Урок русского языка на тему Именительный и винительный падеж имен существительных


Класс: 4 «Г»
Учитель : Козлова К. А.
Тема урока: Именительный и винительный падеж имён существительных
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель урока: Актуализировать знания об именительном и винительном падежах; познакомить со способами различения имён существительных в именительном и винительном падежах
Планируемые результаты:
Предметные:
Сравнивать окончания имён существительных и именительном и винительном падежах;
Называть признаки имён существительных и именительном и винительном падежах;
Различать имена существительных в именительном и винительном падежах;
Употреблять имена существительные в форме именительного и винительного падежей.
Метапредметные:
Извлекать необходимую информацию;
Делать выводы на основе сравнения и наблюдения;
Проводить самопроверку и самооценку
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
Осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор.
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.



Этапы урока Ход урока
1. Организационный момент - Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь поудобнее — начнем скорей урок.
- Откройте тетради. Что нужно записать? (Число, классная работа)
2. Актуализация знаний - Вы знаете в какой области мы живем? (Ярославская)
- Какой главный город в нашей области? (Ярославль)
- В Ярославле часто бывают в гостях жители других государств. Одна девочка из Англии своей подруге прислала письмо. Послушайте его и подумайте, все ли правильно в нем?
Ярославль — красивый город. Я помню, как мы гуляли вечером по Ярославль. Мой родной город меньше Ярославль. Ярославль можно гордиться. Я часто думаю о Ярославль. Шлю привет из Англии. Элисон.
- Чего не знала Элисон о секретах русского языка? (Имена существительные изменяются по падежам)
- Для чего нужно знать падежи?
-А мы с вами знаем падежи? Сейчас проверим.
Игра «Угадай падеж».
- Поработаем в группах. 1 и 3 парты развернитесь назад. Каждой группе я выдам карточку. С левой стороны написаны подсказки, с правой стороны вы должны вписать падеж.

Подсказка Падеж
Про кого? В.п.
Без предлога не употребляется П.п
нет Р.п
подлежащее И.п
Щедрый падеж Д.п
Падеж-работяга т. п
Что? И. п В.п
Проверка фронтальная с использованием карточек с падежами.
Работа в парах.
- Помогите исправить ошибки в письме из Англии. Определите падеж слова «Ярославль».
Получают карточки с текстом письма, исправляют ошибки. Меняются карточками в парах и сравнивают по ключу.
3. Мотивация - Прочитайте эпиграф к нашему уроку:
«Учите , дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждет великая награда
И та награда в нем самом.»
М.В. Ломоносов
- С какой просьбой обращается М.В. Ломоносов к детям?
- А у вас может быть какая награда в конце урока?
- Как вы понимаете значение слова «награда»? (Варианты детей)
-Обратимся к словарю:( словарные карточки)
НАГРАДА
1. То что дается, получается в знак особой благодарности, признательности.
2. Благодарность.
3. Почетный знак, орден, которым отмечают чьи-нибудь заслуги.
- Сегодня на уроке вы тоже будете получать награду. Это медали, которые в конце урока вы сможете обменять на отметки.
- Посмотрите на доску:
НАГРАЖДЕННЫЙ, НАГРАДА, МЕДАЛЬ, ЗНАК, НАГРАДИТЬ, ОРДЕН, К НАГРАДЕ, НАГРАДНОЙ, ВОЗНАГРАДИТЬ, НАГРАДУ
- На какие группы можно разделить эти слова? ( по форме слова, по частям речи, однокоренные, синонимы, по составу слова)
У вас на словарных карточках есть цветные отметки, красного, желтого, зеленого цветов. У кого зеленый цвет, вы разделяете и записывайте слова в группы по частям речи, у кого желтый цвет — выписывайте однокоренные слова, красный цвет — слова — синонимы.
- Запишите в группы
- Можно ли определить падеж слова «орден»? (нет, падеж слова узнаем в предложении)
- Придумайте предложения со словом «орден».
4. Создание проблемной ситуации -Запишите предложения:
1. У моего дедушки есть орден.
2. Я расспросил солдата про орден.
- Определите падеж имен существительных. (1 человек у доски)
- Почему трудно? ( совпадение вопросов у неодушевленных существительных именительного и винительного падежей)
- Может только у этого слова возникают затруднения?
-Давайте попробуем слово «Орден». (То же самое)
- Что общего в этих двух предложениях? (слово «орден»)
-Давайте сравним:
1. [орд'эн] [орд'эн]
2. м.р м.р
3. ед.ч ед.ч
4. неодуш. Неодуш.
5. нул.оконч. Нул. Оконч.
6. И.п = И.п ???
- Значит падеж должен быть одинаковый или нет?
- Как нам это доказать?
- Сформулируйте своими словами основную задачу урока. ( Научиться отличать И.п и В.п, если формы совпадают и отвечают на вопрос «что?»

