Рабочая программа по ОРКиСЭ 4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая образовательная программа по курсу «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (ОРКСЭ) модуль «Основы светской этики» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] - М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения), Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий] и с учётом авторской программы А. Я. Данилюк
«Основы религиозных культур и светской этики” для общеобразовательных учреждений 4 -5 класс, Москва “Просвещение” 2011 г.
Данная рабочая программа реализует содержание одного из 6 модулей – «Основы светской этики». Представленный модуль «Основы светской этики», являясь частью курса ОРКСЭ, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы светской этики» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия). Программа реализуется в учебнике, адресованном учащимся «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.М. Просвещение,2011г. В качестве дополнительной литературы для учащихся используется учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса общеобразовательных учреждений. М.Т. Студеникин.- М.:ООО «ТИД Русское слово- РС», 2011г. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. «Основы духовно- нравственной культуры народов России» Учебник 4 класс. Светская этика; Федеральный государственный стандарт образовательная система «Школа 2100». М.: « Баласс» 2014 г. Данилюк А.Я. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010.
Место изучения модуля «Основы светской этики » в учебном плане.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 01.02.2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312»с 1 сентября 2012г. учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю в 4 классе и рассчитан на 35 часов,
1 час в неделю первое полугодие в 5 классе, курс рассчитан на 17,5 часов.
Цели курса:
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В связи с поставленной целью определяются задачи курса:
Задачи:
знакомство учащихся с основами светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно – воспитательной системой имеет комплексный характер и включает 6 модулей:
«Основы православной культуры»,
«Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры»,
«Основы мировых религиозных культур»,
«Основы светской этики».
Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно- смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Основой для данного курса является концепция «Духовно-нравственного воспитания». Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значение в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Курс ОРКСЭ призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников. Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:
общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.
Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.
Образовательный процесс учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у учащихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного курса, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс учебного курса и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс – это введение в религиозно-культурную традицию России.
Новизна и актуальность:
Особенностью ФГОС второго поколения является нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач воспитания (возрождение воспитательной деятельности). Критерием для определения ценностей выбраны Нравственность и Человечность, так как они противостоят разрушительным явлениям и позволяют человеку развивать свое сознание, жизнь и систему общественных отношений.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания определяет:
характер современного национального воспитательного идеала;
цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ;
основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
При разработке рабочей программы «Основы светской этики» в качестве основы использовалась Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа сост. Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2010. В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в исходную программу внесены дополнения:
определенна оценка личностных метапредметных результатов освоения программы;
определены виды деятельности, направленные на достижение планируемых результатов;
осуществлена интеграция исследовательской деятельности с предметом «Окружающий мир».
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Основное содержание модуля «Основы светской этики »
любовь к России, своему народу, краю, служению Отечеству;
правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная.
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, стремление к развитию духовности. Содержание учебного предмета 4 класс – модуль «Основы светской этики»
1.Первоначальное представление об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности – 2 часа
2. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России- 9 часов
3. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию – 6 часов
4. Первоначальное представление об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности – 4 часа
5. Становление внутренней установки поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России – 5 часов
6. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества- 5 часов
7. Осознание ценности человеческой жизни- 4 часа
Итого:35 часов
Содержание учебного предмета 5 класс- модуль « Основы светской этики»
Россия - наша Родина- 1 час.
Культура и мораль – 1 час.
Этика и её значение в жизни человека- 1 час
Праздники как одна из форм исторической памяти- 1 час
Образцы нравственности в культурах разных народов- 1 час
Государство и мораль гражданина- 1 час
Образцы нравственности в культуре Отечества- 1 час
Трудовая мораль- 1 час
Нравственные традиции предпринимательства- 1 час
Что значит быть нравственным в наше время? – 1 час
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали- 1 час
Методика создания морального кодекса в школе- 1 час
Нормы морали- 1 час
Этикет- 1 час
Образование как нравственная норма- 1 час
Методы нравственного самосовершенствования- 1 час
Любовь и уважение к Отечеству- 1 час
Патриотизм многонационального многоконфессионального народа России- 0,5 часа
Итого: 17, 5 часов
Основные содержательные линии учебного предмета «Основы светской этики »
любовь к России, своему народу, краю, служению Отечеству;
правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная.
