Рабочая программа по окружающему миру 4 класс с УУД Занков
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и учебного плана МБОУ «Елыкаевская СОШ».
Программа составлена для обучающихся 4-го класса общеобразовательной школы.
Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Л.В. Занков полагал, что без знаний но биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.
Целью курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.
По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развитии.
Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.
Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегаюшего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения я: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;-- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.
2.Общая характеристика учебного предмета
Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.
От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.
В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.
В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы отвечать на возникающие вопросы.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.
Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 4классе отводится — 70ч (по 2 часа 35 учебных недель).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободной личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правого государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко – культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Освоение учебного предмета «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатовначального образования, а именно:
-положительное отношение к школе, и учебной деятельности;
- интерес к учебному материалу;
- представление о причинах успеха в учебе;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
- знание основных моральных норм поведения.
Изучение учебного предмета «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатовначального образования, таких как: - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий , составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
- принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
6. Содержание учебного предмета
Человек и окружающий мир
Человек и природа
Взаимосвязи между человеком, природой, миром, созданным человеком .Энергия - источник движения.
Человек познаёт самого себя. Клетка- основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.
Человек и общество
Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле .Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.
Практические работы: осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; изучение внешнего вида лекарственных растений при рассмотрении гербарных растений; работа с картами: контурной, физической, природных зон.Исследовательская работа.
История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, её природа, население.
Экскурсии в планетарий, в политехнический музей(по возможности).
Преобразования в России
Человек и общество.
Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник ПетруI-Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). М.В. Ломоносов-основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества.
Человек и природа.
Горное дело: горные породы и минералы, происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. Люди, занятые горным делом.
Человек и общество.
Развитие русского военного искусства. А.В.Суворов. Отечественная война 1812 г.М.Кутузов.
План местности.
Практические работы: определение состава и свойств полезных ископаемых, работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России; работа с исторической картой ;составление плана комнаты, школьного или садоводческого участка.
Исследовательская работа. Петербург- один из прекраснейших городов мира.
Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму (при возможности).
Мир человека в новое время
Человек и природа.
Открытие новых земель :северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.
Человек и общество
События в России в начале XX века .Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР. Великая Отечественная война (1941-1945).Государства- участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период. Развитие науки и техники.
Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство .Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.
Человек и природа
Экологические проблемы России в вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России.
Новые знания о человеке. И.П.Павлов. Открытие нервной системы. нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Дыхательная система . Болезни дыхательных путей. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье.
Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и её значение для организма .Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при лёгких травмах; подсчёт ударов пульса в спокойном состоянии после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учётом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке ; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.
Исследовательская работа. Как работают органы чувств? Витамины в жизни человека.
Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи ( с учетом возможностей).
Современная Россия
Человек и общество.
Наша Родина- Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия"Родина". Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации .Права ребёнка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации- глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственной связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, день России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.
Россия на карте, государственная граница России. Москва- столица государства .Святыни Москвы- святыни России. Достопримечательности Москвы :Кремль ,Красная площадь, Большой театр. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства - соседи России.
Россия - многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважение к культуре, языку, религии ,истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности- основа жизнеобеспечения общества. выдающиеся люди разных эпох как носители базовых ценностей.
Краеведение (в течение года). Родной край- часть России. Областные органы власти. Областная символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Выдающиеся земляки.
Исследовательская работа. Наши соседи на планете Земля: Баларусь ,Англия, Франция , Германия, Китай, Египет... (по выбору учащихся).
7.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
Содержание учебного предмета, курса Тематическое
планирование Кол--вочасов Характеристика деятельности обучающихся: Коррек-ция со-держания предыду-щеего курса
1. Тема Человек и мир, созданный им. Наши соседи на западе
(21 ч)
1.1 Сфера разумной жизни. Условия современной жизни 1 Проведение анализа и сравнения иллюстративного учебного материала, старых и современных вещей.
