Рабочая программа по ОРКиСЭ ФГОС. 4 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса начального общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики.
Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплекс под редакцией А.И. Шемшурина.
Рабочая программа рассчитана на 35часов в год (1час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Основы религиозных культур и светской этики»
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
-осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
В результате изучения модуля учащийся должен:
Знать:основные понятия светской этики;значение этики в жизни человека;образцы нравственности в культурах разных народов;духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Уметь:излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;строить толерантные отношения в обществе;применять полученные знания в социуме;осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы религиозных культур и светской этики»
В 4 КЛАССЕ.
 Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
  Учебный модуль «Основы светской этики»
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (2 ч)
Раздел 1. Этика общения (4 ч)
Добрым жить на свете веселей. Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Понятие «доброта» и его смысловое значение. Взаимосвязь понятий «добро», «доброта». Значение понятия «зло» и его связь с названными понятиями
Правила общения для всех. Общение как одна из основных потребностей человека. Главное в общении — стремление к пониманию. Тактичность — важное условие общения. Сопутствующие качества общения (чуткость, деликатность и др.)
От добрых правил - добрые слова и поступки. Вековой опыт о доброй основе человека. Проявление добра в нашей повседневной жизни. Суть взаимосвязи доброго и злого в человеке. Копилка добрых слов и поступков.
Каждый интересен.
Раздел 2. Этикет (4 ч)
Премудрости этикета. Этикет как понятие. Его этическая сущность и содержание.
Основные нормы этикета и их смысловые значения.
История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первооснова этикета. Привлекательность правил этикета
Красота этикета. Целесообразность и красота этикета. Основные принципы правил этикета, их разумность. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами
Простые школьные и домашние правила этикета. Общее и особенное в правилах школьного и домашнего этикета. Суть требований этикета в различных жизненных ситуациях. Отражение правил этикета в пословицах и поговорках
Чистый ручеёк нашей речи. Характеристика и определение понятия «речь», её смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч)
В развитии добрый чувств - творение души. Этическая основа понятия «душа», её образные характеристики и определения. Смысловые и эмоциональные основания содержания данного понятия. Сочетание и взаимодействие разума и чувств в состояниях души. Характеристика производного понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души
Природа - волшебные двери к добру и доверию. Природа как добрая основа жизни. Эмоциональный личностный смысл этой основы. Значимость природы для человека. Внимание к живой природе, бережное отношение к ней. Природа — книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе
Чувство Родины. Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Эмоциональная взаимосвязь человека с Родиной, различие и разнообразие чувств. Индивидуальность и взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностно-смысловое со-держание пословиц о Родине. Суть выражения «судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия «патриотизм»
Жизнь протекает среди людей. Многообразие видов взаимодействий человека с людьми и его содержательная основа. Осознание себя через общение с людьми и познание людей во взаимодействии с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя - одни из ведущих качественных характеристик человека в его отношениях с другими людьми.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 ч)
Чтобы быть коллективом. Смысловое содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципыколлективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива в ситуациях практического взаимодействия. Значение нраственной установки поведения в коллективе
Коллектив начинается с меня. Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути развития коллективных отношений. Важные правила для каждого члена коллектива. Самооценка, самоопределение, самовоспитание.
Реализация задачи стать единомышленниками
Мой класс - мои друзья. Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений к дружеским отношениям. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке
Скажи себе сам. Творческая работа, подводящая итоги изучения предмета в 1-м полугодии. Это может быть сочинение-эссе, проект, совместное мероприятие и т. дЧасть II.
Раздел 1. Простые нравственные истины (4 ч)
Ежели душевны вы и к этике не глухи Золотое правило этики и, его сущность и содержание. Вежа — знаток правил поведения. Суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Основы восприятия человеком простых нравственных истин. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в традициях, единое в нравственных нормах отношений к человеку. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей
Жизнь священна. Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна - главная нравственная истина. Отличие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и человек - основные нравственные ценности. Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни
Человек рождён для добра. Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве, его смысловая направленность. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо
Милосердие - закон жизни. Значимость этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие». Их взаимосвязь и обоюдная действенность. Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия. Суть противоположности благодарности и неблагодарности
Жить во благо себе и другим. Конфликтные ситуации и возможности их благоприятного решения. Необходимость нравственно ориентированного выхода из любой ситуации взаимодействия с людьми другой национальности и вероисповедания. Недопустимость осуждения любого человека и недоброжелательности к нему. Тактичность и простые правила справедливости.
Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 ч)
Следовать нравственной установке. Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Позиция добра как нравственная установка в действиях человека. Её суть и содержание. Труд и необходимые нравственные усилия души. Дерево мудрости векового опыта как ориентир в нравственных действиях и поступках
Достойно жить среди людей. Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение в свой внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя в собственных действиях. Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях
Уметь понять и простить. Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений. Типичные моменты семейной жизни и достижение гармонии отношений. Как контролировать свои необдуманные порывы. Советы векового человеческого опыта
Простая этика поступков. Сущность простой этики поступков. Их основной ориентир - любые наши действия всегда не во вред другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В его основе лежит такое понятие как дружелюбие. Закономерность простой этики поступков.
Раздел 3. Посеешь поступок - пожнёшь характер (4 ч)
Общение и источники преодоления обид. Основные формы общения и возможные источники возникновения обид. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Их общее и особенное. Характеристики общения, при котором возникают обиды, неприятности, плохое настроение, грустное состояние души. Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, отражённые в мире мудрых мыслей, в народной мудрости, помогающие гармоническому общению
Ростки нравственного поведения. Направленность и содержательные основы душевных усилий каждого на развитие нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя. Параметры данного соответствия. Практические действия сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю». Сочетание руководства разума и чувств в формировании привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами
Доброте сопутствует терпение. Закономерность сочетания и взаимодействия добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Причины и результаты терпеливости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости.
Действия с приставкой «со» - вместе. Действия с приставкой «со» — вместе. Их содержательная и ценностно-смысловая значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании. Осознание необходимости своего участия и полезность его для другого человека. Равнодушие, зависть как антиподы нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности
Раздел 4. Судьба и Родина едины
С чего начинается Родина... Смысловой оттенок чувства Родины. Соотношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины начинается с семейного порога и колыбельной песни, она крепнет и расширяется в годы взросления. Ценностно-смысловые оттенки этой связи. Значимость лада в семье. Простые правила его сохранения. Напутствия векового опыта.
В тебе взрослеет патриот и гражданин. Основы чувства любви к матери и Родине.
Общее и особенное. Патриот - сын Отечества, гражданин - его защитник. Когда взрослеет гражданин. Родине спокойно
Человек как чело века. Человек как образ века. Суть современного человека. Главные ценности и смыслы важных качеств человека.
Слово, обращенное к себе. Итоговая творческая работа: сочинение, проект, совместное мероприятие, презентация и т. д.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Основы религиозных культур и светской этики»
(4 класс, 35 часов/ 1 час в неделю)
№ урока Тема Характеристика основных видов деятельности учащихся
1-2 Введение (2ч)
Раздел 1. Этика общения (4 ч)
3 Добрым жить на белом свете веселей Вести учебный, социокультурный диалог. Определять понятия добра и зла.
Сопоставлять проявления добра и зла. Аргументировать свою точку зрения.
Применять полученные знания в жизни. Составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла
4 Правила общения для всех Объяснять значение изучаемых понятий. Определять основные характеристики общения. Анализировать особенности общения на основе золотого правила нравственности. Аргументировать свою позиции.
5 От добрых правил добрые слова и поступки Различать проявления добра и зла.
Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих.
Осознавать с позиции нравственности свои поступки.
Характеризовать примеры добрых правил.
Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков
Раздел 2. Этикет (4 ч)
6 Премудрости этикета Уметь охарактеризовать правила этикета.
Осознанно соблюдать правила этикета.
Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета.
С пониманием комментировать иллюстрации правил, соотносить с ними своё поведение.
Обосновывать свою точку зрения
7 Красота этикета Обозначать сущность понятия «этикет».
Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета.
Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл.
8 Простые школьные и домашние правила этикета Знать основные правила этикета.
Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень.
