Программа по профилактике аддиктивного поведения среди несовершеннолетних
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Государственное бюджетное профессионального
образовательное учреждение
Республики Крым
«Сакский технологический техникум»
«Комплекс мероприятий специалистов, обеспечивающих социально-психологическое сопровождение образовательного процесса, направленных на профилактику аддиктивного поведения»
Разработала:
социальный педагог
ГБПОУ РК «Сакский
технологический техникум»
Крыщук Т.А.
Саки, 2016
Паспорт программы
Наименование программы
«Профилактика аддиктивного поведения среди несовершеннолетних»
Дата утверждения программы
Решение педагогического совета ГБПОУ РК СТТ, Протокол №
Приказ директора
Разработчики программы
Крыщук Татьяна Адамовна
Назначение программы
Способствовать развитию ценностного отношения детей и молодёжи к наркотическим веществам; формировать личную ответственность за своё поведение, антинаркотические установки, пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу.
Задачи программы
- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;
- предупреждение употребления психоактивных веществ подростками;
- обучение студентов навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;
- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;
- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в подростковой среде.
Сроки реализации программы
2016-2017 уч. г.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность
Повышение образовательного уровня родителей и студентов по вопросам здорового образа жизни.
Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.
Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Повышение уровня информированности студентов о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.
Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).
Участники реализации программы
Студенты, классные руководители, педагоги, мед. работник, инспектор ОДН, работники ОДН, КДНиЗП, библиотекарь, родители.
Управление, контроль
Мониторинг техникума
Формы и методы реализации программы
Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия.
Пояснительная записка
Россия является страной традиционного употребления алкоголя. В нашем обществе существует целый ряд культуральных стереотипов употребления алкоголя (по поводу торжественных, радостных и печальных событий). Можно утверждать, что к употреблению алкоголя и табакокурению наше общество относится с высокой степенью толерантности, несмотря на кратковременные усилия, направленные на уменьшение негативных последствий. И если, например, в отношении алкоголя у нас приемлемо контролируемое потребление, в отношении табакокурения – почти полная бесконтрольность, то по отношению к наркотикам провозглашается абсолютная нетерпимость. Следует заметить, что проблема наркомании является относительно новой для России, поскольку мощный нелегальный рынок наркотиков сформировался в последние 8-10 лет.
Современная научная профилактика употребления ПАВ формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития – от запугивания до информирования. На данном этапе сформировано новое понятие – «защитные факторы». Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости – наиболее современный подход к профилактике.
Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи студентам по осознанию себя и своего жизненного пути.
Профилактика (аддиктивного поведения) зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к студентам, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.
Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в техникуме системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей студентам развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества. По данным анкетирования за период с 2005 по 2007 год к 15-летнему возрасту 45-65 % детей имеют различный опыт употребления ПАВ.
Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности. Ведь «болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни и ранняя профилактика наркомании и токсикомании. Американские исследователи выявили свыше 50 наиболее распространённых причин, по которым школьники начинают употреблять наркотики, и только 3 причины, по которым они этого не делают. К последним относятся: страх, положительный пример близкого взрослого и положительный пример кумира. Программа Профилактики направлена на некоторые виды зависимостей психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов.
Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.
Цель:
– создание в ГБПОУ РК «Сакский технологический техникум» системы работы по профилактике алкоголизма, табакокурения, наркомании, токсикомании позволяющей студентам развиваться в благоприятной среде;
- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.
Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.
Поставленная цель реалиется через решение следующих задач:
- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;
- предупреждение употребления психоактивных веществ подростками;
- обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;
- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;
- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.
Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже со школы. Данная Программа рассчитана на студентов, легко применима в образовательной организации.
ПЛАН
мероприятий по профилактике аддиктивного поведения
ГБПОУ РК «Сакский технологический техникум»
2016-2017 учебный год
№ п/п
Наименование мероприятия
Сроки проведения мероприятий
Ответственный, должность
Составление совместного плана по профилактике аддиктивного поведения с ПДН МО МВД России, УДН, КДН, ГБУ РК СЦСССДМ
август
Социальный педагог
Выявление неблагополучных семей
сентябрь
Кл. руководители
Выявление студентов, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, табакокурению и постановка их на внутритехникумовский учет (анкетирование, личные беседы и др.)
Сентябрь - октябрь
Зам. директора по УВР,
классные руководители
Обновление и уточнение картотеки индивидуального учета подростков «группы риска»
Сентябрь - октябрь
Социальный педагог
Проведение операции «Занятость»
(вовлечение в кружки, секции)
Сентябрь
Зам. директора по УВР,
классные руководители, руководители кружков
Проведение рейдов родительского патруля, в семьи студентов.
В течение года
(по мере необходимости)
Зам. директора по УВР,
классные руководители, родители
Обеспечение наличия знаков о запрете курения в техникуме и на ее территории
Сентябрь
Зам. директора по УВР
Антинаркотическая акция
«Сообщи, где торгуют смертью!»
декабрь
Социальный педагог,
педагог-психолог
Проведение Интернет-уроков антинаркотической направленности
Ноябрь, апрель
Классные руководители
Проведение месячников правовых знаний, акций: «Мы за здоровый образ жизни»,
«Жизнь со знаком +»
Октябрь, ноябрь, март, апрель
Зам. директора по УВР,
классные руководители
Систематический контроль по выявлению обучающихся, нарушающих Устав техникума, Закон РФ «Об ограничении курения табака», другие нормативные акты, регулирующие поведение студентов.
В течение года
Зам. директора по УВР
Просмотр телемарафона «Всем миром против наркоагрессии»
Октябрь
Социальный педагог,
педагог-психолог
Ролевые игры: «Качества личности, которые помогают воздержаться от употребления наркотических веществ»; «Дружба. Кого можно назвать другом?»
сентябрь-декабрь
Социальный педагог,
педагог-психолог
Работа с неформальными лидерами (участие во внеклассных мероприятиях «Не переступи черту»; просмотр тематических видеофильмов)
сентябрь-май
Социальный педагог,
педагог-психолог
Рекламные листы, плакаты, буклеты, конкурс рисунков «Я выбираю здоровый образ жизни»; выставка литературы «Реклама и антиреклама табака и алкоголя»
Всемирный день борьбы с курением (18 ноября);
ноябрь-декабрь
Педагог-психолог, социальный педагог, специалисты ОДН ПДН, КДН; медицинский работник; библиотекарь
Анкетирование «Моё отношение к наркотикам, алкоголизму, табакокурению»
Март - май
Классные руководители;
Просмотр компьютерных презентаций, видиофильмов о наркотиках
В течении года
Социальный педагог,
педагог-психолог, студенты
Работа спортивных кружков
В течение года
Руководители кружков
Спортивные мероприятия, направленные на формирование ЗОЖ.
В течение года
(согласно графику проведения соревнований)
Преподаватели ОБЖ и
физкультуры,
классные руководители
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315