Урок по предмету Окружающий мир на тему: На севере Европы (3 класс)
СЦЕНАРИЙ
урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
Тема. На севере Европы (Страны севера Европы: Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия; их столицы).Цель деятельности учителя. Создать условия для обучения нахождению на карте северных европейских государств; ознакомления с содержанием понятий «страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные флаги, достопримечательности, знаменитые люди»; актуализации знаний учащихся о странах, имеющих с Россией сухопутные и морские границы. Способствовать развитию умений работать с контурной картой, физической и политической картами, таблицами.
Тип урока. Изучение новых знаний и способов действий
Планируемые образовательные результаты
Предметные: овладевают представлениями о странах севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицах, государственном устройстве, государственных флагах, достопримечательностях, знаменитых людях; овладевают умениями работать с контурной картой, физической и политической картами, таблицами.Метапредметные: осуществляют информационный поиск для выполнения учебных задач, используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные: проявлять уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур; работать в парах, группах.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: фронтальная, групповая.
Образовательные ресурсы:
Политическая и физическая карты мира
«Окружающий мир» 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. А.А. Плешаков . – М.: Просвещение, 2014.
Окружающий мир. 3 класс: рабочая программа и система уроков по учебнику А.А. Плешакова / авт.-сост. А.А. Бондаренко. – Волгоград : Учитель : ИП Гринин Л.Е., 2014 г. – 357 с.
Социальная сеть работников образования nsportal.ruОборудование. Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: политическая и физическая карты мира, контурная карта Европы, таблицы
Основные понятия и термины: страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные флаги, достопримечательности, знаменитые люди.Организационная структура урока
1. Организация начала урока.
Продолжаем нашу тему,
Изучая карту-схему,
Где какая в ней страна,
Чем богата и сильна. Омывается ль морями,
Есть ли страны в океане.
Всё узнаем, всё изучим,
И названия стран заучим.
- Прошу вас сформулировать тему урока, опираясь на выставку книг и карт. (На уроке мы познакомимся со странами, расположенными на севере Европы, научимся находить их на карте, узнаем об особенностях этих стран).
2. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос. Ответы на вопросы и показ по карте.
- С какими странами Россия имеет только морские границы? (Япония, США)
- Какие страны находятся вдоль южных границ России? (Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея).
- Какие страны располагаются у западных границ России? (Украина, Белоруссия, Эстония, Латвия, Литва, Польша)
- С какими странами Россия граничит на северо-западе? (Норвегия и Финляндия)
- Эти страны снова будут в маршруте нашего путешествия.
2. Работа по карточкам (в парах)
- На карточках вы видите 2 столбика слов. Нужно соединить линиями страну и соответствующую столицу:
Литва
Грузия
Латвия
Украина
Китай
Казахстан
Польша
Эстония
Азербайджан
Белоруссия Минск
Киев
Вильнюс
Астана
Варшава
Пекин
Баку
Рига
Тбилиси
Таллинн
Проверка правильности заполнения таблицы (2 пары читают результаты по очереди, остальные проверяют.)
3. Изучение нового материала.
1. Беседа с опорой на презентационный материал, работу с контурной картой
Слайд 1. - Как вы поняли, мы продолжаем путешествие по карте к странам Северной Европы. Что же нас ждет? Какие достопримечательности в городах, что за люди прославили эти страны? Вы узнаете обо всем этом, подключив внимание, сосредоточенность, умение работать с картой и учебником.
Слайд 2. - На севере Европы есть большой полуостров, который своими очертаниями напоминает тигра. Два вытянутых полуострова выступают навстречу друг другу. Это – Скандинавский полуостров. Найдите его на своих контурных картах.
На нём расположены две страны – Норвегия и Швеция. По соседству, на некотором расстоянии находятся Финляндия и Дания. Далеко к западу, в Атлантическом океане, лежит суровый остров Исландия, который частично покрыт ледниками. Все эти страны называют Скандинавскими. Жители этих стран бережно относятся к природе. Здесь приняты строгие законы, запрещающие загрязнение воздуха и воды. А теперь мы подробнее узнаем об этих странах, расположенных на севере Европы.
2. Работа с картой в учебнике (с. 106 – 107)
Понятия: «физическая карта», «политическая карта».
- Рассмотрите физическую карту Западной Европы. Что показывают условные знаки? (Река, озёра, каналы, болота, вулканы, горы)
- Рассмотрите политическую карту. Что обозначает цвет?
Назовите страны Северной Европы. Сколько таких стран?
Укажите эти страны на своих контурных картах.
3. Работа в группах.