Осознанно комментировать текст учебника
9 Чистый ручеёк нашей речи Осознавать значение понятия «речь».
Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка».
Характеризовать образную выразительность слова.
Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.
Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч)
10 В развитии добрых чувств - творение души Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа».
Использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия.
Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность».
Соотносить понятия «душа», «духовность»
11 Природа - волшебные двери к добру и доверию Определять смысловое значение понятия «справедливость».
Иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей.
Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания
12 Чувство Родины Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина».
Осознанно определять, что значит быть патриотом.
Анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями.
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему родины, патриотизма. Находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий
13 Жизнь протекает с людьми Понимать значение понятия «человечности».
Осознанно аргументировать влияние взаимодействий с людьми на нравственный рост человека.
Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащённые личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий.
Осознанно комментировать текст учебника
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 ч)
14 Чтобы быть коллективом Аргументированно отвечать на вопрос «Что такое коллектив?»
Анализировать особенности коллектива.
Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность».
Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов
15 Коллектив начинается с меня Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение».
Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе.
Уметь вырабатывать правила для себя и для других.
Аргументированно объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе
16 Мой класс - мои друзья Умение понять состояние другого человека.
Разумно, с пониманием реагировать на состояние другого человека.
Осознавать значение семьи для человека, общества и государства.
Стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид
17 Скажи себе сам Применять на практике полученные знания.
Уметь планировать свою деятельность.
Раскрывать содержание изучаемых понятий.
Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам.
Аргументировать свою точку зрения
Часть II Раздел 1. Простые нравственные истины (4 ч)
18 Ежели душевны вы и к этике не глухи... Осознавать значение золотого правила этики.
Размышлять о причинах появления золотого правила этики и его применении.
Объяснять сущность и содержание общечеловеческих ценностей.
Аргументировать свою точку зрения
19 Жизнь священна Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь».
Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека. Аргументировать свою точку зрения. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи
20 Человек рождён для добра Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть».
Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними.
Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам.
Аргументировать свою точку зрения.
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему добра и бескорыстия
21 Милосердие - закон жизни Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие».
Осознанно аргументировать роль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения.
Использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта других людей для характеристики действия совести
22 Жить во благо себе и другим Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные способы выхода из неё.
Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности.
Осознанно следовать правилам тактичного поведения.
Применять усвоенные знания в общении
Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 ч)
23 Следовать нравственной установке Устанавливать связь между намерением и поступком.
Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная установка».
Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные усилия».
Аргументировать свою точку зрения.
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни»
24 Достойно жить среди людей Обосновывать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуманность».
Анализировать свои поступки, чувства, помыслы.
Осознавать необходимость соблюдения норм этикета.
Совершенствовать умения в области коммуникации.
Аргументировать свои рассуждения
25 Уметь понять и простить Чётко представлять, что такое понимание, гармония, прощение.
Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему.
Контролировать свои поступки и высказывания. Соотносить своё поведение с опытом поколений
26 Простая этика поступков Аргументированно объяснять, что означает нравственный выбор.
Совершенствовать умения в области общения.
Корректировать свои высказывания и поведение с учётом этики поступков.
Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими
Раздел 3. Посеешь поступок - пожнёшь характер (4 ч)
27 Общение и источники преодоления обид Комментировать основное содержание урока и его важнейшие понятия.
Отвечать на учебные вопросы.
Систематизировать и обобщать полученные знания.
Делать выводы.
Адекватно использовать полученные знания в практике общения
28 Ростки нравственного опыта поведения Объяснять понятие «нравственность». Систематизировать и обобщать полученные знания. Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии.
Соотносить морально-нравственные проблемы с анализом личного опыта поведения. Аргументировать свои рассуждения
29 Доброте сопутствует терпение Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность».
Соотносить свои представления с опытом поведения других людей.
Анализировать своё поведение и высказывания. Обобщать полученные знания
30 Действия с приставкой «со» - вместе Систематизировать и обобщать этические знания.
Анализировать и сопоставлять факты поведения человека.
Находить аналогии.
Рассуждать на морально-этические темы.
Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом
Раздел 4. Судьба и Родина едины (3 часа)
31 С чего начинается Родина... Соотносить понятия «Родина», «Отечество».
Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии.
Вырабатывать умение, рассуждать на морально- этические темы и делать выводы.
Осмысливать морально-нравственные проблемы в соотнесении с личным опытом поведения
32 В тебе рождается патриот и гражданин Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность».
Выделять главное в тексте учебника.
Соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь анализировать его
33 Человек - чело века Сравнивать чувство любви к Родине и матери. Выделять общее и различия.
Аргументировать свои высказывания.
Объяснять, что значит быть защитником Отечества
34-35 Слово, обращённое к себе. Защита проектов Обобщать знания, полученные при изучении курса.
Применять на практике полученные знания.
Уметь планировать свою работу. Подводить её итоги, представлять результаты.
Аргументировать свою позицию


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Основы религиозных культур и светской этики»
4КЛАСС

Дата Тема урока Планируемые результаты
Личностные МетапредметныеПредметные
План Факт Введение. 1 06.09 Россия - наша Родина Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Умение работать с учебником Общее представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфециальная) РОССИИ; развитие этических чувств и норм
2 13.09 Этика – наука о нравственной жизни человека. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности Знакомство с общественными нормами нравственности и морали
Этика общения 3 20.09 Добрым жить на свете веселей. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.
4 27.09 Правила общения для всех. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций
5 04.10 От добрых правил – добрые слова и поступки. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия
6 11.10 Каждый интересен. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
Этикет 7 18.10 Премудрости этикета. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
8 25.10 Красота этикета. Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Установка взаимосвязи между культурой и поведением людей.
9 08.11 Простые школьные и домашние правила этикета. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
10 15.11 Чистый ручеёк нашей речи. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения
Этика человеческих отношений 11 22.11 В развитии добрых чувств – творение души. Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний Определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)
12 29.11 Природа – волшебные двери к добру и доверию. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения.
13 06.12 Чувство Родины. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.
14 13.12 Жизнь протекает среди людей. Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
Этика отношений в коллективе 15 20.12 Чтобы быть коллективом. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
16 27.12 Коллектив начинается с меня. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
17 17.01 Мой класс – мои друзья. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
18 24.01 Ежели душевны вы и к этике не глухи. Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
Простые нравственные истины 19 31.01 Жизнь священна. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)
20 07.02 Человек рождён для добра. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе Определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)
21 14.02 Милосердие – закон жизни. Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
22 21.02 Жить во благо себе и другим. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
Душа обязана трудиться 23 28.02 Следовать нравственной установке. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.
24 07.03 Достойно жить среди людей. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.
25 14.03 Уметь понять и простить. Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях.
26 21.03 Простая этика поступков. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях.
Посеешь поступок – пожнёшь характер 27 04.04 Общение и источники преодоления обид. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
28 11.04 Ростки нравственного опыта поведения. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России
29 18.04 Доброте сопутствует терпение. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения Определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе
30 25.04 Действия с приставкой «СО». Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач Формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России
Судьба и Родина едины31 02.05 С чего начинается Родина. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий Знакомство с ценностями: Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.
32 16.05 В тебе рождается патриот и гражданин. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации Знакомство с образцами нравственности в культурах разных народов
33 23.05 Человек – чело века. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм
34 30.05 Слово, обращённое к тебе. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Подведение итогов. Презентация творческих работ. Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение.
35 30.05 Резерв. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Учить строить толерантные отношения в обществе;применять полученные знания в социуме.



Цель: проверка знаний учащихся.
Структура и содержание.
Тесты проводятся в конце каждой четверти. Они содержат 10 заданий, которые предусматривают выбор единственно правильного ответа из трёх предложенных.
Тест №1 включает следующие темы: Тест №2
Россия – Родина моя.
Этика и этикет.
Вежливость.
Добро и зло. Дружба и порядочность.
Честность и искренность.
Гордость и гордыня.
Обычаи и обряды русского народа.
Тест №3 Тест №4
Терпение и труд.
Семья.
Семейные традиции.
Сердце матери.
Правила твоей жизни.
Праздник народов России.
