Конспект урока Охрана природы Крыма


Культура Добрососедства
Тема. Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей (лесничих, пожарных, зоологов, ботаников и др.), заботящихся об охране природы. Защита степей, гор, лесов от пожаров и вредителей. Охрана водоемов. Путешествие в крымский лес (зеленую зону, степь, горы и т.д.). Растительный мир региона проживания. Основные правила поведения во время природоведческой экскурсии. Водоемы (моря, озера, реки, источники) и горы: возможности для активного отдыхаЦель: показать историческую роль полуострова Крым в истории и современности России, обоснованность воссоединения с точки зрения моральных и этических норм.Задачи:образовательная:– освоение нового, ранее не изучаемого материала о новых субъектах Российской Федерации,- познакомить учащихся с историей и культурным наследием Крыма, сформировать представление о природе Крыма; - познакомить учащихся с творчеством русских художников (И.К. Айвазовского, И.И. Левитана, А.П. Боголюбова, К.А. Коровина, Р.Г. Судковского), писателей и поэтов (А.С. Пушкина, А.К. Толстого, М. Горького, М.М. Коцюбинского и др.); - способствовать формированию понятия о пейзаже и умения его анализировать;воспитательная:– воспитание у учащихся гордости и уважения к истории своей страны, ее достижениям и достоянию, воспитание толерантности и дружеских отношений между братскими народами, патриотизма, любви к природе; развивающие:– заинтересовать учащихся предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы. Формирование познавательных УУД:расширить представление о Крыме как о ландшафтном и историко–культурном заповеднике, воспетом в произведениях литературы и искусства; формировать ключевые компетенции в области литературы, географии, информационных технологий; развивать познавательный интерес в разных областях знаний.Формирование личностных УУД:коммуникативных навыков; творческих способностей учащихся. Формирование регулятивных УУД:воспитание патриотических чувств, толерантности и уважения к этническому многообразию населения Крыма
Ход урока1. Организационный этапОрганизация пространства класса для работы детей. Приветствие учащихся, проверка их готовность к уроку. Подготовка рабочего места.2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знанийУчитель: Ребята, сегодня мы снова обращаемся к тем произведениям, которые хранят и экспонируют в музеях. Для того, чтобы узнать к какому жанру изобразительного искусства мы обратимся, разгадаем ребусВопрос детям: - А вы знаете что такое пейзаж?Учитель: Слово происходит от французского и переводится на русский язык как "изображение страны", т.е. изображение какой-нибудь местности.Мы с вами живём в средней полосе России, но сегодня обратимся не к родной природе, а к природе удивительного края - к природе полуострова Крым.Вопросы детям:- Слышали о таком полуострове? Бывал кто-нибудь в Крыму?- Знаете, почему именно о Крыме пойдет речь?Учитель: Сегодня у вас есть возможность полюбоваться одним из красивейших мест планеты. Великий чилийский поэт Пабло Неруда назвал Крым орденом на груди планеты Земля. Не только его, но и многих других творческих людей очаровала красота этого края, который боги создали для себя, но затем подарили людям. Крым – это чудесный уголок щедрой природы, музей под открытым небом. Сколько волшебства в крымских названиях!Просмотр и комментирование учителем слайдовой презентации "Природа Крыма". 1. Эпиграф:…люблю всё больней и больнееКаждый метр этой странной земли, Раскалённое солнце над нею, Раскалённые горы вдали, Истомлённые зноем деревни, Истомлённые зноем стада...Суховея горячие вздохи,Исступлённые песни цикад.И в тяжёлом бреду суховея, В беспощадной колючей пыли Продолжаю любить, не трезвея, Каждый метр этой трудной земли –Пусть угрюмой, пускай невоспетой, Пусть такой необычной в Крыму.Ю.