Усвоение социальных норм и правил в дошкольном возрасте.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №39 «Килэчэк»ЕМР РТ
Из опыта работы воспитателя Кузёминой А.В.
Усвоение социальных норм и правил
в дошкольном возрасте.
«На человека надо учиться всю жизнь»
/Сухомлинский/
«Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое – как говорить» - писал А.С.Макаренко. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранных людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранных людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.
Цели и задачи курса:
Формирование представлений детей о гармоничной личности.
Формирование у детей адекватных форм поведения;
Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой).
Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять, избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных.
Научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.
Способствовать развитию у детей толерантности к людям, независимо от социального происхождения, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и др.)
Коррекция поведения в коллективе;
Обучение приемам релаксации;
Развитие способности к эмпатии;
Воспитание любви и уважения к старшим;
Воспитание уверенности в себе;
Воспитывать личность ребенка на основе сохранения физического и психического здоровья.
Воспитывать бережное отношение к культурным ценностям и родному языку.
Культура поведения предполагает такое поведение человека, которое основано на принятии и выполнении социальных норм. Период дошкольного детства является нами наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально-значимых качеств личности. Ребенок-дошкольник начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрослых и своей собственной жизни, благодаря чему у него возникает новое отношение к самому себе. Необходимость специальных занятий по своевременному формированию «оценки себя» актуальна в этом возрасте. Эти занятия способствуют полноценному развитию личности ребенка посредством самовыражения.
Мне кажется работа по усвоению дошкольниками социальных норм и правил очень нужная и важная, ведь все мы хотим видеть своих детей чуткими, вежливыми и добрыми, умеющими не только отстоять себя, но могущими защитить слабого, оказать помощь старому человеку, не пройти мимо чужой боли и горя, умеющего прощать. И мы в этой работе должны помогать друг другу и дополнять друг друга. Воспитывать не моралями и приказом, а нашим постоянным положительным примером.
Успешность практической деятельности, взаимодействия людей друг с другом невозможна без усвоения ими общественно выработанных норм и правил.
В раннем детстве и в начале дошкольного возраста такие нормы и правила выступают для ребенка как требования взрослого. В зависимости от того, как ребенок относится к взрослому, он склонен выполнять или нарушать его требования. Постепенно, на протяжении дошкольного детства у ребенка развивается способность самостоятельно регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами. Однако в этом возрасте возможности такой регуляции имеют свои границы – дети не всегда поступают «как надо», особенно во взаимодействии с теми, с кем у них не сложились эмоционально положительные отношения, или тогда, когда необходимость соблюдения норм и правил противоречит их личным интересам и желаниям.
Правила, регламентирующие действия с предметами, правила вежливости, распорядка дня и т.п. усваиваются детьми значительно раньше и легче, чем нормы, требующие учитывать интересы других людей, частичного или полного отказа от своих желаний во имя общепринятых ценностей (этические нормы). Регуляция поведения на основе этических норм невозможна без развития у ребенка таких социальных эмоций, как сопереживание (переживание эмоций, сходных с эмоциями другого) и сочувствие (умение представить себе переживания другого и эмоционально откликнуться на них). Именно сочувствие помогает ребенку раскрыть этический смысл ситуации, ориентирует его на социально одобряемые формы поведения. Нормативная регуляция поведения зависит и от возможностей ребенка эмоционально предвосхитить последствия своих действий, от сформированности у него обобщенных представлений о хороших и плохих поступках (этические представления). Только к концу дошкольного возраста, по мере интеллектуального и эмоционального взросления. Ребенок может самостоятельно регулировать поведение в соответствии с этическими нормами (такими, как честность, взаимопомощь, забота о младших и взрослых, справедливость, сдерживание агрессивных реакций)
Центральное место в процессе усвоения норм и правил занимает игровая деятельность детей, в которой сюжет и роли являются их моделями. Именно в ролях, принятых на себя детьми, ролевые действия воплощаются и формируются их знания о нормах и правилах. В игре дети взаимодействуют не только как персонажи. Но и как реальные личности, и такое взаимодействие способствует усвоению ими норм и правил. Наблюдая за тем, какие сюжеты выбирают дети, какие правила пытаются отстоять в игре, в каких формах протекает общение детей, воспитатель может определить успешность процесса освоения норм в каждом конкретном случае. При этом необходимо отметить, что возможности детей действовать в соответствии с этическими нормами в качестве игрового персонажа несколько опережает их возможности поступать так в реальном поведении.