Каждому ученику выдаётся отдельный экземпляр теста, который он должен подписать до начала работы. Основная задача учителя во время тестирования - обеспечить самостоятельную работу каждого ученика, минимизировать влияние «коллективного разума» на результаты тестирования. С этой целью нужно обратить внимание учеников на то, что при оценивании результатов тестирования будет учтена самостоятельность выполнения заданий.
Критерии оценивания.
За выполнение работы выставляются две оценки: тестовый балл и аттестационная отметка в виде отметки – зачет или не зачет
Тестовый балл выставляется на основе первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий работы.
Аттестационная отметка ( зачет или не зачет)за усвоение каждого учебного предмета выставляется по пятибалльной шкале, в соответствии с тестовым баллом.
Соотношение тестового балла и аттестационной отметки:
Тестовый балл Аттестационная отметка
9 - 10 зачет
7 - 8 зачет
5 - 6 зачет
0 – 4 Не зачет
Представление результатов
ФИО уч.-сяКоличество баллов по заданиям Тестовый балл Аттестационная отметка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Иванов 1 0 1 1 1 1 0 1 1 1 8 зачет

Тест № 1
1. Россия, наша Родина – это… А) планета Земля
Б) часть планеты Земля
В) Российская Федерация
2. На каком рисунке изображен Герб Российской Федерации?
А) Б) В)
3. Кто такие предки? А) люди, от которых мы произошли
Б) родители, которые придут на помощь
В) великие люди
4. Что такое этика?
А) наука о добре и зле;
Б) наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения
представлений о добре и зле;
В) обычаи и традиции.
5. Что такое этикет?
А) повседневное уважение и открытая доброжелательность к людям
Б) установленный, принятый порядок поведения
В) оказание бескорыстной помощи другим людям
6. Мораль – это … А) культурные традиции;
Б) верование людей;
В) система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
7. Вежливость – это…
А) повседневное уважение и открытая доброжелательность к людям
Б) черта характера, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор;В) оказание бескорыстной помощи другим людям
8. Уважение – это…
А) способность человека определять своё поведение с учетом законов природы и общества.
Б) почтительное отношение к людям, основанное на признании их достоинств
В) установленный, принятый порядок поведения
9. Добро создается из: А) добрых чувств и мыслей
Б) из благодарности за добрые дела
В) добрых дел
10. Щедрость – это…
А) оказание бескорыстной помощи другим людям, отсутствие скупости
Б) почитание людей за их благородное происхождение и за богатство
Б) способность человека определять своё поведение с учетом законов природы и общества.
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Правильный ответ В Б А Б Б В В Б В А
Тест № 2
1. Дружбы среди людей не может быть:
А) без сдерживания гнева
Б) без умения уступать друг другу
В) без лжи и отречения от друга из-за беды, болезни
2. Избавиться от обиды поможет:
А) умение прощать
Б) месть к обидчику
В) забыть обиду
3. Порядочность – это …
А) строгое соблюдение норм поведения, неспособность человека к плохим поступкам
Б) привязанность между людьми
В) оказание бескорыстной помощи другим людям, отсутствие скупости
4. Бескорыстие – это…
А) способность человека определять своё поведение с учетом законов природы и общества
Б) моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п.
В) отсутствие стремления к личной выгоде, наживе
5. Честность – это …
А) искренность, добросовестность, правдивость, надежность, отрицание обмана и воровства
Б) ) почитание людей за их благородное происхождение и за богатство
В) привязанность между людьми, возникающая на основе взаимоуважения
6. Репутация – это …
А) отсутствие противоречий между чувствами, намерениями и действиями человекаБ) хорошее мнение и добрая слава о человекеВ) оказание бескорыстной помощи другим людям
7. Гордость – это …
А) важничанье, высокомерие, заносчивость, самодовольствоБ) добросовестность, правдивость, надежностьВ) самоуважение, уважение других, достоинство8. Гордыня не может быть:
А) без высокомерия, заносчивости, самодовольстваБ) без добросовестности, правдивости, надежностиВ) без самоуважения, уважения других, достоинства
9. Кем гордятся жители России:
А) А.В. Суворов, Наполеон, Л.Н. ТолстойБ) М.И. Кутузов, Ю. Гагарин, А.С. ПушкинВ) Г.К.Жуков, М.Ю. Лермонтов, А. Гитлер
10. Назовите обычаи и обряды Руси:
А) обряд сводов, помолвка, венчание, колядки, Масленица .
