Рабочая программа по ОРКиСЭ модуль Основы буддийской культуры
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы буддийской культуры» составлена для 4 «А» на основе Концепции стандарта второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России .Данный предмет входит в образовательную область – Духовно – нравственная культура народов России.
Для реализации программного содержания используется:
Основы буддийской культуры В.Л.Чимитдоржиев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры», Изд. «Просвещение», 2010г.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры» является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам,требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которыхобучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, атакже в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебногопредмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры» является культурологическим и направлен на развитие у обучающихся 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях,составляющих основу религиозных традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своейсопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах буддийской культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора обучающегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель модуля «Основы буддийской культуры»:
– формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций буддизма, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи модуля «Основы буддийской культуры»:
1. Раскрыть понятие буддийских культурно-религиозных традиций в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.
2. Создать условия для воспитания высоконравственной, творческой, ответственной личности, в соответствии с духовными и культурными традициями многонационального народа России.
3. Развивать способности у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Требования к знаниям, умениям и навыкам модуля «Основы буддийской культуры»:
В результате изучения модуля «Основы буддийской культуры» обучающийся должен знать/понимать:
– основные понятия буддийской религиозной культуры
– историю возникновения буддизма;
– особенности традиций религии;
–описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь буддизма;
уметь:
– описывать различные явления религиозной культуры буддизма;
– устанавливать взаимосвязь между буддизмом и поведением людей;
– излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами буддийской культуры;
– строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
II.Общая характеристика учебного модуля «Основы буддийской культуры»
Курс, раскрывающий основы буддийской культуры, по месту в учебном плане, и по содержанию дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», знакомит с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России.Это происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция». Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.
Содержание модулей учебного курса «Основы буддийской культуры» организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами).
При изучении комплексного учебного модуля «Основы буддийской культуры» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
III.Описание места учебного модуля «Основы буддийской культуры»
в учебном плане
Программа курса «Основы буддийской культуры» составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ - 1 час в неделю. В связи с национальным праздником «Цаган-Сар» (19 февраля) количество составило 33 часа на 2014-2015 учебный год.
IV.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения модуля «Основы буддийской культуры»
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные результаты:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; к пониманию основных норм светской и религиозной морали.
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
Осознание ценности человеческой жизни
V.I Содержание учебного предмета
Курс «Основы буддийской культуры» состоит из 30 основных тем. На 4 темы курса по учебному плану отведено по 2 часа. 1 урок по теме «Россия – наша Родина» является вводным во всех модулях. Урок по теме «Любовь и уважение к Отечеству» является заключительным.
Первый блок курса посвящен нравственным ценностям, ценностям жизни. Уроки 16 и 17 являются обобщающими, предусматривают подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.
Блок 2 основывается на изучении буддийских праздников, обычаев, обрядов, традиций, символов, ритуалов, искусства.
Итоговый урок также предусматривает подготовку и презентацию проекта. Данный вид работы позволит оценить в целом работу учащегося.
В понятийный аппарат всего курса входят такие понятия как толерантность, гуманизм, милосердие, ритуал, обряд, традиции, обычаи, притчи и т.д.
Для решения учебно-воспитательных задач курса предусмотрены разные виды технологий работы с детьми: компьютерные, игровые, диалоговые, проектные, исследовательские и т.д.
На уроках предусматриваются следующие виды работ: работа с высказываниями, с иллюстрациями, с презентациями, работа с текстом, просмотр видеосюжетов, и т.д.
В начале и в конце каждого занятия предусматриваются вопросы для проверки знаний (проблемные, ситуационные, тестовые, открытые ит.д.), вопросы по проверке умений и навыков, вопросы для проведения рефлексии.
По программе предусматривается домашнее задание.
V.II Содержание программы
1.Россия – наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твое поколение. Чем богато наше Отечество. Что такое традиции и для чего они существуют.
2. Культура и религия. Буддизм. Что такое культура. Что такое религия. Какие есть мировые религии. Что такое буддизм.
3.Будда и его Учение. О том, как родился и рос Сиддхартха Гаутама. О том, как Сиддхартха узнал о страданиях. О том, почему Сиддхартха начал поиски пути избавления от страданий.
4. Будда и его Учение. Четыре Благородные Истины. Срединный (Благородный) Восьмеричный путь.
5. Буддийские священные книги. Когда была создана священная книга «Трипитака»? Из каких частей состоит «Трипитака». О кратком содержании трех частей «Трипитаки».
6. Буддийские священные книги. О священных книгах «Данджур и «Ганджур».
7. Буддийская картина мира. Кто такой человек и его изначальная природа.
От чего изменяется жизнь человека. О перерождении и законе кармы.
8. Буддийская картина мира. О перерождении и законе кармы.
Перерождение. Причина. Следствие.
9. Добро и зло. О десяти благих деяниях. О десяти не благих деяниях.
10. Принцип ненасилия. О том, что буддизм говорит о ненасилии и доброте.
11.Любовь к человеку и ценность жизни. О ценности жизни человека с буддийской точки зрения. Ценность человеческой жизни. Святая Любовь. Святое Сострадание.
12. Сострадание и милосердие. О милосердии и сострадании с буддийской точки зрения… Любовь. Милосердие .Сострадание.
13. Отношение к природе. О том, что Земля – это наш общий дом. Об отношении к природе в буддизме.
14. Буддийские учители. О роли и значении буддийских Учителей России.
15. Семья в буддийской культуре и ее ценности. О роли семьи в буддийской культуре, об обязанностях родителей и детей.
16. Творческие работы обучающихся.
17.Обобщающий урок.
18. Буддизм в России. Об основных направлениях буддизма. Об истории появления буддизма в России, его современном состоянии.