НА ДОСКЕ:
И.п ? В.п

5. Открытие новых знаний - «Что?» - вопрос двух падежей
Различать ты их сумей!
Именительный падеж — это подлежащее,
А в винительном стоит, значит дополнение.
Разберешься, если знаешь члены предложения
- С чего нам нужно начать наше исследование?
(разобрать предложение по членам предложения)
-Какой вывод вы сделали?
(в 1 предложении «орден» — главный член предложения — И.п,
во 2 предложении «орден» — второстепенный член предложения — В.п)



НА ДОСКЕ:
главный член предложения Второстепенный чл.пр.


И.п В.п
- Как связано существительное «орден» с главным словом во втором предложении?( с помощью предлога)
- Какой вывод сделаем?
( И.п — без предлога, В.п. с предлогом)
- Сравните наше исследование с выводом в таблице на стр. 120 учебника.
Работа с правилом.
1. Чем является в предложении существительное в И.п?
2. Чем является в предложении существительное в В.п?
3. Существительное в каком падеже никогда не имеют предлогов?
4. Существительные в каком падеже употребляются без предлога и с предлогом?
- Попробуйте составить алгоритм рассуждений и действий по определению падеж имен существительных.
АЛГОРИТМ
1. Нахожу слово, к которому относится существительное
2. Задаю вопрос
3. Выясняю, чем является имя существительное в предложении
4. Определяю падеж
- Откройте учебник на странице 121 упражнение 135. Прочитайте задание. Что нужно сделать в упражнении? ( Списать второй отрывок из упр.134, определить падеж имен существительных). 2 человека у доски. Первое предложение выписывают и разбирают те, у кого на словарной карточке была красная или желтая отметка, второе предложение выписывают и разбирают те, у кого на словарной карточке была зеленая отметка.
Рассуждения детей. ( 1. Это предложение сложное, грамматическая основа первого предложения (Кто?) Князь — подлежащее, (что сделал?) пошел — сказуемое, забывши горе, грамматическая основа второго простого предложения (кто?) он — подлежащее, (что сделал?) сел, стал глядеть — однородные сказуемые. Определяю падеж имен существительных: (кто?) князь, И.п, т.к является главным членом предложения, на башню- сел (на что?), В.п , т.к является второстепенным членом и употребляется с предлогом, на море - стал глядеть(на что?) В.п, т.к является второстепенным членом предложения и употреблено с предлогом.
2. Что? Море — подлежащее, (что сделало?) всколыхалося — сказуемое, Определяю падеж существительных Море — является главным членом предложения и употреблено без предлога, значит И.п.
6. Физкультминутка - Положите ручки. Похлопайте в ладоши, постучите в кулачки, покатайте ручку между ладонями. Помассируйте ручкой подушечку каждого пальца. Глазками посмотрите вверх, влево, вправо, вниз, нарисуйте глазами окружность.
7. Развитие умений - Теперь я точно знаю, что вы готовы работать самостоятельно.
У вас на столах лежат карточки разных цветов. Выберите ту карточку, с которой сможете справиться.
1 уровень:
Спиши предложения. Подчеркни главные члены предложения, определи падеж имен существительных.
Строители возводят новую школу. Работники сельского хозяйства выращивают хлеб, овощи, фрукты.
2 уровень:
Прочитай. В 1 столбик выпиши имена существительные в И.п, во 2 столбик- существительные в В.п.
Льды закрыли озера, реки. Снега укутали землю, крыши домов.
3 уровень:
Составьте 2 предложения, чтобы в них были имена существительные в И.п и в В.п.
8. Подведение итогов. Рефлексия. - Как различить имена существительные в И.п и в В.п?
( В И.п имена существительные являются главным членом предложения, в В.п второстепенным. В И.п имена существительные всегда употребляются без предлогов)
-Какое задание на уроке показалось самым интересным?
- что показалось трудным?
-вы с удовольствием поработали на уроке? (Светофор)
- У вас получилось быть внимательными, активными, старательными? (светофор)
Посчитайте, сколько медалей набрал каждый. Оцените свою работу на уроке.
3-4 медали — 3, 5-6 медалей — 4, от 7 и выше - 5 .
Гора усвоения знаний
В начале урока вы были у подножия горы. Отметьте какой высоты достиг каждый из вас на этом уроке.
Ученик отмечает уровень усвоения материала на уроке на горе Знаний.

9. Домашнее задание Разноуровневое:
- Те, у кого сегодня был зеленый кружочек — выполняют упражнение 136 на стр.121;
- те, у кого был желтый кружочек - составить 5 предложений с использованием существительных в И.п и в В.п
- те , у кого был красный кружочек — подготовить рассказ о родительном падеже используя таблицу учебника на с.124 и дополнительный материал: доп. Литература, Интернет.

- Благодарю за урок!