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, стремление к развитию духовности.Принципы построения модуля «Основы светской этики»
При построении учебного модуля «Основы светской этики» учитывались принципы: научность, доступность, культуросообразность.
1.Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4–х классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам уже известны из других учебных предметов.
2.Принцип культуросообразности. Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине.
В процессе изучения основ светской этики у школьников формируются умения критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.
Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:
обеспечение условий для усвоения учащимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных учащимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление веры в Россию;
укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Данная рабочая программа строиться с учетом таких подходов, как:
целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
активизация познавательной активности школьников;
создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, в рабочей программе выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательства правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы светской этики», входящего в учебный курс ОРКСЭ, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
формирование уважительного отношения к разным духовным традициям;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Работа по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания предмета.
Типы уроков
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Закрепление знаний и способов деятельности.
Комплексное применение знаний и способов деятельности.
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Проверка и оценка знаний и способов деятельности.
Коррекция знаний и способов деятельности.
На изучение программного материала отведено 4 класс 35 часов:
1 четверть – 9 часов;2 четверть - 8 часов;3 четверть – 10 часов;4 четверть – 8 часов
5 класс- 17 часов: 1 четверть -9 часов; 2 четверть 8 часов.
Тематический план
№ п/п Название раздела, темы Количество часов
1. Первоначальное представление об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности 2 часа
1.
2. Россия - наша Родина.
Россия - наша Родина. 2 часа
2. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России 9 часов
1. Что такое светская этика 1 час
2. Культура и мораль 1 час
3. Особенности морали 1 час
4.
5. Добро и зло 2 часа
6
7. Добродетель и порок
2 часа
8. Свобода и моральный выбор человека
1 час
9. Свобода и ответственность 1 час
3. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию 6 часов
1. Моральный долг 1 час
2. Справедливость 1 час
3. Альтруизм и эгоизм 1 час
4. Дружба 1 час
5. Что значит быть моральным 1 час
6. Творческие работы учащихся 1 час
4. Первоначальное представление об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности 2 часа
1.
2. Род и семья-исток нравственных отношений
2 часа
5. Становление внутренней установки поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России 5 часов
1. Нравственный поступок 1 час
2. Золотое правило нравственности 1 час
3. Стыд, вина и извинение 1 час
4. Честь и достоинство 1 час
5. Совесть 1 час
6. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества 5 часов
1.
2. Нравственные идеалы 2 часа
3. Образцы нравственности в культуре Отечества 1 час
4. Этикет 1 час
5. Семейные праздники 1 час
7. Осознание ценности человеческой жизни 4 часа
1. Жизнь человека - высшая нравственная ценность 1 час
2. Любовь и уважение к Отечеству 1 час
3. Подготовка
творческих проектов. 1 час
4. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Памятники религиозной культуры в моем городе». 1 час
Итого: 35 часов
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса):
знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами религиозной морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России.
В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» ученик должен:
знать /понимать:
основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
историю развития различных религиозных культур в истории России;
особенности и традиции религий;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
уметь:
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся
В процессе изучения курса, учащихся должны выполнить проектную работу, предусмотренную в конце разделов, в основу которых положен системно – деятельностный подход. Дети, занимаясь групповой исследовательской деятельностью, научатся отбирать необходимый материал, составлять презентации. Данная деятельность позволит повысить интерес детей не только к исследовательской деятельности при выполнении практических работ, но и к предмету в целом.
Достижение учащимися планируемых результатов выявляются в процессе:
текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;
составления банка работ, выполненных в учебном процессе;
защиты собственных исследовательских и творческих проектных работ;
выставки работ учащихся.
При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля, применяемые в системе без отметочного обучения:
стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;
пооперационный контроль, т.е., контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов;
рефлексивный контроль—контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.
Контроль осуществляется в следующих видах: В- входной, ТК- текущий, ТмК тематический, И- итоговый.
Формы контроля:
СР- Самостоятельная работа;
УО- Устный опрос;
ПО- Письменный опрос;
СД- Словарный диктант;
ВзО- Взаимоопрос;
Т- Тест;
В – Викторины;
ПР- практическая работа;
К – Кроссворд;
Т – Тест;
ТР- Творческая работа;
П- Проект;
ПРУ- Презентация работ учащихся;
Сб- Сообщение;
АПИ- Анализ произведений искусств.
