ОРКиСЭ 4 класс рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №56»
п. Красково Люберецкого района Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ «Гимназия №56»
___________ А.А. Бобкова« »_____________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ОРКиСЭ(Основы мировых религиозных культур и светской этики)
модуль «Основы мировых религиозных культур»
4-«В»
Составитель: Нестерова Ирина Борисовна,
учитель начальных классов.
2014-2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» для ІV класса разработана на основе
1. Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (Стандарты второго поколения).
3 Авторской программы « Основы религиозных культур и светской этики » , разработанной А.И. Шемшуриной.
Цели и задачи изучения учебного предмета соответствует миссии гимназии: интеграция гуманитарных потребностей различных субъектов образования в модели гимназиста и её качественной реализации в образовательном процессе. Формирование выпускника с устойчивыми ключевыми компетентностями для жизни в условиях глобального образовательного. Научного и информационного общества и его динамично меняющихся потребностей.
Актуальность выбора программы состоит в следующем: наличие полного пакета пособий на печатных и электронных носителях, изучение основного содержания с использованием новых информационных технологий в обучении, высокая научная ценность
содержания, единый методический информационный подход, учитывающий возрастные психолого-педагогические особенности школьников. Данная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса предмета, сформированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.
Выбор УМК определяется обеспечением высокого уровня знаний по предмету, что особенно ярко проявляется на старших ступенях обучения; отражает интересы и потребности современного ребенка. Содержание учебников, предложенные формы и методы работы способствуют развитию мыслительных операций, познавательных процессов и интересов, а также стиля мышления, адекватного требованиям информатизации; обеспечивает поэтапное формирование всех видов УУД, позволяет придать сотрудничеству ( учитель-ученик) конструктивный и продуктивный характер, где главным механизмом формирования самостоятельности является системное включение учащихся в учебно-познавательную деятельность.
Выбор учебной программы и УМК данного авторского коллектива обусловлен тем, что они наиболее полно соответствуют задачам курса, позволяют логично и последовательно, с достаточной степенью сложности изучать учебный материал. В процессе преподавания будут использованы различные технологии и методические приёмы, способствующие наибольшей активизации мыслительной деятельности учащихся и усиливающие их учебные умения и навыки. Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.
Цели учебного предмета.
дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.Задачи курса:
Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
. Особую роль играет духовно-нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
• Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
• Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций.
Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
• Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
Основное содержание модуля «Светская этика»
Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со». С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к себе. Подготовка творческих проектов. Выступление обучающихся с проектами.
Большое внимание на каждом уроке следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается использовать электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио-видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны иметь творческий, поисковый и проблемный характер
Место курса в учебном плане
На изучение курса предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе начальной школы в Базисном учебном плане отводится 34 часа. ( 1 час в неделю).
Планируемые результаты курса:
Личностные результаты:
формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России, Крыма, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального общества ; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Предметные результаты
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики обучающийся узнает: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
научится: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.». Календарно - тематическое планирование по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика»
№ темы Тема Характеристика основных видов деятельности учащихся Плановая дата Фактическая дата
1 Этика – наука о нравственной жизни человека. Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Знать, понимать и принимать ценности:
. Л.: -положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором.
П.: -умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.
-находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами
Р.: -умеет организовывать своѐ рабочее место и работу;
-сопоставляет свою работу с образцом; оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе.
К.: - оформляет свою мысль в устной речи;
-умеет задавать уточняющие вопросы 01.09 2 Добрым жить на белом свете веселей.Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.
Составление предложений со словами культура
Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России.
- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
П.: - осуществляет поиск необходимой информации;
-использовать общие приѐмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.Р.: - организовывает своѐ рабочее место и работу;
-выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации.
К.: - оформляет свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объѐма;
- учитывает разные мнения и интересы
08.09 3 Правила общения для всех. Знакомятся с золотым правилом этики, с понятием -зло .
Знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
- Учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
- развитие эстетических чувств.
П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
-осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Р.: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
К.: - аргументирует свою позицию и координирует еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения
15.09 4 От добрых правил – добрые слова и поступки. Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Понимать и сопереживать чувствам других людей .Л: Умение анализировать содержание текста и находить недостающие фрагменты. Формирование умения читать дидактические иллюстрации.
Р.: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
К.: Умение строить монологическое высказывание.