Слайд 3. – Давайте разделимся для работы по группам: всего 5 групп.
Маршрут нашего путешествия будет проходить так: Норвегия – Швеция – Финляндия – Дания – Исландия. Оказавшись в новой стране, вы должны будете вписать, пользуясь картой и учебной статьёй, её название, столицу, главу государства, отличительные особенности флага, государственный язык, две достопримечательности:
Название страны Столица Глава государства Флаг
Государственный язык Достопримечательности - Обратите внимание на план. В нем надо указать все данные о стране, которые вы найдёте, прочитав материал учебника на с. 109 – 117.
4. Выступления учащихся. Дополнения учителя.
Слайд 4. НОРВЕГИЯ
Королевство Норвегия – самое северное европейское государство. Название происходит от слов «норд вег», что значит «путь на север».
Столица – Осло. Название этого города, как считают ученые, произошло от «аслу» («асы» - древние скандинавские боги, «Лу» - роща).
Глава – король. Власть передается по наследству.
Население – около 5 млн.
Норвегию окружают моря с трёх сторон: на юге – пролив Скагеррак, на западе – Северное море, на севере – Баренцево море.
Сухопутные границы со Швецией, Финляндией и Россией.
Слайд 5. Большую часть поверхности земли занимают Скандинавские горы. Западные склоны прорезаны длинными, узкими морскими заливами – фьордами. Появились благодаря сползающим с гор ледникам.
В далёком прошлом эту суровую землю заселяли викинги. Слово «викинг» восходит к древненорвежскому «викингр». «Вик» - фьорд, бухта. «Викинги» - «люди из фьорда», были искусными мореплавателями. Но занимались и разбоем.
Слайд 6. Тур Хейердал (1914 – 2002) – знаменитый учёный, путешественник, защитник природы. Его первое путешествие – на острова Полинезии. В 1947 г. Хейердал и пятеро его соратников построили из бальсового дерева копию плота древних перуанцев и преодолели 8000 км водного пространства Тихого океана от Перу до Полинезии. Позже построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан. Назвал их Ра и Ра – 2, в честь древнеегипетского бога Солнца Ра. Эти удивительные плавательные средства можно увидеть в музее Кон – Тики, где все экспонаты, связаны с жизнью и деятельностью Тура Хейердала.
Слайд 7. Норвегия считается родиной лыж и коньков. В Осло есть музей лыж. Норвежская поговорка гласит: «Норвежец рождается с лыжами на ногах!»
Слайд 8. ШВЕЦИЯ
Королевство Швеция.
Глава – король.
Население – около 9 млн.
Столица – Стокгольм – один из красивейших городов Европы. Он расположен на 14 островах, связанных между собой мостами. В старой части города улицы такие узкие, что даже машине не проехать. Крыши старинных домов красные черепичные.
Слайд 9. В Стокгольме можно увидеть большой и красивый Королевский дворец.
Слайд 10. В городе много музеев. Один из самых интересных – музей корабля «Васа». В специально построенном здании выставлен огромный старинный корабль. Когда-то он затонул и пролежал под водой 333 года. Потом его подняли и восстановили.
Слайд 11. Швеция - родина знаменитой писательницы Астрид Линдгрен (1907 – 2002). Детям всего мира известны её повести для детей: «Малыш и Карлсон», «Пеппи-длинный чулок», «Расмус-бродяга», «Рони – дочь разбойника».
Слайд 12. Благодарные жители установили памятник и открыли музей Астрид Линдгрен, где внутри есть Домик Карлсона, куда можно зайти в гости.
Швеция знаменита ещё одной писательницей. Угадайте, из какого произведения эти строки: «В маленькой шведской деревушке Вестменхёг жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду мальчик как мальчик. Но сладу с ним не было никакого…» (Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»).
Слайд 13. ФИНЛЯНДИЯ.
Столица – Хельсинки. В столице расположен Президентский дворец. Любопытно посмотреть Кафедральный собор, Галерею, церковь в скале.
Глава государства – президент.
Население – 5,2 млн.
Слайд 14. Финляндия – страна тысячи озёр, которые образованы талыми ледниковыми водами. Здесь их более 180 тысяч.
Страна славится своими аквапарками. Слово «аква» означает «вода». Самый известный аквапарк – «Серена».
Слайд 15. В северной части страны, в Лапландии живёт Санта – Клаус.
Финны гордятся своей сказочницей Туве Янсон. На уроках чтения мы встретимся с необычными героями ее сказок – Муми – троллями.
Слайд 16. ДАНИЯ.
Королевство Дания – самая маленькая из Скандинавских стран, но ей принадлежит самый большой в мире остров – Гренландия.