Обеспечение программы (перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; список литературы (основной и дополнительной)Учебно-методические пособия.
Для учителя:
Розина О.В. Духовные основы Русской культуры. Книга I. Москва «Наука и слово» 2009 г. Розина О.В. Духовные основы Русской культуры. Книга II. Москва «Наука и слово» 2009 г. Розина О.В. Духовные основы Русской культуры. Книга III. Москва «Наука и слово» 2009 г.
Программа повышения квалификации и самоподготовки педагогов к проведению занятий по предмету« Духовно – нравственное воспитание и православная культура». Москва «Наука и слово» 2010 г.
Розина О.В. Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в вышей и средней школы. Выпуск 5 «Духовные и культурные ценности Святой Руси в современном образовании и воспитании». Москва 2010 г.
Розина О.В. Духовные основы русской культуры изучение и преподавание в вышей и средней школы. Выпуск 6 «Христианские семейные ценности: прошлое и настоящее» Москва 2010 г
Для учащихся:
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4- 5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010.
Детский православный календарь на 2012 год. Автор: Православный приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище. Москва 2011 год.
Дополнительная литература для учителя:
Основы православной культуры. Православие культурообразующая религия России. Автор: Бородина А.В. Издательство« Экзамен». Москва 2011 год.
Баландин Р.К. Святые и подвижники православия. М.: ACT: Астрель: Хранитель, 2007.
Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997. - 96 С.
Подвиг семейного воспитания: Сборник бесед, выступлений, статей. - М.: 2000. - 288 С. Протоиерей Артемий Владимиров Учебник жизни: Книга для чтения в семье и школе. - М.: 2001. - 240 С.
Протоиерей Евгений Шестун Основные проблемы современной школы. - Самара: 2001. - 51 С.
Профессор, протоиерей Глеб Каледа Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. - М.: 1998. - 279 С. Разумихина Г.П. Мир семьи, или будь, пожалуйста, счастлив! /Материалы к программе "Этика и психология семейной жизни" в новой, 1997 г. редакции/. - М.: 1999. - 96 С. (Библиотека журнала "Воспитание школьников".Вып. 7)
Рогозянский А.Б. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. Книга для верующих и неверующих родителей. - СПб.: 2001. - 190 С.
Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть I. Остров духовной жизни. - М.: 1997. - 127 С. (Библиотека журнала "воспитание школьников".Вып. 8)
Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть II. Семья в русской литературе. - М.: 1999. - 126 С. (Библиотека журнала "воспитание школьников".Вып. 8)
Дополнительная литература для учащихся:
Основы религиозных культур народов России 4 класс. Автор: Сахаров А.Н. Москва « Русское слово» 2011 год.
Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры.М.: Издательский дом «Покров», 2004
Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, 2002; 2_е изд. Новосибирск, 2010.
Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2011
Православный толково-орфографический словарь школьника. / Под ред. проф. Архиповой Е.В. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007
Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. М.: Аванта+
Православный толково-орфографический словарь школьника. / Под ред. проф. Архиповой Е.В. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007
Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997. - 96 С.
Подвиг семейного воспитания: Сборник бесед, выступлений, статей. - М.: 2000. - 288 С. Протоиерей Артемий Владимиров Учебник жизни: Книга для чтения в семье и школе. - М.: 2001. - 240 С.
Электронные издания
Сокровища России. Введение в русское искусство.
Библейская энциклопедия.
Иллюстрированная библейская энциклопедия.
Православная икона
Мультимедийное приложение к тому «Культуры мира» серии «Энциклопедия для детей «Аванта +»».(CD)
Видеофильмы
История Земель российских [Видеозапись]
Из истории русской письменности - 1 [Видеозапись]
Великий Храм России. Страницы жизни, гибели и воссоздании. 1813-1931-2000 [Видеозапись].
Храм Покрова на Красной площади. [Видеозапись]
Московский Кремль. [Видеозапись]
Художники России. [Видеозапись]
Художники России - 2. [Видеозапись]
Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции. [Видеозапись]
Сказка про сказку. [Видеозапись]
Сокровищница народного творчества. [Видеозапись]
Великий Эрмитаж. [Видеозапись]
Третьяковская галерея. [Видеозапись]
Слайд – альбомы
Соболева Н.А. Современная российская символики: слайд - комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие.
