Рабочая программа по курсу ОРСиСЭ модуль ОПК 4 класс
Пояснительная записка
к программе предмета ОРКСЭ «Основы православной культуры».
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные куль- турологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора обучающегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
-ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
-педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
-системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
-ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
-единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе (всего 34 часа).
Основные содержательные модули курса:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта обучающиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
Основные задачи комплексного учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебно-тематическое планирование
№ Название темы Количество часов
1 Введение в православную традицию 17
2 Православие в России 13
3 Итоговое повторение 3
4 Резерв учебного времени 2
Итого: 35
Содержание тематического учебного курса.
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое не осуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы обучающихся.
Подведение итогов.
Раздел II. Православие в России.
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Экскурсия в Введенский храм п. Тим. (по возможности)
Летние праздники. Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Подведение итогов по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов обучающихся.
Требования к уровню подготовки
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
—воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
—определение общей цели и путей её достижения, умениедоговориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведениеокружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Перечень учебно-методического обеспечения по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики»
модуль «Основы православной культуры»
Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандартного общего образования. – М.: Дрофа. 2006г.
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010.Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.
Закон Божий. Руководство для семьи и школы. Протоирей Серафим Слободской. Издано в России с разрешения издательства Свято-Троицкого монастыря, Джорданвилль, Н.-Й. США. Москва, 2000г.
Евангелие и молитвослов для детей. Протоиерей Владимир Чугунов. Издано по заказу НООФ «Родное пепелище». – с. Николо – Погост: НООФ «Родное пепелище», 2008г.
Библия для детей. Протоирей Владимир Чугунов Н.Н.: НООФ «Родное пепелище», 2007г.
Жития святых для детей. Протоиерей Виктор Ильенко. – М.: Артос – Медиа. 2011. – 384 с. с илл.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Набор цифровых образовательных ресурсов (презентации).
Календарно-тематическое планирование по модулю «Основы православной культуры»
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
№ Тема Кол-во
часов Обязательный минимум содержания образования Элементы дополнитель ного
содержания Основные понятия Знания, умения Измерительные формы контроля Дата проведения Примечание
план факт 1 Россия – наша Родина. 1 Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Духовный мир, культурные традиции. Знакомятся с историей возникновения православной религии. Вводная беседа, усвоения нового материала. 3.09 2 Культура и религия. 1 Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Культура, религия. Распространения православной культуры. Беседа, самопроверка усвоения нового материала. 10.09 3 Человек и Бог в православии. 1 Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Свобода, разум, совесть, доброта, любовь. Изучают основы духовной традиции православия. Беседа, контроль знаний в виде теста. 17.09 4 Православная молитва. 1 Что такое православие. Какие бывают молитвы.
О молитве «отче наш». Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Благодать, молитва, святые, Священное Предание Дают определение основных понятий православной культуры. Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы. 24.09 5 Библия и Евангелие 1 Кто такие христиане. Что такое Библия. Что такое Евангелие. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Христианство, Библия, Ветхий Завет, Священное Писание Нового Завета, апостолы, притча, откровения.Дают определения основных понятий православной культуры Беседа. 1.10 6 Проповедь Христа 1 Чему учил Христос. Что такое Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Духовные сокровища, Нагорная проповедь, Иисус Христос, Святой Дух. Дают определения основных понятий православной культуры
Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Беседа, самопроверка усвоения нового материала. 8.10 7 Христос и Его Крест. 1 Как бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Воплощение, распятие, Рождество Христово. Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы. 15.10 8 Пасха. 1 Что воскресение не только день недели. Символ Пасхи. Как празднуют Пасху. Презентация. Воскресение, Пасха Христова, пасхальное яйцо. Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей Беседа. 22.10 9 Православное учение о человеке. 1 Чем Бог одарил человека. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Тело, душа, внутренний мир человека, образ Бога в человеке, болезнь души. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы. 29.10 10 Совесть и раскаяние. 1 О подсказках совести. Как исправить ошибки. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Зло, грех, совесть, раскаяние. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Беседа, самопроверка усвоения нового материала. 12.11 11 Заповеди. 1 Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». 10 заповедей, Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, православной культуры. Беседа, контроль знаний в виде теста. 19.11 12 Милосердие и сострадание. 1 Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Самарянин, ближний, милосердие, милостыня. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, православной культуры. Беседа. 26.11 13 Золотое правило этики. 1 Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Неосуждение. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, православной культуры.
Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Беседа, самопроверка усвоения нового материала. 3.12 14 Храм. 1 Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм. Презентация. Посещение храма или монастыря родного края, ознакомление с его историей и святынями. Храм. Икона. Благословение. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Беседа. 10.12 15 Икона 1 Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. Презентация. Икона, свет, нимб, лица (лики) и глаза. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Беседа, самопроверка усвоения нового материала. 17.12 16 Творческие работы обучающихся. 1 О курсе «Основы православной культуры». Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Выполнение творческих работ. Проводится конкурс сочинений на тему «Как я понимаю золотое правило этики?». 24.12 17 Подведение итогов. 1 Введение в православную духовную традицию Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Выполнение творческих работ. Повторение и обобщение полученных знаний. 14.01 18 Как христианство пришло на Русь. 1 Что такое Церковь. Что такое крещение. Презентация. Крещение Руси, мудрость, исповедь. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Беседа. 21.01 19 Подвиг 1 О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Подвиг, жертва Богу, подвижник. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной). Беседа. 28.01 20 Заповеди блаженств. 1 Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Заповеди блаженств, нищие духом, Царство Небесное. Учатся анализировать жизненные ситуации. Беседа, контроль знаний в виде заданий. 4.02 21 Зачем творить добро? 1 Как подражают Христу. Чему радуются святые. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Святой, причина творить добро. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой. Беседа, контроль знаний, интерактивные модели. 11.02 22 Чудо в жизни христианина 1 О Святой Троице.
О христианских добродетелях. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Святая Троица, добродетель, вера, творец. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой Беседа, контроль знаний, интерактивные модели. 18.02 23 Православие в Божием суде. 1 Как видеть в людях Христа. Почему христиане вверят в бессмертие. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Легенда о Христофоре, вера в бессмертие. Учатся выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой Беседа, интерактивные модели. 25.02 24 Таинство Причастия 1 Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Тайная вечеря, причастие, христианские таинства, литургия. Учатся толерантному отношению мировоззрений и культурных православных традиций. Беседа, контроль знаний. 3.03 25 Монастырь 1 Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Монах (монахиня). Монастырь, послушание, монашество. Учатся толерантному отношению мировоззрений и культурных православных традиций. Беседа.
Посещение монастыря. 10.03 26 Отношение христианина к природе. 1 Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Христианское милосердие.
Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Беседа, контроль знаний. 17.03 27 Христианская семья. 1 Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Презентация. Семья, венчание, тактичность. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Беседа, контроль знаний. 24.03 28 Защита Отечества. 1 Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Оборонительная война, Дмитрий Донской, Александр Невский, Илья Муромец, Федор Ушаков. Учатся выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Беседа, контроль знаний, сообщения. 7.04 29 Христианин в труде. 1 О первом грехе людей. Какой труд напрасен. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Заповедь труда. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий Беседа, контроль знаний в виде заданий..14.04 30 Любовь и уважение к Отечеству. 1 Духовные традиции России. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Патриотизм, светская этика, Отечество. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий Беседа, контроль знаний в виде заданий. 21.04 31 Экскурсия в Введенский храм п. Тим. (по возможности) 1 Об устройстве храма Устройство храма. Учатся бережному отношению к храму и его реликвиям Экскурсия. 28.04 32 Летние праздники 1 Летние праздники в православии, как некоторые из них связаны с государственными праздниками. Электронное приложение Вознесение, Пятидесятница, Рождество Иоанна Предтечи, Святых перв. апостолов Петра и Павла, Преображе ние Господне, Успение Пресвятой Богородицы Учатся толерантному отношению мировоззрений и культурных православных традиций. Беседа, сообщения. 5.05 33 Подведение итогов ко второму разделу. 1 Православие в России. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества в России. Беседа, контроль знаний в виде теста. 12.05 34-35 Итоговая презентация творческих проектов обучающихся. 2 Введение в православную духовную традиции и православие в России. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят презентации творческих проектов. Готовят сообщения по выбранным темам (теме). 19.05
26.05 Темы творческих работ:
- «Милосердные дела и героические поступки христиан».
- «Величественные храмы».
- «Прекрасные иконы».
- «Молитвы христиан» о себе и других.
- «Что такое этика»?
- «Как я понимаю золотое правило этики?»
- «Возможен ли подвиг в мирное время»?
Примерные темы исследовательских работ для презентаций:
- Как христианство пришло на Русь?
- Христианское отношение к природе.
- Святые в отношении к животным.
- Русские святые-воины. (на примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
- Христианская семья и её ценности.