Обсуждение изменение, произошедших в жизни древнего и современного города.
Работа с лентой времени: сравнение скорости познания мира в разные исторические периоды.
Сравнение удалённости разных событий по отношению друг к другу.
Классификация объектов окружающего мира.
Сравнение, классификация транспортных средств.
Осуществление сбора информации о развитии науки и техники, истории возникновения технических устройств, окружающих человека.
Моделирование различных ситуаций, в которых человек попал в беду и ему нужна медицинская помощь.
Работа с текстом: сравнение уровня медицинской помощи в Древнем мире и сегодня
1.2 Первопроходцы в науке. Техника и человек 1 1.3 Трудный путь становления медицины 1 1.4 Клетка – основа строения и роста живых организмов 1 1.5 Рост и развитие организма человека. Режим дня в его жизни 1 1.6 Лекарственные растения 1 1.7 Средневековье 1 1.8 Осанка человека 1 1.9 Скелет человека 1 1.10 Скелет человека. Оказание первой помощи при травмах 1 1.11 Мышцы тела Практическая работа 1 1.12 Начало Нового времени 1 1.13 Расширение знаний о Земле 1 1.14 Кругосветное путешествие Магеллана 1 1.15 Природа Нового света 1 1.16 Развитие науки. Устройство Вселенной 1 1.17 Законы природы 1 1.18 Открытие невидимого мира 1 1.19 Победа над эпидемиями 1 1.20 Правила здорового образа жизни 1 1.21 Особенности кожного покрова 1 Итого по теме: 21 Тема 2
Преобразования в России
(10 ч) 2.1 Россия при Петре I 1 Знакомство с личностью царя Петра I.
Сравнение детства царевича Петра и современного школьника.
Работа с иллюстрациями и текстом учебника, исторической и географической картами.
Поиск дополнительной информации в справочниках и энциклопедиях.
Узнавать и называть 1-2 достопримечательности Санкт-Петербурга.
Характеризовать особенности расположения города.
Соотносить исторические события с датами, располагать на ленте времени.
Оценивать влияние преобразований Петра I на жизнь народа и страны 2.2 Строительство Санкт-Петербурга 1 2.3 Петре I: царь и человек 1 2.4 Становление российской науки. М.В.Ломоносов – великий русский ученый Практическая работа 1 2.5 Минералы 1 2.6 Кладовая недр Земли. Практическая работа 1
2.7 Руды металлов и горючие полезные ископаемые Практическая работа 1 2.8 Добыча полезных ископаемых 1 2.9 Русское военное искусство 1 2.10 План местности. 1 Итого по теме: 10 Тема 3
Мир человека в новое время
(27 ч)
3.1 Северные земли России 1 Прослеживание по карте маршрута экспедиций В. Беринга.
Определение и описание природных зон, по которым проходили экспедиции В. Беринга.
Работа с учебником и картой.
Обсуждение географического положения, климатических условий и природы Австралии.
Выявление причин уникальности природы Австралии.
Определение по контурам названия материков.
Описание по карте местоположения и природных условий Антарктиды.
Сравнение полярных областей Северного и Южного полушарий.
Ознакомление с современным исследованиями Антарктиды и их значением для науки.
Моделирование ситуации:
с какими трудностями сталкиваются мореплаватели на пути к Антарктиде и при освоении ее «земли».
Работа со справочным материалом учебника
Находить и показывать на карте России горы.
Определение по интенсивности окраски на карте высоких и низких гор.
Называть основные расы человека
и их главные признаки.
Проявлять уважение к людям разных национальностей, их верованиям, обычаям, культуре.
Оценивать характер взаимоотношений между разными народами
Осознавать необходимость здорового образа жизни (прогулки на свежем воздухе, хороший сон, легкий ужин) Называть даты начала, завершения Великой Отечественной войны.
Иметь представление о ходе Вели_
кой Отечественной войны, о советских полководцах.