Б) Хеллоуин, венчание Рождество
В) помолвка, венчание, Рождество, Рамадан
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Правильный ответ Б А А В А Б В А Б А
Тест № 3
1. Терпение – это …
А) настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле
Б) черта характера, которая говорит о том, что человек отвечает за собственные поступки
В) проявление сострадания и любви к ближнему2. . Закончи пословицу: «На чужой каравай рот не разевай, …»А) а найдешь - береги
Б) а браниться грех
В) а пораньше вставай да свой затевай
3. Что НЕ относится к правилам этикета?
А) садиться за стол нужно с чистыми руками
Б) на горячие напитки дуют, а не ждут, когда они остынут
В) на стол можно положить только кисти рук
4. Семья – это …
А) дом, родственники и домашние животные
Б) объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях
В) наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям
5. Род – это …
А) ряд поколений, происходящих от одного предка
Б) ряд поколений, происходящих от разных предков
В) люди, от которых мы произошли
6. Какова главная задача рода и семьи?
А) Построить дом, дать жизнь детям;
Б) Быть достойными гражданами своей страны;
В) Дать жизнь детям, вырастить и воспитать их, создавая благоприятные условия жизни.
7. . На каком дереве можно увидеть своих предков?
А) родительское дерево
Б) родное дерево
В) родословное дерево
8. В каком году на Руси принято христианство?
А) 988 год
Б) 889 год
В) 898 год
9. Традиция – это …
А) правила поведения человека
Б) передача правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов
В) умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других ситуаций
10. «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.» Это…
А) золотое правило нравственности
Б) нравственный поступок
В) Семейный кодекс
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Правильный ответ А В Б Б А В В А Б А
Тест № 4
1. . Закончи пословицу: «Мать кормит детей …»
А) а младенец матери
Б) а земля людей
В) а браниться грех
2. Что НЕ относится к правилам этикета?
А) сок лимона отжимают чайной ложкой в стакане
Б) булочки берут руками, разламывая на кусочки
В) торт едят руками
3. По каким признакам окружающие оценивают аккуратность человека
А) чистая обувь
Б) вежливость
В) прямая осанка
4. Выберите светсткий государственный праздник
А) праздник Последнего звонка Б) свадьба В) Международный женский день
5. Священная книга мусульман
А) Коран
Б) Рамадан
В) Курбан6. Где зародился буддизм?
А) Россия
Б) Индия
В) Греция
7. Отечество – это …
А) страна, где человек родился и вырос
Б) страна, где человек живет в данный момент
В) дом, который построил человек
8. Человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги – это …
А) Патриот
Б) Труженик
В) Воин.
9. Защитник Отечества – это …
А) Патриот
Б) Труженик
В) Воин
10. Какие события в истории нашей страны способствовали сплочению и объединению всех граждан?
А) Великая Отечественная война
Б) Ледовое побоище
В) Октябрьская революция
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Правильный ответ Б В А В А Б А А В А
Темы творческих работ:
Россия – Родина моя.
Составление правил (кодекса) дружбы.
Моя родословная.
Мини-сочинение «Моя семья».
Семейные традиции.
Народные праздники.
Защитники Отечества.
Добро и зло в русских народных сказках.
Вот что значит настоящий, верный друг.
Темы проектов:
Семейные праздники.
Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны.
Правила поведения в школе (в общественных местах, в транспорте).
Всюду добрые люди вокруг…
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплекс
Учебная
программа Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2014.
Учебники,
учебные пособия Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебн. для общеобразоват. организаций/ А.И. Шемшурина. - М.: Просвещение, 2014.
Методические
материалы - Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ А.И. Шемшурина. - М.: Просвещение, 2015.
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Рабочая тетрадь для учащихся. 4 класс. / А.И. Шемшурина. - М.: Просвещение, 2015.
Дидактические
материалы Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2015.
Разработки учителя
Материалы
для контроля Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем