Рабочая программа по ОРКиСЭ 4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам православной культуры» составлена на основе концепции и общеобразовательной программы «Основы религиозной культуры и светской этики» под рук. Данилюка А.Я. и авторской программы Кураева А.В. «Основы православной культуры», в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования.– М.: Просвещение, 2012 г. Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МОУ «СШ № 41»
Место курса в учебном плане.
Согласно учебному плану МОУ «СШ №41» всего на изучение предмета «Основы православной культуры» в 4 классе отводится - 35 ч. (1 ч в неделю).
Цель учебного модуля «Основы православной культуры»– формирование у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знаний культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважение к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачами учебного модуля «Основы православной культуры» являются:
знакомство обучающихся с основами православной культуры;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики ;формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Общая характеристика учебного предмета
Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы православной культуры», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющем началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни. Включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально – политического пространства.
Учебный курс является единой учебно – воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об религиозных культурах и светской этики посредством:ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель-воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс в границах учебного курса и системы межпредметныхсвязей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность в многообразии и глубине её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Коррекция программы
В программе изменений нет.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы культурных ценностей многонационольного общества.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Ценность жизнии человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Знать/понимать: - основные понятия религиозных культур; - историю возникновения религиозных культур; - историю развития различных религиозных культур в истории России; - особенности и традиции религий; - описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,
праздников и святынь. Уметь: - описывать различные явления религиозных традиций и культур; - устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; - излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни
людей и общества; - соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; - строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
Обучение детей по учебному модулю «Основы православной культуры» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания (УУД).
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности человеческой жизни.
Содержание учебного курса
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
.Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
.Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.
.Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Изучают основы духовной традиции православия.
.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Дают определения основных понятий православной культуры
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
Творческие работы учащихся.
Раздел II. Православие в России.
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
Обобщающий урок.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение.
Готовят сообщение по выбранной теме.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование темы Количество часов
1 Россия – наша Родина 1
2 Культура и религия 1
3 Человек и Бог в православии 1
4 Православная молитва 1
5 Библия и Евангелие 1
6 Проповедь Христа 1
7 Христос и Его крест 1
8 Пасха 1
9 Православное учение о человеке 1
10 Совесть и раскаяние 1
11 Заповеди 1
12 - 13 Милосердие и сострадание 2
14 Золотое правило этики 1
15 Храм 1
16 Икона 1
17 Обобщение. 18 Как христианство пришло на Русь 1
19 Подвиг 1
20 Заповеди блаженств 1
21 Зачем творить добро? 1
22 Чудо в жизни христианина 1
23 Православие о Божием суде 1
24 Таинство Причастия 1
25 Монастырь 1
26 Отношение христианина к природе 1
27 Христианская семья 1
28 Защита Отечества 1
30 Христианин в труде 1
30 -31 Любовь и уважение к Отечеству 2
32-33 Итоговая презентация творческих проектов учащихся. 2
34 Обобщающий урок 1
35 Резервный урок 1
Всего 35
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Элементы
содержания Виды деятельности Планируемые результаты Дата
Дата
Предметные МетапредметныеЛичностные 1 Россия – наша Родина
Россия – наша Родина;
полиэтническое государство, культурныетрадиции;
патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.
Основные термины и понятия: Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент,
государственные
символы, толерантность Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом,
самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой
беседы с членами семьи. Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.
Уметь:
Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). Регулятивные :учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
выполнение действий по алгоритму.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей. нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина
02.09
2 Культура и религия Что такое культура и религия. Их значение в жизни человека.
Основные термины и понятия: культура, религия. Беседа, комментированное чтение, устный творческий
рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом,
самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой
беседы с членами семьи. Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.
Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века Регулятивные :саморегуляцияПознавательные:
поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: выражение своих мыслей. нравственно-эстетическое оценивание.
09.09
3 Человек и Бог в православии Бог и православие
Основные термины и понятия: Бог, православие, Творец. Беседа, комментированное чтение, устный творческий
рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди
Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию ценить и принимать ценности. 16.09
4 Православная молитва Православие. Благодать. О молитве «Отче наш». Беседа, устный рассказ на тему Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые.
Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
ценить и принимать ценности.
23.09
5 Библия и Евангелие Кто такие христиане. Что такое Библия и Евангелие.
Основные термины и понятия: христиане, Библия, Евангелие, пророки, Христос, Священное Писание, Откровение.Беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка
творческой беседы
с членами семьи. Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.
Что такое Откровение Божие.
Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации ценить и принимать ценности.
30.09
6 Проповедь Христа Проповедь Христа, Завет Христа. Основные термины и
понятия: проповедь, Нагорная проповедь. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом,
самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой
беседы с членами семьи. Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.
Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации нравственно-эстетическое оценивание.
07.10
7 Христос и Его крест Как Бог стал человеком. Символика креста.
Основные термины и понятия: Голгофа, жертва Христа, распятие, символика креста. Беседа, устный рассказ на тему, подготовка творческойбеседы с членами семьи. Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплощение»), Голгофа. Кто такой Богочеловек.
В чём состояла жертва Иисуса Христа.
Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: уметь вести дискуссию нравственно-эстетическое оценивание.
14.10
8 Пасха Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Пасха – самый светлый и радостный православный праздник. Дают определения основных понятий православной культуры Знать: Что такое Пасха (Воскресение).
Как празднуют Пасху.
Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост.
Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя нравственно-эстетическое оценивание.
21.10
9 Православное учение о человеке Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей
Основные термины и понятия:
душа, внутренний мир человека. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом,
самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой
беседы с членами семьи. Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина.
Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя нравственно-эстетическое оценивание.
11.11
10 Совесть и раскаяние Через поступки людей дети учатся различать добро и зло; учиться умению прощать; уметь давать оценку своим действиям и поступкам.
Основные термины и понятия: совесть, грех, зло, раскаяние. Беседа, комментированное чтение, пересказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние
Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.
Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений.Коммуникативные: выражение своих мыслей.
нравственно-эстетическое оценивание.
18.11
11 Заповеди О заповедях как правилах жизни, которые помогают каждому стать лучше и быть счастливым. «Не гордись, не ленись, не унывай, всех с радушьем принимай» и др.
Основные термины и понятия: заповедь, Скиния, скрижали, Святое Святых. Беседа, комментированное чтение, пересказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге. Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.
Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.
Регулятивные : саморегуляцияПознавательные:
анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.
Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность ценить и принимать ценности.
25.11
12 -13 Милосердие и сострадание милосердие, чем оно отличается от дружбы. Знакомятся со значением слова «милостыня».
Основные термины и понятия: милосердие, милостыня. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня».
Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия Регулятивные : оценка нравственных норм
Познавательные: извлечение необходимой информации.Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.
личностное переживание 02.12
14 Золотое правило этики правила этики; учатся формулировать свои правила отношений в обществе.
Основные термины и понятия:
осуждение, неосуждениеБеседа, комментированное чтение, работа в группах, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение».
Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. ценить и принимать ценности.
09.12
15 Храм Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
Основные термины и понятия: храм, икона, иконостас, Царские Врата, алтарь, благословение. Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм.
Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык».
Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь».
Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя ценить и принимать ценности.
16.12
16 Икона Учатся видеть через иконы сокровенный мир души человека.
Основные термины и понятия: икона, нимб, лик. Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.
Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик» Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: выражение своих мыслей.
ценить и принимать ценности.
23.12
17 Обобщение. Урок обобщения и систематизации знаний.
Обобщить и систематизировать знания учащихся. Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи 13.01
18 Как христианство пришло на Русь Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
Основные термины и понятия: Крещение, мудрость, Святая Русь, исповедь. Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации. Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос.
Узнать: что такое Церковь и крещение.
Как Русь стала христианской страной.
. Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах.
Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
нравственно-эстетическое оценивание 20.01
19 Подвиг Знакомятся с понятием подвиг, рассуждают об условиях, при которых расставание становится жертвой.
Основные термины и понятия: подвиг, Жертва Богу, подвижник.
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность.
Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.
Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое
Регулятивные : саморегуляцияКоммуникативные: выражение своих мыслей. личностное переживание27.01
20 Заповеди блаженств Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их c нормами религиозной культуры (православной и др.).
Основные термины понятия: блаженный, Царство небесное.
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым.
Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.
Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. ценить и принимать ценности.
03.02
21 Зачем творить добро? Добро и зло.
Основные термины и понятия: добро, зло, гуманность. Беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка
творческой беседы
с членами семьи. Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые
Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.
Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». Регулятивные : понимать значение добра и зла.
Познавательные: извлечение необходимой информации.Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. эмоциональное переживание. 10.02
22 Чудо в жизни христианина Знакомятся с развитием православной культуры в
истории России.
Основные термины и понятия: добродетель, вера, Святая Троица. Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются
Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: выражение своих мыслей. личностное переживание17.02
23 Православие о Божием суде Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
Основные термины и понятия:
совесть, стыд,
размышления, раскаяние. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ натему, самостоятельная работа с источниками информации, составление
плана, подготовка
творческой беседы. Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра.
Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра.
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. личностное переживание24.02
24 Таинство Причастия Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)
Основные термины и понятия: Тайная вечеря, Причастие, Литургия. Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство.
Что происходит в храме во время Литургии.
Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.
Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информацииценить и принимать ценности.
02.03
25 Монастырь Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.
Основные термины и понятия: монах, отшельник. Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России.
Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
личностное переживание09.03
26 Отношение христианина к природе Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.
Основные термины и понятия: христианское милосердие, ответственность за мир. Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным.
заботится о нём.
Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?».
Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. Регулятивные : саморегуляцияКоммуникативные: выражение своих мыслей. личностное переживание16.03
27 Христианская семья Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
Основные термины и понятия: семья, венчание. Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо.
Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. ценить и принимать ценности.
30.03
28 Защита Отечества Учатся различать поступки недопустимые даже на войне.
Основные термины и понятия:
Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.
Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: выражение своих мыслей. ценить и принимать ценности.
06.04
29 Христианин в труде Заповеди труда, Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину.
Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины Регулятивные : саморегуляцияКоммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. нравственно-эстетическое оценивание.
13.04
30 - 31 Любовь и уважение к Отечеству Категории любви.
Любовь – основа нашей жизни.
Любовь и уважение
к Отечеству. Беседа, комментированное чтение, размышление на тему. Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.
Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: выражение своих мыслей. нравственно-эстетическое оценивание.
20.04
32 - 33 Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Повторение основныхсодержательных моментов
курса.
Участвуют в диспутах, учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Презентация творческихпроектов учащихся
по индивидуальным темам. Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.
Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Коммуникативные:
Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Умение излагать свое мнение 11.05
34 Обобщающий урок Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок-игра Обобщить и систематизировать знания учащихся. Уметь сопоставлять свое мнение с мнениями других людей, находить полезную информацию в их позициях и высказываниях. Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Умение излагать свое мнение 18.05
35 Резервный урок МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В таблице введены символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в том числе используемые для постоянной экспозиции;К– полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество Примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Основы духовно – нравственной культуры России. Основы религиозных культур и светской этики». Авторы: А.Я.Данилюк. ФГОС. Программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы. – М.: Просвещение, 2012 г. Д Учебник: А.В.Кураев «Основы православной культуры», М.: Просвещение, 2012 г. К «Основы религиозных культур и светской этики» Б.Х. Бгажноков, О.В. Воскресенский, А.В. Глоцер и др. под ред. В.А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой, М.: Просвещение, 2012 г. Д Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
СD диск аудиоприложение к учебнику Д Авторские презентации по темам «Основы православной культуры» в начальных классах. Д Авторские презентации «Физминутка. Зарядка для глаз». Д Д Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок. Д Мультимедийный проектор. Д Компьютер. Д Оборудование класса
Ученические столы одноместные с комплектом стульев. 15+26 Стол учительский с тумбой. Д Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. 5 Список литературы:
Для учителя:
1.Данилюк А.Я. Основы религиозных культур культур и светской этики, Программы общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2012
2.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4 класс: справочные материалы для общеобразовательных учреждений/(Бгажноков Б.Х., Воскресенский О.В., Глоцер А.В. и др.); под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. -М.: Просвещение, 2012.С.-239
3. Данилюк А.Я., Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ Данилюк А.Я М.: Просвещение, 2010.С.-32
II. По ФГОС:
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: «Просвещение» 2011
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: «Просвещение» 2011
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: «Просвещение» 2011
Примерные программы начального общего образования. Ч. 1. Ч. 2. М.: «Просвещение» 2011
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова. М.: «Просвещение» 2011
Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: «Просвещение» 2011
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы М.: «Просвещение» 2011
III. Для ученика:
Учебник: А.В.Кураев «Основы православной культуры», М.: Просвещение, 2012 г.
3.Электронные образовательные ресурсы.
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: http://www.mon.gov.ru;
Сайт Государственные образовательные стандарты второго поколения: http://www.standart.edu.ru;
Сайт журнала «Вестник образования»: http://www.vestnik.edu.ru;
Сайт « Учительской газеты»: http://www,ug.ru;
Сайт журнала « Начальная школа»: http://www,n-shkola.ru;
Сайт журнала «Современный урок: начальная школа: http://www,ppoisk.com;
http://www.otdelro.ru/ отдел религиозного образования
http://www.hristianstvo.ru/ каталог православных ресурсов сети интернет
http://www.pravkniga.ru/ книги издательства «Даръ»
http://www.bogoslov.ru/ научный богословский портал
http://pravoslavie.ru/ Православие. Ру.
http://www.eparhia-saratov.ru/ сайт саратовской епархии
http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Московского патриархата
http://www.portal-slovo.ru/ Слово. Православный образовательный портал
http://radiosofia.ru/about.html христианский общественно - церковный канал
http://www.pravmir.ru/ православие и мир
http://www.verav.ru вера и время
http://www.kirillmefody.ru , библиография по предмету «Основам православной культуры».
http://pravolimp.ru официальный сайт олимпиады по ОПК.
http://kuraev.ru/ портал автора учебника по «Основам православной культуры».