Обсуждение роли мирного населения в борьбе с врагом.
Определение значения победы 3.2 Открытие Австралии 1 3.3 Открытие Антарктиды 1 3.4 Дальний Восток России 1 3.5 Природа гор 1 3.6 Расы человека 1 3.7 Развитие науки и техники в XIX-XX веках. 1 3.8 Новые знания о человеке 1 3.9 Нервная система 1 3.10 Кровь 1 3.11 Путь крови в организме 1 3.12 Россия в начале XX века 1 3.13 Великая Отечественная война (1941-1945) 1 3.14 Великая Отечественная война (1941-1945) 1 3.15 Подвиг российского народа в Великой Отечественной войне (презентации, выставки) 1 3.16 Беларусь 1 3.17 Великобритания 1 3.18 Век научных открытий 1 3.19 Охрана природы 1 3.20 Органы дыхания человека 1 3.21 Растения – природные очистители воздуха. Комнатные растения 1 3.22 Сельское хозяйство. Животноводство 1 3.23 Сельское хозяйство. Растениеводство 1 3.24 Состав пищи 1 3.25 Органы пищеварения 1 3.26 Переработка пищи в организме. Правила здорового питания 1 3.27Сохранение здоровья – важнейшая задача для жизни человека 1 Итого по теме: 27 Тема 4
Современная Россия
(12 ч) 4.1Человек и общество Работа с ранее собранной информацией (данными портфолио): с родословным древом, со сведениями о жизни и
занятиях предков.
Фиксирование информации о
себе.
Обсуждение развития человечества от рода к современному цивилизованному обществу, характера взаимоотношений людей в различных социальных группах
Выявление значения государства в развитии общества
Обобщение сведений о нашейстране.
Определение времени в различных часовых поясах России, обсуждение причин этого расхождения.
Обсуждение, какими способами можно добраться из одной точки России в другую, в чем преимущество каждого способа передвижения в данной территории
Определение на карте территориального расположения
своего края, его административного центра.
Использование на уроке собранного детьми краеведческого материала.
Составление коллективнойпрезентации «С чего начинается Родина?» 4.2 Россия – наша Родина 4.3 Москва – столица России 4.4 Устройство государственной власти 4.5 Символы и праздники России 4.6 Родной край – часть России 4.7 Народы России, их культура и традиции 4.8 Человек в современных условиях 4.9 Нравственные нормы жизни 4.10 Духовное богатство человека 4.11 Обобщение пройденного материала 4.12Обобщение пройденного материала Итого по теме: 12 Итого по темам: 70 8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/пНаименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения Количество
Библиотечный фонд
1 Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 4 класса: В 2 ч. – Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» , 2012
11
2 Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. др. Рабочая тетрадь «Мы и окружающий мир» для 4 класса: – Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» , 2012 11
3 Используется дополнительная литература:
П.А.Галяшина, А.Ю. Плотникова, Поурочно-тематическое планирование. 3-4 классы / П.А.Галяшина, А.Ю. Плотникова – М., 2012.
1
Печатные пособия
1 Таблицы по окружающему миру 2
Технические средства обучения
1 Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок; 1
2 Телевизор 1
3 DVD плеер 1
4 Персональный компьютер 1
5 Принтер, сканер, копир 1
Экранно-звуковые пособия
1 Магнитофон. 1
2 Видеофильмы 3 Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по окружающему миру 4 Интернет-ресурсы:
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
http:www.Nachalka.com.
http:www.viku.rdf.ru.
http:www.proshkolu.ru
http:www.rusedu.ru.
http://school-collection.edu.ru
http: www.center.fio.ru http://www.maro.newmail.ru
http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
http://www.int-edu.ni http://www.zankov.ru Оборудование кабинета
1 Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 1
2 Ученические двухместные столы с комплектом стульев 10
3 Стол учительский с тумбой 1
4 Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; 6