Методическая разработка урока по курсу « ОРКиСЭ» Модуль: « Основы светской этики»Урок №14
Методическая разработка урока по курсу « ОРКиСЭ»
Модуль: « Основы светской этики»
Учитель начальных классов : Цыганова Татьяна Алексеевна
ГБОУ СОШ № 390 с углубленным изучением экологии
имени генерала П.И. БатоваУрок № 14
Тема урока: «Дружба»
Цель урока:
Дать понятие слова «дружба», «друг». Формировать представление о дружбе как одной из главных нравственных ценностей. Развивать умение различать истинную дружбу от ложной. Воспитывать у младших школьников бережное товарищеское отношение друг к другу. Воспитывать чувство локтя, взаимовыручки. Воспитывать чувства толерантности.
Задачи :1. Выявить и углубить знания младших школьников о том, что такое истинная дружба, кого можно назвать настоящим другом.
2. Формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях.
3.Развивать умения отстаивать свое мнение и свою точку зрения.
4. Воспитывать толерантность, чувства уважения и бережного отношения к национальной культуре, народным традициям, обычаям других стран.
5 Укрепление межнациональных отношений и дружбы всех народов.
6 Создание дружеских отношений, их значение и влияние на формирование национального самосознания российских граждан.
7 Поощрение толерантности, дружбы и ненасилия.
Планируемый результат:
Учащиеся смогут сформулировать понятия «дружба», «друг». Самим придумать правила дружбы. Выработать правила, по которым можно искать себе настоящих друзей. Практиковать навыки взаимопомощи при решении трудных задач. Развивать навыки работы в сотрудничестве.
Ресурсы: Словарь Ожегова, интерактивная доска, стихи советских поэтов, плакат «Зеленый город Дружба», рисунки детей о дружбе, сборник пословиц и поговорок, фотоаппарат.
Ход урока
1 Организационный момент
- Ребята я очень рада видеть вас. У нас сегодня будет очень необычный урок. Я очень надеюсь, что он принесет вам радость от общения друг с другом. Вы улыбнитесь друг другу, посмотрите в глаза и скажите: «Давай с тобой дружить!». Давайте возьмемся за руки и отправимся путешествовать по нашему городу.
2 Подготовка к восприятию нового материала.
- Вспомните, как называется наш отряд.
- Зеленый город «Дружба» ( слайд 1)
- Верно. У нас есть девиз : «Сохраним себя для России, а Россию для нас!» ( слайд 2)
- Как мы это сделаем?
- У нас есть речевка: « Главное – вместе!
Главное – дружно! Главное с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони! ( слайд 3)
На уроке технологии мы с вами делали газету нашего города. ( слайд 4) Работали дружно, весело, а главное вместе.
- Послушайте стихотворение и сами определите тему нашего урока.
1. Если есть друзья на свете –Все прекрасно, все цветет.Даже самый сильный ветер,Даже буря не согнет.Мы и в дождь, и в снег, и в стужуБудем весело шагать.При любой погоде дружим –Дружбы этой не порвать.- Или еще замечательное стихотворение2. Не стой в стороне равнодушно,Когда у кого-то беда.Рвануться на выручку нужноВ любую минуту, всегда.И если кому-то поможетТвоя доброта и дружба твоя,Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!На свете живешь ты не зря!Будь весел, чтоб радостней сталоТому, с кем подружишься ты,Чтоб каждому в жизни хваталоПрекрасной людской доброты.
3 Сообщение темы урока.
- Молодцы! Тема нашего урока « Дружба»
- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны сегодня ответить все вместе, все дружно? Все ответы записываются на доске.
- Сегодня мы с вами выясним:
* Что такое дружба?
* Кто он – настоящий друг?
* Какими качествами должен обладать настоящий друг?
* Почему очень важно бережно и по-доброму относится друг к другу?
* Почему дружба важна не только для меня, нашего класса, но и для всех людей на Земле?
4 Работа над понятием « дружба»
а). Беседа
- Слово «дружба» вам встречается часто. Этим словом назван наш город, этим словом могут быть названы спортивные лагеря, улицы. Фонтан в Москве называется «Дружба народов». Даже есть Орден Дружбы народов.
