Интегрированный урок по окружающему миру: Путешествие в весенний лес
Разработка урока с использованием ИКТ
Учитель начальных классов: Лебедькова Елена Викторовна, учитель I квалификационной категории МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г. Кашира МО
Учебный предмет: окружающий мир
Автор учебника: Плешаков А.А. ("Школа России")
Класс: 1
Технологическая карта урока
Тема: "Путешествие в весенний лес" Тип: урок открытия нового знания
Цели:
формировать умения видеть прекрасное в окружающей природе;
учить наблюдать;
способствовать развитию связной речи.
Технологии: здоровьесбережения, развивающего обучения, игрового обучения, работа в парах.
Планируемые результаты
Предметные:
Активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес к предмету «Окружающий мир». Метапредметные:
коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию;
регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную;
познавательные: определять характер взаимоотношений человека с природой, на здоровье и безопасность человека. Личностные:
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.
Ресурсы урока: рабочая программа; учебник, «Календарь русской природы»
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
I. Организационный момент
- Мы в лес за наукой Сегодня пойдём.Смекалку, фантазию нашу возьмём. Предварительная организация класса
II. Актуализация опорных знаний
-Какое время года наступило?
- По каким признакам мы узнаем, что пришла весна?
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
А. Плещеев
Ответы детей: ярче светит солнце, теплеет день ото дня, снег тает, побежали говорливые ручейки, появляются первоцветы, на деревьях набухли почки, вскрываются реки, прилетают с юга птицы: в полях можно услышать песню жаворонка, по-хозяйски расхаживают по пашне грачи.
Учитель:
Чтобы отправиться в путешествие, мы должны научиться узнавать погоду по народным приметам.
Весною сверху печет, а снизу морозит.
Дружная весна - жди большой воды.
Была бы водица, а зелень зародится.
Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Итак, теперь мы путешественники. Наш девиз: «Любить и охранять родную природу!» Ученики устно объясняют значение примет.
IV. Мы входим в лес…
Здравствуй, лес, могучий лес, полный сказок и чудес!»
А вот и весна. Выходит ученица в костюме весны.
- Дел у меня не мало –Я раскрываю почки, В зеленые листочкиДеревья одеваю,Посевы поливаю,Движения полна,Зовут меня … (Весна)
-Хорошо быть наедине с природой! В марте звенит капель, сверкают лужицы талой воды. Посыпались семена еловых шишек.
Апрель богат природными превращениями. Распускаются сирень и тополь, а за ними береза, рябина, клен.
Май уже по-настоящему теплый месяц. Но может и холодом потянуть. Деревья дружно покрываются листвой, отрастают и густеют травы.
V. Практическая работа
Как вы думаете, почему мы сидим сегодня по группам?
Лес нуждается в защите человека от человека. Нарисуйте знаки, которые вы бы поставили при въезде в лес или парк.
А сейчас каждая группа должна представить свой знак. Выступления должны быть короткими и интересными.
Дети рисуют знаки на бумаге.
Выступления групп.
VI. Птичья полянка
- Вот и добрались мы до Птичьей полянки. Выразительное чтение стихотворений о птицах.
Паутинки (К. Жосан)
Цвет акации душистый,
Трели птиц, весенний зной,
Паутинок серебристый
Нотный стан густой, живой.
Ветер ласково играет
Серебром нежнейших струн
То вспарит, то тихо встанет,
То зашепчет, как колдун.
И летит табун крылатый
Нот звенящих над землёй,
Над травой ещё несжатой,
Над чарующей весной!
Ласточка (Б. Заходер)
Улетела Ласточка
За тридевять земель…
Возвращайся, Ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, Ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, Ласточка
Прилетит Весна!
(И. Муравейко)
Два скворца летели,
На березку сели,
Сели и запели,
- Как они летели,
Как они спешили
С берегов заморских
В край родимый, милый
К беленькой березке!
Воробей (В. Орлов)
Воробей взъерошил
Пёрышки
– Жив, здоров
И невредим.
Ловит мартовское
Солнышко
Каждым пёрышком
Своим.
VII. Физкультурная минутка
Вырос высокий цветок на полянеУтром весенним раскрыл лепестки.Всем лепесткам красоту и питаньеДружно дают под землей корешки. Пальчиковая гимнастика.
VIII. Поляна цветов
Как пахнет цветами! Весна - это время пробуждения, роста и цветения растений.
Просмотр презентации Выходит Медуница:
- Любят медуницу шмели и пчелы. А поглядите, в какие цветы заглядывают насекомые? В фиолетовые. Значит, красные слишком молоды и нектара не выделяют, а в светлых он уже иссяк. Медуница целебна. Отварами из этой травы лечились от простуды горла.
Мать-и-мачеха:
Меня зовут «мать-и-мачеха». Посмотрите на мои листочки. Верхняя сторона их зелёная, гладкая. Она холодная. Снизу листочек покрыт мягким пушком серого цвета. Эта сторона кажется нежной и теплой. Поэтому меня и называют таким странным именем. Цветочки мои - желтые головки-корзиночки, только маленькие. Ранней весной над цветками кружатся пчёлки и мушки. Ребята, вам нужно запомнить, что мать-и-мачеха - это лекарственное растение. Цветы мои очень полезны при простуде. Если вы вдруг заболеете, то попейте отвар моих цветков или листьев. Он поможет вам скорее выздороветь. Листья мать-и-мачехи используют и для заживления ран.
Ландыш:
Я - Ландыш – краса майского леса. Цветов у меня много. А какой аромат исходит от них! Моим нектаром питаются лесные пчёлки, опыляя цветы. Пройдёт время и появятся семена. У меня они спрятаны в красивые ягодки. Летом их можно увидеть среди зелёной листвы. Только вы должны знать, что рвать ягоды мои нельзя. Они очень ядовиты! Да и вообще я - растение ядовитое. Красивый цветок всегда хорошо защищается! Но я не только красивый и ядовитый цветок. Я еще очень полезен. Люди используют меня, когда очень болит сердце, делая настойку. А еще, мои душистые цветочки используют для изготовления духов и мыла. Нельзя рвать меня целыми охапками.
Ветреница Дубравная:
Я небольшое растение с белым, как звездочка, цветком на верхушке стебля. Мои цветки очень быстро увядают, и на их месте появляются семена. Вскоре и стебли с листьями засыхают, но в земле сохраняются толстенькие корневища, похожие на червячков. Свое название я получила за то, что мой тонкий нежный стебелек качается от малейшего ветерка. Растение это ядовито и опасно для скота.
IХ. Интерактивная игра: «Времена года»
X. Подведение итогов
Что вам запомнилось? Что нового вы для себя узнали? Учащиеся отвечают на вопросы учителя
XI. Домашнее задание
Понаблюдай, в каких местах снег тает быстрее? Вычеркни лишнее: около домов, в лесу (парке), в поле.
Как поэт Г.Ладонщиков объяснил причину таяния снега? А ты как объяснишь?
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами,
Черные проталины на полях видны,
Верно, очень теплые ноги у весны.
Дети получают карточки с заданием.