Фролова И.Н.Славянские образы с древности до наших дней: Слайд-комплект для внеклассной работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие.
Казинцева М.В.Иерархия святых: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие.
Казинцева М.В.Двунадесятые праздники: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.
Лисова К.Л. Киев - мать городов русских: Слайд-комплект для внеклассной работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие.
Лисова К.Л. И город Владимир большой заложил: Слайд-комплект для работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие. Лекция «И город Владимир большой заложил...» подразделяется на следующие темы:
1. Боголюбовская сказка – Рождественский собор в Боголюбове.
2. Чистота совершенства - церковь Покрова на Нерли.
3. «И город Владимир украсил дивно…»- Успенский собор.
4. «В честь рождения сына…» - Дмитриевский собор.
5. Славные имена – Александр Невский, Дмитрий Донской.
Технические средства.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, телевизор, DVD, музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Учебно-тематический план курса «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы светской этики» 4 класс
Учебник: авторы Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёва «Основа духовно-нравственной культуры народов России» «Светская этика», изд. «Баласс», 2014г.
№
п/п
Тема урока
Тип урока Деятельность обучающихся Планируемые результаты Контроль
Сам.деятельность об-сяКорекц.
работа
Предметные результаты Личностные и метапредметные результаты Научится Получит возможность научиться Первоначальное представление об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности
1.1
1.2 Россия - наша Родина.
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Понять понятия и термины Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.
Президент. Государственные символы. Духовный мир человека. Культурные
традиции - богатство нашей страны. Слов.работа. Узнавать государст-венную символику РФ, проявлять уважение к народам,
населяющим Россию, к их истории и культуре.
Принимать нравст-венные ценности: Отечество, долг, нравственность,
миролюбие, как основы культурных традиций многона-ционального народа России. ЛУУД: формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
РУУД: осознавать этапы организации учебной работы. В с.8-9, задания Упражнения на развитие мышления, памяти, внимания. Мимическая гимнастика, упражнения на релаксацию
2. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
2.1 Что такое светская этика
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Понятие этика. Наука этика. Область изучения этики - мораль. Основатель науки этика. Религиозная и светская этика. Работа в группах. По плану. Первоначальным представлениям о
светской этике. Понимать значение
этики в выстраива-
нии конструктивных отношений в обществе. РУУД: овладевать способностью при-нимать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
ПУУД: овладевать логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений.
ЛУУД: формировать основы для принятия культурных традиций своей страны.
ТК определв тетрадУпражнения на развитие толерантного отношения друг к другу.
2.2 Культура и мораль
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Понятие культура. Культура - вторая природа. Материальная и духовная культура. Особый вид духовной культуры - мораль. Сущность понятия -культурный человек и культура поведения. Решить проблему урока. Работа в парах. Первоначальным представлениям обосновах светскойморали. Понимать значение морали и культуры в жизни людей и обществе.
ТК с.20-21,
решить
пробле-
муУпражнения на развитие мыслительных операций и упражнения по привлечению внимания.
2.3 Особенности морали
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Особенности морали. Мораль - система норм и ценностей. Моральные нормы. Мораль и жизнь в обществе. Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с мораль
ными и нравствен
ными нормами, делать выводы. Понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности. ТК с.22,
слов.ра-
бота Упражнения на развитие своей жизненной позиции и собственного «Я».
2.4 Добро и зло
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Определить главные моральные понятия - добро и зло. Составляющие понятия зло. Нравственная ценность - добро. Стремление к добру - цель человеческой морали. Схемы. Рисунки. Словарь Формулировать соб-ственное мнение и позицию.
учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Чувство ответственности за себя и своих близких.
понимать чувства других людей, сопереживать и помогать им. ЛУУД: воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость
КУУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
РУУД: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.
ПУУД: обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале.
ТК с.15-17,
сравнить
мнения
ребят Упражнения
на развитие понятий добро и зло, упражнение «комплименты»
2.5 Добро и зло
Закрепление знаний и способов деятельности.
Изменить представления о добре и зле в ходе исторического развития. Работа по сказкам в парах. Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы. ТК с.17, отв.