Важную роль в становлении нормативной регуляции поведения у дошкольников играет взрослый. Поведение значимых взрослых (сначала это ближайшие родственники, а затем и воспитатели) выступает перед ним как образец для подражания. Поэтому соблюдение норм и правил ребенком непосредственно зависит от того, насколько последовательно сами взрослые поддерживают их. Нормы и правила следует формулировать в четком и доступном для дошкольников виде. Важно, чтобы взрослый не просто задавал их как-то. Что ребенок должен (или не должен) делать, а объяснял ему, для чего необходимы то или иное правило, та или иная норма. Т.е. вводил нормы и правила как средство, позволяющее оптимально взаимодействовать с людьми, действовать с предметами. Заботиться о своем здоровье и т.д. при этом взрослому необходимо давать ребенку возможность эмоционально проживать последствия соблюдения (или нарушения) норм и правил для других людей (например, при прочтении худ. литературы, разыгрывании небольших спектаклей и т.д.
Для успешного усвоения норм и правил имеет большое значение и постоянное поощрение проявлений одобряемых форм поведения у детей, отношений доброжелательности, доверия между ними и взрослым
«Если ребенок будет расти в атмосфере
любви и нежности, то, хотя временами
вы будете проявлять разумную твердость,
он сохранит свое дружелюбное отношение
к людям потому, что это заложено в его натуре» /Бенджамин Спок/.
Внутренняя культура, духовное богатство, высокие моральные качества только тогда социально ценны, когда они определяют нормы повседневного поведения людей, характер и формы общения между ними, гармонию внутреннего мира и внешнего облика.
Воспитанность выступает, прежде всего, как качество социально необходимое, общественно ценное. Люди соприкасаются друг с другом в самых разнообразных социальных, нравственных, психологических ситуациях. Вступают во взаимодействие непохожие, иногда просто противоположные взгляды, вкусы, темпераменты, характеры. Совершенно очевидно, что невоспитанность, незнание психологических механизмов общения, неумение даже отдельных членов общество вести себя среди людей, уважать, щадить и беречь друг друга в условиях повседневного, обыденного будничного общения приводит к большим социальным издержкам. Для воспитателей особый интерес представляет следующая цепочка: контакт - эмоциональная реакция другого – самооценка - привычное настроение - характер. Тут воспитанность оборачивается другой своей гранью: не только социально ценное качество, не только существенная характеристика личности, но и – одновременно – важнейшее условие её нормального формирования и хорошего самочувствие. Очень важно, чтобы это понимали и воспитатели и дети.
Хорошие манеры. Соблюдение норм этикета, воспитанность вообще не просто этикетка, нечто внешнее. Они испокон века потому ценятся и почитаются в народе, что за ними стоит глубокая духовность, богатый внутренний мир человека, разумеется, нельзя представить дело так, что внутренняя культура автоматически порождает внешнюю, а эта последняя зеркально отражает глубины души. При неправильной расстановке акцентов в воспитании это единство может быть нарушено. Встречаются, к сожалению люди, которые внешним лоском, безупречными манерами пытаются прикрыть черствость, эгоизм, равнодушие, цинизм. Ведь при отсутствии культуры поведения многие достоинства личности теряют реальную, ощутимую для окружающих ценностей.
Культура общения. Воспитанность – качество личности, в котором органически слиты культура общения, культура внешности и культура удовлетворения потребностей (бытовая культура). Ядром в этой триаде является культура общения.
Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времен тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно – нравственно – красиво. Стержнем, основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие воспитания культуры общения. И для того, чтобы решить эту задачу, взрослым следует очень тщательно проанализировать, а как же они сами относятся к окружающим, к знакомым и незнакомым, к соседям. Сослуживцам, родным и близким и, конечно же, к детям.
Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. До 16 века слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает приличия – условные и общепринятые способы выражения доброго отношения к людям. В приличиях закреплены принятые в том или ином обществе формы приветствия, обращения друг с другом, оказания некоторых услуг, формулы благодарности и извинений. Очень важно раскрыть для ребят глубокий внутренний смысл приличий, убедить их, что соблюдение приличий свидетельствует об уважении к людям, к общепринятым традициям и обычаям. Разные жизненные ситуации связаны с определенными нормами приличного и неприличного. Поэтому надо знакомить детей с этим, если можно так выразится, ситуативным этикетом. Пусть знают, как вести себя среди родных и близких, в кругу товарищей, соседей, друзей, среди малознакомых и совсем чужих людей. Пусть умеют поздравлять и одаривать, проявлять сочувствие. Существуют определенные нормы поведения на улице, в транспорте, в местах развлечений и зрелищ.
Культура общения не исчерпывается одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут – тактичность, одно из самых привлекательных и симпатичных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроения окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные наши поступки.
Домашняя педагогика. В арсенале семейной педагогики имеются самые разнообразные приемы и средства формирования культуры поведения. Но случается, к сожалению, что выбирают из них далеко не лучшие.
-Убери локти со стола Не чавкай Не разваливайся Оставь в покое волосы Прекрати играть ложкой Кто за тебя «спасибо» говорить будет? Вернись!
Бесконечные назидания, упреки, наказания, угрозы – малоэффективные средства воспитания культуры поведения. Используемые без меры, они вызывают открытое сопротивление, упрямое желание поступать по-своему, прочное отвращение к этикету вообще. Чтобы быть воспитанным человеком, надо, прежде всего, усвоить проверенный веками опыт общения, закрепленный в нормах и правилах этикета. Форма знакомства с приличиями может быть различной. Иногда это одна - две короткие фразы: «Ты заметил, когда в фильме садились за стол, мальчик сначала отодвинул стул девочки, потом придвинул, подождал, пока она сядет, и только после сел сам». Разумеется, бывают случаи, когда мимоходного замечания недостаточно, а нужна неторопливая беседа. Очень важный источник знаний о нормах поведения – книги. Например, такие произведения, как «Медвежонок-невежа» А.Барто, «Волшебное слово» Л.Осеевой, стихотворение С.Маршака «Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести» и многие другие,- это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и приличных манер. В процессе повседневной жизни человеку приходится выполнять множество несложных и бесконечно повторяющихся действий: Здороваться, приносить извинения, благодарить, оказывать услуги, пользоваться предметами быта и т.д. И очень часто дети выглядят невоспитанными не потому, что не знают, как все это делается, а из-за отсутствия необходимых привычек.
В привычке действие автоматизируется и совершается на основе потребности поступать именно так, а не иначе. Мальчик не раздумывает, надо ли ему встать, разговаривая со старшим, с девочкой. Он просто не может сидеть, ему неудобно, нехорошо. Это и есть привычка.
Привычка формируется упражнением. Чем чаще ребенок повторяет нужные действия и поступки, тем поведение его становится непринужденнее и естественнее. Постоянное подкрепление правильных поступков совершенно необходимо. На эмоционально положительном фоне привычки формируются легко и прочно.
Очень часто в воспитании культуры поведения такие ситуации, когда слова вообще никакие не нужны, достаточно примера, образца поступка. Очень важно, чтобы дети относились к правилам культуры поведения положительно. Невозможно заставить быть воспитанным, если человек этому противится. Воспитанность такое качество, которое нельзя насильно, искусственно привить. Оно вырастает лишь в результате собственной работы ребенка над собой. Надо знать нормы этикета. Надо иметь прочные привычки их соблюдения.
При использовании материала важно, чтобы каждый педагог подошел к нему творчески, учел свои, свойственные только ему профессиональные навыки и умения в общении с детьми. На личном примере я убедилась, что наша мимика, наши жесты, наша речь, все наше поведение и общение должно быть на высоте.
Но самое главное – надо хотеть быть воспитанным!
Уважаемые педагоги!
Наша мимика, наши жесты, наша речь, все наше поведение и общение воспитывает ребенка и, к сожалению, не всегда бывает на высоте, над многим предстоит работать.
Пусть добрым будет ум у вас,
а сердце умным будет.
Вам от души желаю я, всего хорошего.
А все хорошее, друзья, дается нам не дешево.
15