В. ДрунинаДалее учитель демонстрирует слайды с фотографиями природы Крыма, сопровождая их высказываниями поэтов, писателей.2. К.Г. Паустовский (1892-1968) писал:«Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья.... Таков Крым... "3. Польский поэт А.Мицкевич, потрясенный очарованием Южного берега Крыма, пишет: "Передо мной страна волшебной красоты. Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица..." 4. "Я ходил здесь, как во сне", - передает свое впечатление украинский поэт М.М.Коцюбинский. 5. "Шел в немом восхищении..." - признавался М.Горький в рассказе "Мой спутник".Множество восхищённых строк о Крыме принадлежат поэту А. С. Пушкину. В Крыму уникальное сочетание степных равнин и горных вершин, остывшие вулканы и грязевые сопки, уютные бухты и обрывистые скалы, песчаные или галечные живописные побережья. Южный берег не зря называют крымским раем. Здесь отвесные кручи гор, раздолье моря, глубокие ущелья, тенистые леса, стремительные горные ручьи и водопады. На Южном побережье можно найти уголки, напоминающие природу многих стран мира - Италии и Испании, Австралии и Греции. Полуостров омывается Чёрным и Азовским морями. В Крыму более 150 рек и ручьев. 6. Стихотворение Бенедиктова «Потоки»:Не широки, не глубокиКрыма водные потоки,Но зато их целый рой…7. Один из редчайших и удивительных по красоте уголков нашей Родины - горный массив Кара-Даг. Породил его расцвет вулканической деятельности в Крыму много миллионов лет назад. Название "Кара-Даг" дошло до нас из средневековья и в тюркских языках означает "чёрная гора".Крымские города - Ялта, Феодосия, Коктебель, Евпатория, Судак, Севастополь и Симферополь воспевали многие поэты. Здесь лучшие люди России черпали вдохновение, предавались романтическим порывам, некоторые даже обретали личное счастье. Эти города не потеряли своего очарования и в наше время - по прежнему вдохновляет писателей, поэтов, художников.Но почему о маленьком Крыме собрано много - преданий, легенд, сказок. Зачем? Потому что это - часть культуры и истории нашего удивительного уголка земли и не может не представлять интереса .8. Вы сейчас услышите одну из многочисленных легенд, об одном из самых примечательных памятников природы Южного берега Крыма – горе Аю-даг. Сходство её с медведем, который, словно охваченный жаждой, припал к морю, чтобы напиться издавна вызывало удивление и породило много легенд об этом памятнике природы.Легенда о Медведь-горе.В отдалённые времена на самом берегу моря поселилось стадо огромных зверей. Управлял им вожак — старый и грозный медведь. Однажды возвратились медведи из набега и обнаружили на берегу обломки корабля. Среди них лежал свёрток. Старый вожак развернул его и увидел маленькую девочку. Девочка стала жить среди медведей. Шли годы, она росла и превратилась в красивую девушку. Однажды недалеко от медвежьего логова прибило к берегу челн с молодым красивым юношей. Буря долго носила его челн по волнам, пока не выбросила на крымский берег. Девушка перенесла юношу в укромное место. Много раз приносила она юноше еду и питьё. Юноша рассказывал ей, как живут люди в его родных краях. И в эти дни полюбили они друг друга.Юноша уже окреп, он смастерил мачту, сделал парус — влюблённые решили покинуть медвежий берег. Тут вернулись на берег из далекого похода медведи и не обнаружили девушку. Вожак посмотрел на море и яростно взревел. Он опустил огромную пасть в голубую влагу и с силой стал втягивать воду. Его примеру последовали остальные. Течение увлекало челн обратно к берегу.