на ? «В
чем зак-
лючает-
ся муд-
ростьсказок» Упражнения
на развитие понятий добро и зло, упражнение «золотой
стульчик»
2.6 Добродетель и порок
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Определить проблему урока: Добродетель и порок сущность понятий. Человеческие пороки. Добродетельный человек, каков он? Рассуждение.
Строить сообщения в устной и письменной форме.
Преобразовывать практическую зада-
чу в познавательную. ТК с.21, оп-
ределе-
нияУпражнения на развитие дружелюбия
2.7 Добродетель и порок.
Закрепление знаний и способов деятельности.
Понимание сущности добродетели философом Аристотелем. Добродетель и порок - две противоположные характеристики личности. Работа по алгоритму. анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. ТК с.23,вы-
вод Упражнения на развитие дружелюбия
2.8 Свобода и моральный выбор человека
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Сущность понятий свобода и моральный выбор. Связь свободы с моральным выбором. Выбор между нравственным и безнравственным поведением. Привести примеры из жизни. Осознавать ценность нравственности и духовности в челове-ческой жизни. Проявлять творчес-
кую инициативу, самостоятельность
в групповой работе. ЛУУД: развитие само-стоятельности и лич-
ной ответственности
за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.
ПУУД: обобщать сведения, делать вы-
воды, проводить сравнения на текстовом материале. ТК рисунок Упражнения на развитие мыслительных операций и упражнения по привлечению внимания.
2.9 Свобода и ответственность
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Сущность понятия ответственность. Взаимосвязь свободы человека с ответственностью. Ответственность человека за совершаемые действия. Рассуждения. Строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. ТК сост.
план Упражнения на развитие мыслительных операций и упражнения по привлечению внимания.
3. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию
Моральный долг
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Определить для себя понятие моральный долг. Особенность морального долга. Моральные обязанности человека в обществе. Впрос-ответ. Учитывать другое
мнение и позицию, стремиться к коорди-
нации различных пози-
ций в сотрудничестве. Сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. ТК с.27, чит.
отв.на ?? Упражнения на развитие своей жизненной позиции и собственного «Я».
3.1 Справедливость
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Определить сущность понятия справедливость. Признаки справедливости Моральные правила поведения соответствующие принципам справедливости. Составляют правила. Формулировать собственное мнение и позицию.
РУУД: развитие эти-ческих чувств как регуляторов морального поведения.
КУУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
ТК с.35,
Золотое
правило Упражнения на определение ценностных ориентаций.
3.2 Альтруизм и эгоизм
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Сущность понятий альтруизм и эгоизм. Понятие разумный эгоизм. Работа в тройках по плану. Передать главное из прочитанного и прослушанного текста.
работать со словарём.
Понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества. ТК Раб.
со
словарем Упражнения на развитие культуры поведения в различных ситуациях
3.3 Дружба
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Человеческие отношения в обществе. Понятие дружба и её составляющие ценностные черты. Работа по составлению в группе правил дружбы. Оценивать характер взаимоотношений лю-
дей с позиции развития этических чувств, по-нимания чувств дру-
гих людей и сопере-
живания им. Проявлять творческую инициативу, самостоятельность
в групповой работе. ЛУУД: формирование моральной самооценки, ориентации на моральные нормы
и их выполнение.
РУУД: осуществлять пошаговый и итого-
вый самоконтроль результатов
деятельности. ТК
УО
СбСост.
правила
дружбы Упражнения на развитие дружелюбия
3.4 Что значит быть моральным
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Рассмотрение светской этики вопроса «Что значит быть моральным?» Рассуждение. Работать со словарём.
анализировать ответ.
ТК
УО Работать со словарём.
Упражнения на тренировку терминологии и понятийного аппарата
3.5 Творческие работы учащихся.
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Индивидуальные консультации, сбор материала. Излагать свое мнение по поводу значения православной куль-туры в жизни людей и общества.
Осуществлять плани-рование своей и коллективной деятель-
ности на основе осознаваемых целей, намечать новые
цели.
ПУУД: уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
РУУД: определять общие цели и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности. ИтТ
ПрПроект Упражнения на осуществление планирование своей и коллективной деятельности
3.6 Творческие работы учащихся.
Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности.
