Разработка воспитательного мероприятия Соседи…Гости…Друзья!
Окружающий мир
Тема: Декоративные растения (Комнатные растения)
Познавательные задачи: что нужно знать о растении, чтобы вырастить его в комнатных (или на клумбе) условиях; как следует ухаживать за комнатными растениями.
Учебные задачи: научиться выращивать комнатные растения; продолжить развивать умение анализировать рисунки, добывать информацию.
Ход урока
I. Орг. момент. Положительный эмоциональный настрой.
II. Постановка учебной задачи.
- Ребята, сегодня Арина нам расскажет о комнатных растениях.
- Поговорим о том, для чего люди выращивают растения на улицах городов, родного посёлка, в парках, скверах, дворах.
- Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
III. Изучение нового материала.
- СЛАЙД 1. – Отгадайте загадку.
- СЛАЙД 2. - Кто видел радугу? Кто может назвать, сколько в ней цветов? Кто может назвать, сколько в ней цветов? Кто может назвать цвета по порядку?
- Что в природе раскрашено в цвета радуги?
- Урок можно начать с вопросов:
- Только ли для еды и одежды человек выращивает растения?
- Где люди выращивают растения, чтобы любоваться ими?
- Как называют такие растения?
- Итак, мы отправляемся в прекрасное царство богини Флоры.
В царстве этом светло,
Голубо, и желто, и красно.
Здесь законы просты,
Их узнаешь и ты:
Доброта, красота
Наполняют тебя
В царстве этом
Зимою и летом.
- О каком царстве идёт речь в стихотворении?
- Обратите внимание на то, что многие растения пришли к нам с лесной полянки, с луга, с болота. Почему они оказались в палисадниках, в скверах, на клумбе в школьном дворе?
- Какие их качества улучшил человек?
- Многие дикорастущие цветковые растения переселились в сады, их используют для украшения скверов, парков, улиц городов. Их называют декоративными растениями. Некоторые растения окультурили, вывели растения с более крупными и более махровыми цветками, с большим разнообразием окраски их лепестков.
- Рассматриваем журналы и фото цветов.
V. Практическая работа. Решение проблемных вопросов.
Задание № 13, с. 7- в рабочей тетради. Записав в крестословицу названия изображённых на рисунках растений (тюльпан, одуванчик, ромашка, незабудка, роза), ученики читают ключевое слово «клумба». Лишним растением здесь является одуванчик – он на клумбе будет сорняком.
IV. Работа по учебнику.
- с. 12 – прочитайте название темы.
- Арина нам расскажет о комнатных растениях.
- В одно ли время цветут на клумбах разные растения? Первоцветы расцветают ранней весной – это примулы, крокусы, тюльпаны, нарциссы. Затем цветут пионы, розы, георгины. Ближе к осени цветут астры. Работая в парах (или индивидуально) ученики могут принести в класс на следующий урок свою «цветущую» с весны до осени клумбу (аппликацию из изображений цветков, что найдут).
- О каких комнатных растениях вы приготовили сообщения?
Учащиеся находят обобщающее слово для изображённых (с. 12) растений – «комнатные». - Называют комнатные растения, находящиеся в классе, в школе.
- отмечают их декоративные свойства, описывают, чем они привлекательны (красивые листья, цветки, вьющиеся стебли).
- Какие условия необходимы для роста и развития комнатных растений. Чтобы вырастить комнатное растение, нужно знать, где это растение обитает в дикой природе, какие условия жизни предпочитает: светолюбивое, засухоустойчивое, влаголюбивое, теневыносливое, теплолюбивое. Предложите ученикам, готовя сообщение о растении (задание № 14 в рабочей тетради, с. 7), спросить о любимых цветках маму, бабушку, папу и дедушку.
Пусть дети сделают аппликацию, либо нарисуют эти цветки, расскажут легенду или сочинят о них сказку, а может, сделают и научный доклад.
В конце урока проводим практическую работу по уходу за комнатными растениями (рыхление почвы, правильный полив, уход за листьями).
Можно провести классный час, посвящённый декоративным растениям.
В разных странах почитают разные цветы. Во многих странах царицей декоративных цветов считается роза – окультуренный дикорастущий шиповник. Астру находили в гробницах египетских фараонов (видимо, он там считался священным). В Японии таким цветком является хризантема, в Великобритании, в одной из провинций, почитают ландыши, лилия была изображена на гербах французских вельмож.
А можно предложить воспеть всем знакомый одуванчик, почитать стихи о нём, обратить внимание на то, что он похож на солнышко, и т. д.
Можно сделать азбуку цветов, предложив каждому ребёнку найти или нарисовать цветок на определённую букву, которую они вытянут из волшебного мешочка богини Флоры.
О цветках
Словно от прикосновения доброй волшебницы расцветают весной лесные полянки и луга. Не только деревья сплошь покрыты цветками: и под деревьями всё цветёт, и зелень лугов украшают пёстрые цветки.
Чем ближе лето, тем больше цветов. В хвойных лесах цветущие травянистые растения лучше не искать. Они там встречаются очень редко. Зато в берёзовых и дубовых рощах их полным-полно.
На голых скалистых кручах можно встретить среди кустарников бело-розовые, сладко пахнущие цветки шиповника. В лесах мы любуемся нежными душистыми колокольчиками ландышей. На лугах нас радуют васильки, незабудки, ромашки, колокольчики, маки.
У воды цветут ирисы и калужницы, на воде красуются кубышки жёлтые и водяные лилии. Когда зацветают цикорий и иван-чай, считают, что уже прошла половина лета.
Многие любят собирать цветы и дома ставить в вазы букеты.
Другие хранят их в гербариях. Но в вазах цветы быстро вянут, а в гербариях теряют краски. Самые догадливые просто пересаживают цветы из поля и сада в горшки – так они живут дольше всего. Особенно красивы цветы в городских парках, где за ними ухаживают садовники. Они хорошо знают характер цветов: для цветов они и врачи, и воспитатели. Тех цветов, что растут в саду, не найти ни в лесу, ни в поле. Но когда-то и они были дикими. Человек принёс их в свой сад и до тех пор ухаживал за ними, совершенствовал их, пока они не превратились в те прекрасные цветы, какими мы их видим сейчас. Маленький сад или множество комнатных растений отнимают много времени: ведь их нужно поливать, пропалывать – вообще ухаживать за ними. Но всё это не напрасно: цветы – лучшее украшение дома.
Вывод: обобщая полученные знания, приходим к выводу, что растения .
VI. Рефлексия.