И девушка запела. Как только донесся до зверей её голос, они подняли головы от воды и заслушались. Лишь старый вожак продолжал своё дело. Еще глубже погрузил он передние лапы и морду в холодные волны. Бурлило море у его пасти, вливаясь в неё широкими потоками. Заклинала в песне девушка все силы земные и небесные стать на защиту её первой, чистой любви. Умоляла она старого медведя пощадить юношу. И так горяча была мольба девушки, что страшный зверь перестал тянуть в себя воду. Но не захотел он оставлять берега, продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исчезал челн с существом, к которому он привязался. И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина стала вершиной горы, достигающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес. Старый вожак-медведь стал Медведь –горою.9. Ласточкино гнездо - памятник архитектуры расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале. И у него есть своя история, но, к сожалению, на одном уроке нам не хватит времени узнать всё о природе Крыма. Я надеюсь, что дома вместе с родителями вы сможете найти ещё много интересных сведений об этом волшебном крае.3. Целеполагание.Учитель организует диалог с учащимися, в ходе которого помогает сформулировать некоторые задачи занятия.Вопросы детям: - Какой образ складывается у вас после просмотра презентации?- Как вы думаете каковы цели и задачи урока?3. Этап усвоения новых знаний1. Учитель: Познакомимся с историей и культурным наследием Крыма. Сложны и прихотливы пути его истории. Когда пытаешься проследить их из сегодняшнего дня – начинает казаться, будто кто-то всемогущий забавлялся этим маленьким полуостровом, как драгоценной игрушкой: «А вот сделаю я с ним ещё то-то… И что выйдет?»…. В течение многих веков Крым завоёвывали и населяли разные народы, он носил разные названия - Таврида, Хазария, Крымское ханство, Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика.... В 10 веке в Крыму киевский князь Владимир принял христианство, с крымской земли пошло его распространение на Руси. Затем Крым был захвачен Османской империей. В 18 веке императрица Екатерина II подписала указ о присоединении Крыма к России. В середине 20 века руководитель Советского Союза Н. Хрущёв передал Крымскую область Украине. И теперь с 21 марта 2014 года снова Крымский полуостров оказался со своей Родиной - Россией!Меняется время, сменяются народы, но любовь к Крыму остается неизменной…Любовь к этому удивительному уголку Земли.2. Знакомство с творчеством русских художников и поэтов посвятивших свои произведения Крыму.Крым - удивительное место, которое вызывало восхищение у всех, кто здесь побывал. Не оставил он равнодушным не только писателей, поэтов, но и художников, побывавших здесь.Художник и педагог А. М. Дубинчик говорил, что "Пейзаж - это исповедь художника".Вопросы детям:- Что значит исповедь, исповедоваться? (признаваться, говорить правду, рассказывать тайны)- А в чём перед нами, зрителями, могут исповедоваться, признаваться художники, изображая природу? (в любви к ней)Просмотр слайдовой презентации "Крым в произведениях художников":1. И.К. Айвазовский "Лунная ночь в Крыму",2. Л.И. Левитан "Крымский берег",3. А.П. Боголюбов "Гурзуф и Аю-Даг",4. А. Куинджи "Крым. Яйла",5. Куприн "Бахчисарай. Тополя",6. Кончаловский "Бахчисарай. Тополя",7.К.А. Коровин.У художников, как и у поэтов, особенный интерес к крымским пейзажам. 3. Все пейзажи разные, но существуют некоторые правила построения рисунка, которыми пользуются художники.
4. Практическая деятельность.Учитель предлагает выполнить пейзаж природы Крыма, руководствуясь полученными знаниями.5. Подведение итогов урока.Учитель предлагает обучающимся продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность.
6. Рефлексия.Вот и закончилось наше знакомство с природой Крыма. Что же вы узнали сегодня нового?Высказывания (по цепочке) учащихся:Крым - это.... ( заповедник Природы; земля, где круглый год, что-то цветёт; край, готовый всегда принять гостей; морская сказка; земля старинных легенд и т.д.)Учитель: Крым - прекрасный край! Я надеюсь, что каждый из вас сможет когда-нибудь побывать там и увидеть всё великолепие крымской природы уже не на фотографиях и картинах художников.