19.Путь духовного совершенствования. Что Учение говорит о человеке и нравственности. Восемь принципов Восьмеричного Пути.
20.Буддийское Учение о добродетелях. О чем говорится в «Шести парамитах».
О добродетелях с точки зрения буддизма.
21. Буддийское Учение о добродетелях.
22. Буддийские символы. О символах в буддизме. О восьми благоприятных символах, их значения.
23. Буддийские ритуалы и обряды. О том, что такое ритуал в буддизме. Что такое мантра. Что такое подношение.
24. Буддийские святыни. О статуе «Сандаловый Будда» – величайшей святыне буддизма. Об уникальной книге «Атлас тибетской медицины».
25. Священные буддийские сооружения. О видах и типах священных буддийских сооружений. О своеобразии и сакральном смысле священных буддийских сооружений. Ступ.
26. Буддийский храм. О буддийском храме, о его назначении и характерных особенностях .О внутреннем убранстве и правилах поведения в буддийском храме.
27. Буддийский календарь. Об особенностях буддийского календаря. Солнечный календарь. Лунный календарь.
28. Праздники в буддийской культуре. О значении праздников в буддийской культуре. Об основных буддийских праздниках. О праздновании буддийского Нового года. Праздник Хурал Молебен.
29. Искусство в буддийской культуре. О том, что такое буддийская икона.
О древнем религиозном ритуале «Цам». О буддийских музыкальных инструментах.
30. Любовь и уважение к Отечеству. Как правильно распорядиться полученными знаниями о нравственности. Ч то делает нас – разных людей – одним народом. Великая сила нравственности. Патриотизм. Народ.
31. Творческие работы обучающихся.
32. Творческие работы обучающихся.
33. Обобщающий урок.
34.Праздничный концерт.
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п Тема Количество часов УУД Виды деятельности дата
I-четверть-9часов
I Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Россия - наша Родина. 1 Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Беседа, лекция, работа с эпиграфом. II. Основы буддийской культуры
Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. 1 Знакомит с основами буддийской культуры Самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Будда и его Учение. 2 Анализ притчи, отражающей один из основных принципов учения Будды Буддийский священный канон. 2 Объяснение понятия Священный канон (трипитака). Буддийская картина мира. 2 Строить
толерантные
отношения с
представителями
разных
мировоззрений и
культурных
традиций Добро и зло. 1 Знакомство с
понятиями «добро
и зло», нахождение примеров представления
людей о добре и
зле в разных
исторических
эпохах. За 1 четверть по плану-9 часов,фактически-9 часов
II-четверть-7 часов
Ненасилие и доброта. 1 Совместно с
учителем
составлять план
решения задачи Беседа, лекция учителя, анализ текста, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, работа с кинофрагментом, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Любовь к человеку и ценность жизни. 1 Раскрыть понятия
«счастье и смысл
жизни». Милосердие и сострадание. 1 Уметь поступать
согласно своей
совести Отношение к природе. 1 Чувствовать
ответственность
за свой выбор;
понимать, что
человек всегда
несёт
ответственность
за свои поступки. Буддийские святые. Будды. 1 Семья в буддийской культуре и ее ценности. 1 Развитие
доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
Творческие работы учащихся.Подведение итогов 1 За 2 четверть по плану-7 часов,фактически- 7 часов
III-четверть -8 часов
Буддизм в России. 1 Перерабатывать
полученную
информацию:
сравнивать и
группировать
факты и явления;
определять
причины
явлений и
событий Беседа, комментированное чтение, работа с цитатой, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческая работа, участие в учебном диалоге. Основы буддийского Учения и этики. 1 Человек в буддийской картине мира. 1 Буддийские символы. 1 Самостоятельно
формулировать
цели урока после
предварительного
обсуждения Буддийский храм. 1 Познакомить с понятием «священные сооружения» и их предназначением, дать представление об устройстве ступы, пагоды. Посещение хурулаБуддийские святыни. 2 Посещение тематической выставки Буддийский календарь. 1 Сообщить новые
сведения об
истории
возникновения
праздников. Работа в парах Праздники в буддийской культуре. 1 Беседа За 3 четверть по плану-9 часов,фактически-9 часов
IV-четверть- 9 часов
Искусство в буддийской культуре. 1 Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий.
Экскурсия в музей Священные буддийские сооружения. 1 Познакомить с понятием «священные сооружения» и их предназначением, дать представление об устройстве ступы, пагоды. Посещение ступы( 7 и 9 микр) Отношение к природе. 1 III. Духовные традиции многонационального народа России
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 1 Формирование уважения к мировым религиям как к ценностям культуры
человечества.
Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа с основными понятиями и терминами, участие в учебном диалоге. Подготовка творческих проектов. 1 Формирование умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий Выступление учащихся со своими творческими работами: 1 Выступление учащихся со своими творческими работами 1 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) 2 Выставка иллюстраций, творческих работ. Презентация творческих работ.
Выступления обучающихся, обсуждение. Взаимооценивание. Подведение итогов За 4 четверть по плану-9 часов,фактически-9 часов
За 2014-2015 учебный год по плану-34 часа, фактически-34 часа
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для обучающихся:
1. Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. – 4-5 класс. – М.: Просвещение.2010г.
Для учителя:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (практические разработки учителей) - http://school-collection,edu/
Технические средства:
1.Системный блок IRU Gorp 310 Gell 2.ЖК_монитор View Sonic VA 1931 W-LED Black TN LED
3.Интерактивная доска Legamaster Proffesionale-Board FLEX
4.Акустическая система Genus SP-S11
5.МФУ Samsung SCX 3200
6.Клавиатура
7.Веб-камера Genus Sp FaseCam 315
8.Мультимейдийный проектор Vivitek D 509
9.Мышь
10.ИБП 600 ВА Ippon Black Office