Проект-исследование на тему Загадка из царства Снежной Королевы


Автор проекта: Савина Анна 2-ж классРуководитель: Кузнецова С.А. ГБОУ СОШ № 2107 СП № 235 На мою варежку легла снежинка – маленькая ледяная звёздочка. И мне стало интересно: откуда она прилетела? Может быть, из царства самой Снежной Королевы? Но пока я рассматривала это узорчатое чудо, снежинка растаяла и оставила после себя лишь маленькую капельку воды…Цель работы: исследовать, что такое снег, изучить его свойства.Объект исследования: снег.Предмет исследования: свойства снега.Гипотеза: снежинки – это замерзшие водяные капельки.Задачи исследования: Изучить процесс образования снежинки;Узнать, почему снег нельзя кушать;Узнать, почему снежинки такие разные;Выяснить, почему снег белый;Узнать, почему снег скрипит;Узнать, почему снег лепится;Рассмотреть значение снега для природы и человека. Методы исследования:Изучение литературы по данной теме;Метод наблюдения;Проведение опытов;Беседа. Чтобы проверить свою гипотезу, я взяла крышечку, капнула на неё маленькие капельки воды и поставила в морозилку. Когда я достала крышечку, я увидела маленькие льдинки. В красивые узорчатые снежинки капельки воды не превратились.Вывод: Когда замерзает вода, то получается лёд - твёрдое её состояние. А как получается снег?.. Почему образуются снежинки?Опыт № 1. Изучив литературу, я узнала, что раньше люди тоже думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Но ученые доказали, что снег никогда не образовывается из водяных капелек. Капельки воды могут стать градинками - комочками непрозрачного льда, который иногда идёт летом вместе с дождём. А снег образуется при замерзании водяного пара, содержащегося в воздухе. Опыт № 2. Я думала, что снег чистый, но узнала, что на самом деле большинство снежинок формируется вокруг маленьких частиц грунта, поднятых ветром вверх. Я решила проверить чистоту выпавшего снега. Может быть, белый снег всё-таки чист и ничуть не хуже мороженого? Набрав свежего снега в миску, я растопила его. Вода, получившаяся из снега, выглядела очень грязной. Значит, не зря взрослые категорически запрещают детям есть снег!Вывод: Снежинки — это кусочки почвы, только покрытые льдом.Опыт № 3. Я взяла прозрачный полиэтиленовый пакетик, измельчила его ножницами на мелкие кусочки, и он стал белым. В результате опытов (№2 и №3) я заметила, что талой воды у меня получилось меньше, чем было снега. Вода – прозрачная, а снег был белый. Почему? Воды получилось мало, потому что снежинки на 95% состоят из воздуха. А снег мы видим белым тоже благодаря заключенному в снежинке воздуху. Снег кажется нам белым (хотя, на самом деле - прозрачный). Кристаллы снега, в результате многочисленных преломлений света, который на них попадает, рассеивают его и возвращают белый свет. (Такие же свойства наблюдаются у кучи колотого льда или битого стекла). Снег отражает подающие на него солнечные лучи, а они белого цвета. Если бы солнечные лучи были другого, например, зеленого цвета, то и снег был бы зеленого цвета. Например, на закате или восходе солнца, когда солнечные лучи нам кажутся розоватыми, снег тоже приобретает розоватый оттенок. А если сделать в снеге ямку, то можно увидеть, что там он голубой.ВЫВОДЫ: В процессе работы над проектом я узнала, что привычный нам снег – это чудеснейшая особенность нашей планеты! Он образуется на всех континентах в огромных количествах. Ежегодно снегом покрывается четвертая часть всей поверхности Земли вместе с океанами. Я узнала много нового о свойствах снега и его значении. Моя гипотеза о том, что снежинки — это замерзшие по пути к земле капельки воды, оказалась ошибочной. Настоящие снежинки вырастают в облаках, когда микроскопические частички водяного пара притягиваются к пылевым частичкам и замерзают, минуя жидкую фазу. Образовавшиеся кристаллики льда, падают вниз и растут в результате конденсации на них влаги из воздуха. Процесс кристаллизации водяных капелек непредсказуем, а потому, двух снежинок с одинаковым узором не существует. При всех многочисленных исследованиях так и не удалось найти одинаковые снежинки на всем земном шаре. А также узнала, почему нельзя есть снег!Наблюдение № 1. Когда я ловила варежкой снежинки, я рассмотрела, что все они разные, но заметила, что у них есть одна общая черта – они состоят из шести лучей. Снежинка начинает свою жизнь в облаке, когда вокруг маленькой пылинки образуется кристаллик льда. Кристаллы льда имеют форму шестигранникаНаблюдение № 2. Я раскопала снег лопаткой до земли и увидела маленькие ростки травы. Вывод: снег сохраняет тепло, а значит, имеет огромное значение для жизни растений и животных.Наблюдение № 3. В морозный день я вышла на улицу. Выпало много снега и я решила поиграть в снежки, но снег не хотел лепиться, и снежки разваливались в руках. Почему так? Так как снег — это кристаллы замерзшей воды, то когда температура воздуха очень низкая, они становятся жесткими и крепкими, поэтому не хотят прилипать друг к другу. В более теплые дни кристаллы немного подтаивают, образуя так называемый «мокрый» снег, который замечательно лепится. Наблюдение № 4. Когда я иду по снегу, то очень часто слышу, как он скрипит под ногами. Но иногда этого хруста нет. Почему так? При сдавливании снег издаёт звук, напоминающий скрип (хруст). Этот звук возникает при ходьбе по снегу, надавливании на свежий снег полозьями саней, лыжами... Основной причиной скрипа (хруста) снега считается ломание кристалликов. Чем крепче мороз, тем громче скрип. Скрип снега слышен при температуре ниже −2 °. Выше этой температуры скрип не слышен. Это связано с тем, что при определённой температуре снежинки при сдавливании не столько ломаются, сколько начинают подтаивать, энергия сдавливания расходуется не на слом кристалликов, а на таяние снежинок, выделяющаяся вода смачивает снежинки, и вместо сухого трения возникает «скольжение снежинок по смоченной поверхности». Загадка из царства Снежной Королевы - белый снегЗначение снега.Снежинки, действительно, очень красивы! Настоящее чудо природы! Но они нужны не только для красоты. В круговороте воды на планете Земля, от которого зависит существование всего живого, снег играет решающую роль. В планетном масштабе снег подобен огромному зеркалу, отражающему в космос до 90% лучистой энергии солнца. Без него большая часть суши превратилась бы в безводную и безжизненную пустыню. Большое значение имеет снег для нашей Родины. Зимой в нашей стране снег покрывает белым одеялом огромные пространства. И под ним, легким и пуховым, надежно защищены от холодов травинки и корни деревьев до самой весны. Под снегом почти не бывает больше двух градусов мороза. Весной снег растает и напоит землю влагой. В суровые морозные зимы в снеге прячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. А так же снег может использоваться в качестве стройматериала, который обладает прекрасными теплоизоляционными свойствами. Например, иглу – традиционное зимнее жилье эскимосов, которое строится из обыкновенного снега.