внутреннего эмоционального состояния»; «Адаптационный период в первом классе. Результаты диагностики».
Формы работы с родителями.
Одним из эффективных  направлений профилактики школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья является включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
Эффективными формами работы с родителями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на базе нашего ОУ являются следующие:
проведение родительских собраний, направленных на повышение педагогической компетенции родителей в вопросах создания в семье условий для полноценной готовности к школьному обучению с учетом индивидуальных образовательных способностей. Активными участниками являются не только семьи воспитанников, педагоги дошкольного и школьного учреждения, но и специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, врач-офтальмолог)). Тематика встреч определяется в ходе опроса родителей.
Темы выступлений: «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)»; « Трудности будущих первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции»; «Школьные трудности первоклассников».
Консультирование специалистов, способствующее разрешению имеющихся проблем в области знания особенностей социального и психологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Темы консультаций: «Как научить сосредотачивать рассеянного ребёнка?»; «Профилактика и коррекция зеркального письма у подготовительной к школе группе»; «Кризис 7 лет»; « Психологические особенности адаптации первоклассников».
Грамотное психологическое просвещение осуществляется при оформлении наглядного информационного обеспечения в виде информационных стендов в группах и ДОУ.
Темы: «Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу»; «Как подготовить ребёнка к школе?»; «Памятка для родителей будущих первоклассников».
Одной из составляющей образовательного и информационного пространства дошкольного учреждения в системе работы с родителями  по профилактике школьной дезадаптации является медиатека. Фонд документов медиатеки включает электронные копии печатных изданий (книг, упражнений, игровых пособий, материалов по коррекции познавательно-речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, консультаций по актуальным темам).
Таким образом, данная система работы с родителями, основанная на активных формах взаимодействия, предполагает  повышение педагогической компетенции родителей в вопросах создания в семье условий для полноценной подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что данная система коррекционно-развивающей работы педагога-психолога, а так же активное взаимодействие с родителями и педагогами, предполагает  повышение педагогической компетенции в вопросах создания в семье и в ОУ условий для полноценной подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению. Успешная согласованность родителей и педагогов в правильном подборе школы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья решит вопросы с посильной учебной нагрузкой, а также предупредит школьную неуспеваемость и школьные неврозы. Преемственность в вопросах профилактики школьной дезадаптации между родителями, педагогами и специалистами поможет создать именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит занять ему достойное место среди одноклассников и чувствовать себя в школе комфортно.
Сравнительные данные мониторинга «Исследования уровня адаптации первоклассников с ОВЗ к школе»

Мониторинг данного направления работы с 2013 по 2015 г. позволяет говорить о том, что реализация системы работы педагога-психолога с семьями и с педагогами благотворно способствует школьной адаптации воспитанников дошкольного учреждения компенсирующей направленности. Таким образом, опыт работы сопровождения с детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет отметить эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы, адекватность выбранных методов и приемов по профилактике школьной дезадаптации.