Урок чтения. С.Есенин С Добрым утром!
Урок чтения по теме «Природа летом»
С.Есенин «С добрым утром»
1.Организационный момент- Посмотрите на гостей, поприветствуйте. Внимание на меня! Тихо садитесь.
Скажите, почему люди приветствуют друг друга? Зачем это нужно?
Посмотрите друг на друга, поприветствуйте, пожелайте удачи на уроке.
А как можно ещё приветствовать?
Откройте учебник. Прочитайте название произведения и его автора.
2.Работа до чтения.
Какое по жанру произведение будем читать? (стихотворение)
Как назовём автора? (Поэт Сергей Есенин)
слайд №1 (о Есенине)
Встречались ли вы раньше с его произведениями до сегодняшнего дня? (во 2 классе читали «Берёза», «Черёмуха»)
А вот сегодня мы будем читать стихотворение «С Добрым утром!»
Это первое произведение этого раздела.
Как называется этот раздел? Природа летом.
слайд№2
Интересно, к кому обращено приветствие? Обратите внимание на зарисовку, на автора и выскажите свои предположения. Оправдаются ли ваши высказывания мы узнаем прочитав стихотворение.
На слайде
к детям
к природе
к берёзкам
к травам
к затону
к звёздам
3.Работа с тексом во время чтения.
1)Чтение стихотворения про себя
Взволновало ли вас это стихотворение?
Что вы можете сказать о его мелодии? (светлая, мажорная)
Всегда ли она одинаково звучит? (у каждой строфы своё звучание)
Можно ли сказать, что стихотворение лиричное?
(Поэзия Есенина вообще отличается своей лиричностью, напевностью, недаром многие его стихи положены на музыку. Их очень любят петь)
звучит песня на стихи Есенина
Оправдались ли наши предположения?
Кто же обращается с приветствием? К кому? (крапива к берёзкам. росам)
А представьте, что С.Есенин наш современник и мы можем ему позвонить. Вот что бы вы ему сказали по телефону о его стихотворении?
А если захотели взять интервью, то о чём бы спросили?
Сейчас будем читать стихотворение, и наблюдать за картинами, которые рисует поэт С.Есенин с помощью слов. Попробуем увидеть их краски, услышать звуки природы. Какие приём использует автор в стихотворении?
2) Чтение по строфам с комментированием. Олицетворение и метафоры.
1-я строфа (после чтения вслух) все вместе
Какую картинку вы себе представили? (раннее утро, тишина и покой в природе, не шелохнётся всё кругом)
Почему поэт говорит про звёзды «задремали»?
Какой эпитет выбрал для звёзд С.Есенин? (золотые)
Попробуйте отыскать в этом четверостишье слова-синонимы (затон-заводь) А ещё какое слово-синоним? (залив)
Что такое затон? Обратимся к толковому словарю.
слайд№3
Почему поэт говорит о нём, как о зеркале?
Почему оно задрожало?
Как автор говорит о свете?
Как вы думаете, в каком темпе следует читать строки этого четверостишья?
(медленно, плавно, задумчиво – ведь всё только просыпается. Автор боится испугать природу)
Попробуйте прочитать выразительно (2-3 чел.)
2-я строфа. Чтение учеником.
Какую картину вы увидели?
Чем необычен этот образ? Кого берёзки напоминают поэту?
Какое слово указывает на то, что берёзки рады утру? (улыбнулись)
«Растрепали шёлковые косы» - как вы себе это представляете?
Можете ли вы сказать, как поэт относится к берёзкам?
С какой интонацией будем читать эту строфу? (громче, ласково, любуясь)
3-я строфа. Читаем вслух вместе.
Что такое плетень? слайд№4
Есть ли что-то сказочное в этих строчках?
Какой рисует крапиву поэт? Если бы было личико. То какое было бы выражение?
(она шалунья, на личике была бы улыбка, глазки с хитринкой)
А почему крапива шепчет? Как вы думаете?
Какую интонацию мы выберем для чтения этой строфы? (будем читать эмоционально, игриво, быстрее, чем предыдущие строки)
Как вы прочитаете последнюю строчку?
Будет ли ваше чтение похоже на то, как вы читаете название стихотворения? Ведь это одно и тоже предложение?
(нет, интонация будет разной. Название относится ко всей природе, которая просыпается и приветствует. А последняя строка – это шёпот крапивы. Нужно передать её характер)
читают 2-3 человека
3)Выразительное чтение. 1-2 человека
Говорится ли в стихотворении о ветре?
А почему мы ощущаем его присутствие? Какие слова и выражения помогают нам в этом?
(шелестят серёжки, задрожало, шепчет шаловливо)
4)Словесное рисование.
Представьте, что перед вами мольберт с палитрой красок. Какие краски вы бы использовали для написания картины? Подтвердите свои ответы строчками из стихотворения.
Вы заметили, что С.Есенин говорит в своём стихотворении о природе как о живом существе, как бы оживляет её.
С какой целью он, по-вашему это делает?
(это помогает лучше представить картину летнего утра. Почувствовать его свежесть. Ведь пробуждение человека очень похоже на пробуждение природы)
5)Работа с рисунками.
Рассмотрите рисунки, которые вы нарисовали. Ответьте, к какой строфе они.
3.Работа после чтения.
Как вы думаете, воспевает ли поэт в своём стихотворении утро какой-то необыкновенно красивой волшебной страны? (это наша Родина, наши места)
Что можно сказать о настроении поэта? (светлое. Радостное, приподнятое)
Стихотворение называется « С добрым утром!» Куда бы вы поставили логическое ударение в приветствии?
Как показывает поэт, что утро действительно доброе?
Для Есенина природа – это вечная красота. Родившись в «краю берёзовом» на Рязанской земле, поэт как бы говорит нам всем «Остановитесь хотя бы на мгновение, посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты».
4.Аудиозапись стихотворения.
5. Работа в тетради.
6.Рефлексия.
Сегодня на уроке.
Я научился.
Мне было интересно
Мне понравилось.
Мне было трудно
Рисунок 215