Глава государства – королева, но страной управляет парламент. И королева и парламент находятся в столице Дании – городе – Копенгаген.
Слайд 17. В Копенгагене можно увидеть Королевский дворец Амалиенборг. Ещё одной из достопримечательностей Копенгагена является канал Нюхавн (Новый порт), прорытый в 1671 году. Яркие, разноцветные дома, построенные вдоль канала, создают радостное настроение у жителей города и многочисленных туристов. Большинство из них имеет более чем трёхсотлетнюю историю.
Одно из самых чудесных мест Копенгагена – парк Тиволи в центре города. Парк Тиволи был построен в 1843 году. В парке сохраняется атмосфера Х1Х в. Разноцветные леденцы, оловянные солдатики и прочие игрушки ручной работы пользуются огромным спросом, как у детей, так и у взрослых. Летом на музыкальных площадках парка устраиваютсяфестивали музыки.
Тех, кто прибывает морем в столицу Дании, встречает на берегу знаменитая скульптура – Русалочка.
Слайд 18. Это героиня сказки великого датского писателя Ханса Кристиана Андерсена (1805 – 1875). В центре Копенгагена ему поставлен памятник. А в городе Оденсе открыт музей писателя.
Слайд 19. Русалочка – символ Дании, но им могли бы стать и другие герои Х.-К. Андерсена: Снежная королева, Кай, Герда, Гадкий утёнок, Дюймовочка, Стойкий оловянный солдатик, Оле – Лукойе и многие другие.
Слайд 20. Во всем мире известны детские конструкторы «Лего». Их производят в Дании. Здесь расположена страна технических фантазий – парк развлечений «Леголенд», где все выполнено из деталей конструктора: и маленький Копенгаген, и сказочник Андерсен, и стадион и др.
Слайд 21. ИСЛАНДИЯ
Почти у Северного полярного круга в водах Атлантического океана находится остров Исландия, где расположено государство с таким же названием.
Столица – город Рейкьявик. Главным символом Рейкьявика является собор Хатльгримскиркья. Он был построен в 1974 г. Собор имеет 75-метровую колокольню, которую видно из окрестностей города.
Население – около 320 тыс. человек.
Слайд 22. Название страны – Исландия означает «ледяная страна».
И действительно, немалая часть острова покрыта ледниками.
Слайд 23. В Исландии много вулканов. Их около 200, из них 30 активно извергаются. Во многих местах из трещин в земной коре вырываются фонтаны горячей воды и пара – гейзеры. Фонтан кипятка из самого большого гейзера достигает 50 м высоты! Их горячими водами исландцы обогревают дома, теплицы.
4. Закрепление изученного материала.
- Ребята, было интересно?
- Предлагаю проверить, насколько хорошо вы усвоили сегодняшний урок.
1. Работа в тетрадях (самостоятельно)
Карлсон с помощью своего пропеллера облетел все скандинавские страны и везде сделал фотографии. Но поленился их подписать. Сможете ли вы сделать это за него?
Гейзер
Русалочка
Фьорды
Леголенд
Корабль «Васа» Исландия
Дания
Норвегия
Финляндия
Швеция
(Слайды 23, 20, 5, 19, 10)
2. Выставка флагов.
Перед вами по 1 представителю каждой группы с изображением флага той страны, о которой он рассказывал. Назовите страну по её флагу.
3. Отгадайте загадки о героях сказок, написанных скандинавскими писателями. Назовите не только героя, но и автора сказки.
* Живу я всех выше,
На солнечной крыше,
Там домик хорошенький мой.
На чашечку чаю
Я ас приглашаю,
Варенье несите с собой. (Карлсон)
* Строгий она воспитетель детей,
Им не прощает шумных затей.
С кошкой Матильдой та дама живёт,
Вкусные плюшки та дама печёт.
Плюшечки эти – одно объеденье,
Верит та дама, увы, в приведенья,
Карсон-проказник её укрощает,
Кто эту дамочку строгую знает? (Фрекен Бок)
* Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот такая девочка, как она мила! (Дюймовочка)
* Чтоб друга верного спасти,
Ей пол страны пришлось пройти:
От разбойников бежать,
В снежной буре замерзать,
Через льды перебираться,
С королевою тягаться. (Герда)
* Как в сказке говорится,
Он стал прекрасной птицей,
Хотя в начале сказки
Его все звали “гадким”. (утенок)
5. Рефлексия.
- Как бы вы продолжили фразу: «Сегодня я узнал…», « Для меня было новым то, что…»
- В какой из скандинавских стран вам хотелось бы побывать?
Итог урока.
Домашнее задание разного уровня.