Умение слушать собеседника. 22.09 5 Каждый интересен Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности .Понимать и сопереживать чувствам других людей.
Л.: - старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
- проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
-осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Р.: - умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
- сопоставляет свою работу с образцом, оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе.
К.: - обосновывает высказанное суждение 29.10 6 Премудрости этикета Знакомятся с правилами поведения за столом, правилами пользования столовыми приборами .Понимать и сопереживать чувствам других людей.
Л.: - старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
- проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
-осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Р.: - умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
- сопоставляет свою работу с образцом, оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе.
К.: - обосновывает высказанное суждение 06.10 7 Красота этикета Знакомство с правилами этикета в школе и дома. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
П.: Формирование умения читать дидактические иллюстрации. Р.: Уметь удерживать учебную задачу. Взаимоконтроль. Планирование учебного сотрудничества.
К.: Умение строить понятные для партнера высказывания. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. 13.10 8 Простые школьные и домашние правила этикета Что выражают слова в нашей речи, красота речи. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
П.: Формирование умения читать дидактические иллюстрации. Р.: Уметь удерживать учебную задачу. Взаимоконтроль. Планирование учебного сотрудничества.
К.: Умение строить понятные для партнера высказывания. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. 20.10 9 Чистый ручеек нашей речи Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей, с понятиями – душа, духовность. Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи
Л.: - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
П.: - осуществляет поиск необходимой информации;
-использовать общие приѐмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Р.: - организовывает своѐ рабочее место и работу;
-выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации.
К.: - оформляет свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объѐма;
- учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию.
10.11 10 В развитии добрых чувств – творение души Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
П.: умение выделять существенную информацию из различных источников;
Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности
17.11 11 Чувство Родины Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Определение понятия «чувство Родины».
П.: умение выделять существенную информацию из различных источников;
Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности
24.11 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
П.: умение выделять существенную информацию из различных источников;
Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности
12 Природа – волшебные двери к добру и доверию. П.: умение выделять существенную информацию из различных источников;
Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности
01.12 13 Жизнь протекает среди людей. Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных , выработка нравственной установки на правила и нормы поведения.
Л.: Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.
П.: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Р.: Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
К.: Умение строить монологическое высказывание.
Умение договариваться о распределении функций
08.12 14 Что бы быть коллективом. Уметь осознавать ценности человеческой жизни. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
Л.: : мотивация учения, нравственно- эстетическое оценивание ( оценивание усвоения содержания данного урока , исходя из социальных и личностных ценностей), обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путѐм приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры, показать важность развития в себе благородных черт характера: жертвенность, забота о слабых, уступчивость, опрятность , благородство;
П.: : формулирование познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, анализ с целью выявления признаков, синтез, как выявление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, установление причинно- следственных связей;
К.: : инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников;
Р.: : целеполагание, планирование работы, контроль за выполнением порученного задания,
15.12 15 Коллектив начинается с меня. Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную
Л.: - старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
- проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
-осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Р.: - умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
- сопоставляет свою работу с образцом, оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе.
К.: - обосновывает высказанное суждение;
22.12 16 Мой класс – мои друзья. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.
Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную
Л.: Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта ребенка и через введение заданий занимательного характера
П.: Понимание и преобразование информации.
Формирование умения читать дидактические иллюстрации.
Умение анализировать содержание текста и находить недостающие фрагменты.
Р.: Способность к волевому усилию при работе с книгой. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
12.01 17 Ежели душевны вы и к этике не глухи… Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. Понятия о материальных и духовных потребностях
Л.: Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.
П.: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Р.: Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
К.: Умение строить монологическое высказывание.
Умение договариваться о распределении функций
19.01 18 Жизнь священна Понятие о стремлении человека к добру ,истине, красоте. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.
.Л: Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, семью.
П.: Извлечение необходимой информации при работе с книгой.
Р.: Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.
К.: Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
26.01 19 Человек рожден для добра Понятия о сочувствии, милосердии, сострадании. Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
Л.: : мотивация учения, нравственно- эстетическое оценивание ( оценивание усвоения содержания данного урока , исходя из социальных и личностных ценностей), обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путѐм приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры, показать важность развития в себе благородных черт характера: жертвенность, забота о слабых, уступчивость, опрятность , благородство;
П.: : формулирование познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, анализ с целью выявления признаков, синтез, как выявление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, установление причинно- следственных связей;
К.: : инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников;
Р.: : целеполагание, планирование работы, контроль за выполнением порученного задания, коррекция работы, оценка, способность мобилизации сил и
02.02 20 Милосердие – закон жизни Бережное отношение друг к другу. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.
Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную
П.: умение выделять существенную информацию из различных источников;
Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.
09.02 21 Жить во благо себе и другим Бережное отношение друг к другу. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.
Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную
Л.: - развивает эстетические чувства –стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения.
П.: -строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-находит в тексте незнакомые слова,
определяет их значения разными способами;
-умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.
Р.: -проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- ставить новые учебные задачи сотрудничестве с учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
К.: - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнѐра высказывания.
16.02 22 Следовать нравственной установке Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
Л.: -положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором.
- развивает эстетические чувства –стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения.
П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
-осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Р.: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
К.: - аргументирует свою позицию и координирует еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
23.02 02.03
23 Достойно жить среди людей Бережное отношение друг к другу. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.
Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Л.: -положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором.
- развивает эстетические чувства –стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения.
П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
-осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Р.: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
02.03 24 Уметь понять и простить Понятия – нравственный выбор, гуманность. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.
Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Л.: - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
П.: -осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.
- определяет тему и главную мысль текста;
- находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Р.: - умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
К.: - оформляет свою мысль в устной речи;
-обосновывает высказанное суждение;
- старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.
09.03 16.03
25 Простая этика поступков Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения
Л.: - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
П.: -осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.
- определяет тему и главную мысль текста;
- находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Р.: - умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
К.: - оформляет свою мысль в устной речи;
-обосновывает высказанное суждение;
- старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.
16.03 26 Общение и источники преодоления обид Привычки и правила поведения. Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Л.: Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.
П.: Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи.
Р.: Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
К.: Учиться работать по предложенному учителем плану.
06.04 27 Ростки нравственного опыта поведения Бережное отношение друг к другу. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.
Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную
Л.: Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.
П.: Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи.
Р.: Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
К.: Учиться работать по предложенному учителем плану.
13.04 28 Доброте сопутствует терпение Понятия о сочувствии, милосердии, сострадании. Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
Л.: - старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
- проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
-осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Р.: - умеет работать по предложенному плану,
20.04 29 Действия с приставкой «со»… Л.: Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.
П.: Извлечение необходимой информации при работе с картой.
Р.: Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.
К.: Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника
27.04 30 С чего начинается Родина Понятия – патриотизм. гражданственность, долг гражданина.
Л.: Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
П.: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Работа с двумя источниками информации.
Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль.
К.: Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.
04.05 31 В тебе рождается патриот и гражданин Постижение смысла жизни.
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
П.: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Работа с двумя источниками информации.
Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль.
К.: Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.
11.05 16.05
32
Человек – чело века
Подведение итогов за год
Л.: Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
П.: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Работа с двумя источниками информации.
Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей.
К.: Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.
18.05
33 Слово, обращенное к себе. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.Л.: Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
П.: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Работа с двумя источниками информации.
Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль.
К.: Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.
25.05 Литература и средства обучения
Реализация учебной программы обеспечивается УМК:
1. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2014
2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2014
3. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2014
4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»М. Просвещение. 2014.
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК и дополнительной литературой:
Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей: учебник для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. 6-е изд., испр. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Товпинец И.П. Уроки здоровья: книга для чтения в 3-4 классах. Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007.
Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника / под ред. проф. Е.В. Архиповой. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007.
Еремеева В.Д. Воспитание толерантности. Рекомендации для педагогов, школьных психологов и родителей: сборник статей / под ред. В.Д. Еремеевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с обществом, государством, историей, культурой, природой, человеком и его здоровьем.Интернет-сайты:
- www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия);
- dic.academic.ru (Большой энциклопедический словарь);
- school.yandex.ru (Школьный Яндекс);
- 2012edukids.ru (Электронная энциклопедия для школьников) и др.
2. Специфическое сопровождение (оборудование)
Наглядные пособия:
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», «Административно-территориальное деление Российской Федерации»;
- рисунки, слайды, диски
- интерактивная доска;
- проектор;
- компьютер.
Согласовано
Протокол заседания
школьного методического
объединения учителей
начальных классов
от _______ 2014 г.
Согласовано
Зам. директора по УМР
____________ Юдина И.В.
____________2014 года