Конспект урока по экологии в 7 классе Роль животных в опылении и распространении растений


План - конспект урока по экологии в 7 классе
Учитель:Шадаева Н.В.
Место работы: МОУ "СОШ с.Липовка Духовницкого района Саратовской области"
Тема урока и номер урока в теме четверти: "Роль животных в опылении и распространении растений» Урок №11
Учебник: «Экология животных» для учащихся 7 класса, авторы В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолов, под редакцией Н.М.Черновой. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2013год.
Цель и задачи
1. Познакомить и закрепить знания детей о способах опыления растений животными.
2. Раскрыть биологическое значение опыления.
3. Развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки.
4. Воспитывать экологическую культуру
Тип урока : формирование новых знаний
Формы работы учащихся :
беседа, рассказ с элементами беседы, индивидуальная, фронтальная, групповая.
Технологии:
личностно-ориентированная технология,
здоровьесберегающая технология,
игровая технология,
информационно- коммуникационная технология
Формируемые понятия:
нектароядные птицы
насекомые-опылители
расселение растений
Оборудование: компьютер, фото- слайды , музыка, творческие работы детей, наглядный материал, географическая карта мира.
Эпиграф
«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защититься от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству»
Л.Леонов
(Леонид Максимович Леонов родился 31 мая 1899 года в Москве. ... В своих произведениях писатель предпочитает исследовать историю литературы или касаться вопросов охраны природы.)
Ход урока:
Организационный момент:
1.Сообщение темы, цели и задач урока.
(Здравствуйте, ребята.Тема нашего урока «"Роль животных в опылении и распространении растений» Сегодня мы познакомимся со способами опыления растений животными, раскроем биологическое значение опыления и какую роль в этом играют животные.)
Беседа с классом по вопросам:
Звучат строки из стихотворения "Богаты мы" Роберта Рождественского
Богаты мы!
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят!
Дрожит камыш на считанных озёрах,
И считанные рыбы плавают в реках.
И восковые считанные зёрна
Неслышно зреют в малом колоске.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы?
- Какая картинка рисуется вам после прослушивания стихотворения?
- Увеличивается или уменьшается численность живых организмов в природе?
-Как называется раздел экологии, который изучаем в 7 классе?
-Что необходимо животному, чтобы выжить в природе?
-На какие группы делятся животные по способу добычи пищи? 1   Растительноядные.
2    Плотоядные, хищники.
3   Трупоеды – питаются остатками организмов.
4    Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.
5    Симбионты – организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.
6   Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.
Опрос домашнего задания
Индивидуальный опрос-
---Вы должны рассказать о том, как влияют растительноядные животные на растения, приносят пользу или вред?
Задание: на доске прикреплены карточки с определениями, которые встречаются в домашнем задании. Необходимо выбрать одну и дать полный ответ. Затем прикрепить карточку в соответствующий раздел.
Положительное влияние Отрицательное влияние
Пища-источник питания
Галлы-наросты на листьях дуба
Хищные растения
Опыление
Распространение семян
ВытаптываниеМеханические повреждения растений
ВытаптываниеВодопой
Изменение вида местности
Паразиты
Отложение яиц насекомыми на листьях
Повреждение корней растения
- в каком столбце больше значений? Почему?
-Как должен поступать человек, чтобы положительных значений было больше?
Сообщения детей о животных
Игра: «Да-нетка».
Генеративные части растений - грубая растительная пища.-
Наличие развитых резцов характерно для растительноядных животных.+
Вытаптывание - отрицательный процесс.+ -
Тля – паразит растений.+
Колибри - нектароядная птица.+Хищные растения нуждаются в дополнительных органических веществах.+
Физминутка Объяснение нового материала.
Рассказ учителя о роли животных в опылении и распространении растений.
(Рассказ сопровождается показом фотографий.)
У большинства растений полноценные плоды и семена образуются после перекрестного опыления, когда пыльца одного цветка перенесена на рыльце другого. Пыльцу часто переносят животные, в первую очередь насекомые, а в субтропических и тропических странах еще птицы и звери. Животных, доставляющих пыльцу на рыльце пестика, называют опылителями. Они посещают цветки в поисках пищи — нектара и пыльцы, перемещаясь с цветка на цветок. Опылители переносят прилипшие к телу пылинки, перекрестно опыляя растения. Желающих полакомиться вкусными и питательными дарами растений много. В поисках нектара цветки посещают нектароядные птицы: попугаи, нектарницы, колибри, цветочницы, медососы. Подсчитано, что более 2000 видов тропических птиц участвуют в опылении. Для добывания нектара у них есть своеобразные приспособления. Тропическая птичка — колибри — мельчайшая среди птиц. Ее тело имеет длину 3-5 см, а узкий остренький клюв нередко превосходит длину тела. Этим длинным клювом колибри легко проникает к нектарнику цветка и высасывает нектар. Посетив цветок, птичка уносит на своем оперении пыльцу, которую впоследствии оставит на другом цветущем растении. Помимо птиц растения опыляют и некоторые нектароядные летучие мыши — листоносы. Масса листоноса всего 5-10 г. Как и колибри, листонос зависает у цветка в трепещущем полете и высасывает нектар длинным языком. И все же особенно важную роль в опылении растений играют насекомые-опылители (пчелы, шмели, мухи, бабочки) . Опыляют растения и жуки. Тело насекомого обильно опушено мелкими волосками, и пыльца на них задерживается. Летая с цветка на цветок, насекомые эту пыльцу переносят. А пчелы даже имеют на задних лапках корзиночки, куда счищают пыльцу и несут ее в улей, чтобы накормить матку и развивающихся личинок. Ночные опылители летят к белым цветкам, которые лучше видны в темноте, ориентируясь в первую очередь на запах. У растений, опыляемых ночными насекомыми, цветки, как правило, светлоокрашенные с усиливающимся к вечеру ароматом, например у душистого табака, любки двулистной. Некоторые из этих растений на день закрывают цветки, как бы «засыпают» . Отсюда возникло народное название — дрёма, например дрёма белая и лесная. У тропических растений, опыляемых крохотными птичками колибри, цветки, как правило, красные, так как птицы лучше видят красный цвет. Опыление цветков имеет большое практическое значение в сельском хозяйстве, особенно в плодоводстве, в овощных и семенных хозяйствах, а также в пчеловодстве. Если опылителей достаточно, растения дают хорошие урожаи плодов и семян. Если опылителей мало, урожаи резко снижаются. В цветущих садах, на полях гречихи, рапса, горчицы ставят ульи. Пчелы, собирая нектар, опыляют цветки. При этом повышаются урожаи плодов и семян, а пчелы приносят много меда
Работа с текстом учебника.
- Как расселяются растения с помощью животных, птиц?
С.7. последний абзац.
Закрепление
Вопросы контроля:
1.Какие животные участвуют в опылении растений?
2. Как растения приспособлены к опылению животными?
3.Какие птицы считаются распространителями семян деревьев.
4. Что такое экология?
5. Как мы должны поступать, чтобы сохранить и преумножить нашу природу?
Сформулируйте вывод урока. Для этого ответьте на вопрос:
Насколько тесна взаимосвязь растений и животных?
Возможно ли существование одних без других?
Т. растения и животные взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.
Итог урока: домашнее задание : с. 6-8 п.2(старый учебник), п.10-11 (новый)
Оценки.