- Вспомните наш классный час « Что такое дружба?» (слайд 5, 6)
Что такое дружба? Каждый знает. Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает это слово? Значит что оно? (Л. Измайлов «Монолог о дружбе»)
б). Работа с интерактивной доской
- Распределить слова в два столбика: в первый, что помогает дружбе, а во второй, что мешает дружбе:
Словарь: зависть, деликатность, общность взглядов, понимание, мелочность, неуверенность, зависть, болтливость, сдержанность, толерантность, обдуманность слов и поступков, раздражительность, нахальство, приветливость, честность, бескорыстность, искренность, помощь ближнему, эгоизм, милосердие.в) Работа со словарем
- Чтобы дать понятие слова «дружба», обратимся к толковому словарю Ожегова. Найдите это слово и прочитайте его значение.
- Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Эти же слова нам говорили и наш ветераны на Московском Открытом Международном творческом фестивале толерантности «Дружба» ( слайды- 12, 13,14.17), где ребята из нашего класса читали стихи о дружбе всех людей на нашей планете.
- Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – это…бескорыстная приязнь». На первом месте он ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что тебе это выгодно. Ты дружишь с ним потому, что он тебе близок, у вас совпадают взгляды, интересы.
Дружба – главное чудо всегда.Сто открытий – для всех настоящие.И любая беда не беда,Если рядом друзья настоящие.Друг не будет смотреть свысока,Наизусть он характер твой выучит.Нужно верить, что друга рукаВ трудный час обязательно выручит.Так давайте, давайте дружить,Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.Если дружбой всегда дорожить,То любое желанье исполнится. ( читает подготовленный ученик)
г) Работа с учебником.
- Чем дружеские отношения отличаются от других отношений?
- Прочитайте об этом в учебнике на странице 32,33.
Мудрые мысли о дружбе
*Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть — это всё составные идеальной жизни.
(Марк Твен )* Дружба — это золотая нить, которая объединяет сердца всего мира. (Джон Эвелин)
* Снаружи может идти сильный дождь, но твоя дружеская улыбка меня успокоит. Я очень рад, что ты — мой друг. И я знаю, что наша дружба никогда не кончится. ( Роберт Алан)
* Только настоящий друг может терпеть слабости своего друга.
* Тот истинный друг твой, кто честен и прям.
* Друг слышит песню моей души и напевает ее мне, когда меня подводит память…
* В беде познаешь друга.
* Все мы путешественники в джунглях этого мира, и лучшее, что мы можем отыскать во время наших странствий — это честного друга. ( Роберт Луис Стивенсон )д) Игра в парах «Доскажи пословицу»* Человек без друзей, что дерево (без корней)
* Дружба крепка не лестью, а правдой и (честью).
* Дружба – не стекло: разобьешь, (не склеишь).
* Крепкую дружбу и топором ( не разрубишь).
* Птица сильна крыльями, а человек (дружбой).
* Для дружбы нет (расстояния).
5 Работа над понятием «друг»
В толковом словаре Ожегова сказано:
«Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью».
а) Беседа
- Для чего нужны друзья?
- Кто он, настоящий друг?
- Может ли дружба распасться? Почему?
Кого мы можем назвать настоящим другом, послушав эти пословицы?
Пословицы о друге.
1 Друг в беде узнается.
2 Для друга ничего не жалко.
3 Был бы друг, будет и досуг.
4 Друг лучше старый, а платье новое.
5 Друга нет – ищи, а нашел - береги.
6 Друга за деньги не купишь.
б) Проблемная ситуация
*Разговор по рассказу В. Осеевой «Синие листья»
* Басня И. А. Крылова « Лебедь, Рак, да Щука»
в) Работа по группам
- Давайте сейчас откроем секреты дружбы . Поработайте в группах и составьте правила дружбы. Эти правила будут путеводной звездой нашего Зеленого города Дружбы.
(слайд 10)
6 Подведение итогов. Рефлексия.
- Каких друзей нам бы хотелось иметь?
- Каким другом являешься ты сам?
- Что бы ты пожелал своему другу?
* Игра « Клубочек дружбы» ( слайд 7,8)
* Обсуждение рисунков на тему «Дружба» ( слайд 15.16)
7 Вывод ( слайд 18.19)
Дружба - не улыбки и не взгляды, Дружба - не записок шумных сброд.Дружба - это значит вместе, рядомЧерез трудности идти вперед
8 Домашнее задание
Найти и выучить любое стихотворение о дружбе. Может быть кто – то сочинит нам свое стихотворение о друге. Мы с большим удовольствием послушаем.
Урок можно закончить просмотром мультфильма «Крошка Енот»