Оценка деятельности учащихся. При контроле своей
работы уметь обраща-
ться к различным источникам информации.
давать оценку и анализировать ответ. Проявлять творческую инициативу, самостоятельность
в групповой работе ИтТРПрПроект Упражнения на осуществление планирование своей и коллективной деятельности
4.Первоначальное представление об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности
4.1
4.2 Род и семья-исток нравственных отношений
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Понятия род, семья и родословная. Семейные роли и обязанности. Задачи рода и семьи. Работа с проблемой учебника. Самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.
Сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. КУУД: Излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
ЛУУД: развивать эстетические чувства как регуляторов морального поведения.
ПУУД: обобщать сведения, делать вы-
воды, проводить
сравнения на текстовом материале. ТК
УО
Сбс.42,
сост.
свою
родос-
ловнуюУпражнения на осуществление планирование своей деятельности
5. Становление внутренней установки поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России
5.1 Нравственный поступок
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Главные вопросы в этике. Поступок, его оценка, управление поступками. Нравственный поступок и его признаки. Работа с проблемой урока. Грамотно формулировать вопросы.
самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения. ТмКУО
СР
Т Привести
примеры
нравств.
поступков
из жизни Упражнения на тренировку терминологии и понятийного аппарата
5.2 Золотое правило нравственности
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Трактовка золотого правила нравственности. Применение золотого правила в жизни. Работа в группах. Формулировать соб-ственное мнение и позицию.
учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. ТК
УОСбСост.
свои
правила Упражнения на осуществление планирование своей деятельности
5.3 Стыд, вина и извинение
Изучение и первичное новых знаний и способов деятельности Понятия стыд, вина и извинение. Чувство вины и раскаяние. Чувство вины и извинение. Извинение и прощение. Работа с учебником и вопросами. Оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, понимания чувств других людей и сопереживания им. ЛУУД: ценить и принимать базовые ценности: «добро»,
«родина», «семья», «мир», «настоящий
друг», «справедливость», «понимать позицию другого.
ПУУД: овладевать логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений.
ЛУУД: формировать основы для принятия культурных традиций своей страны.
ТК
УО
Сбс.23,
задания
1,2. Упражнения на осуществление планирование своей деятельности
5.4 Честь и достоинство
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Качества, помогающие определять нравственную ценность человека. Сущность понятий честь и достоинство.
Работа по плану в парах. Отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом.
Чувствам
нравственности, основанных на свободе совести и духовных традициях народов России.
ТмКУО
СР
Т с.26,
подписи
к рисун-
камУпражнения на осуществление планирование своей деятельности
5.5 Совесть
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Понятие совесть. Различия понятий стыд и совесть. Внутренний судья человека. Составление кроссворда. адекватно восприни-
мать предложения и оценку учителя,
товарищей ТК
УО
В с.22,
№ 2. Упражнения на тренировку терминологии и понятийного аппарата
6. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества
6.1 Нравственные идеалы
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Смелые и сильные защитники Отечества - богатыри. Правила честного поединка. Важнейшая добродетель воинской дружбы - верность. Примеры из жизни, книг и др.источников. Формулировать собственное мнение и позицию.
Понимать и прини-
мать значение мо-
рально ответствен-
ного поведения в
жизни человека и общества. РУУД: развитие этических чувств
как регуляторов морального поведения.
КУУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
ТмКУО
Т Рассказ-
сообщение
о защит
Отесест. Упражнения на осуществление планирование своей деятельности
6.2 Нравственные идеалы
Закрепление знаний и способов деятельности. Рыцари, джентльмены и леди. Основные качества, характеризующие рыцаря, джентльмена и настоящую леди.
Примеры из жизни, книг и др.источниковТК
УО Сообщение А4Упражнения на осуществление планирование своей деятельности
6.3 Образцы нравственности в культуре Отечества
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Нормы - образцы нравственного поведения в культуре России - труженик, патриот, воин, коллективист . Работа с учебником. Формулировать соб-ственное мнение и позицию.
учитывать другое мне-
ние и позицию, стре-
миться к координации различных позиций в сотрудничестве. Понимать и прини-мать значение нравственных норм для достойной жизни личности.
ТмКУО
СР
с.48-49,
пересказ
6.4 Этикет
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Правила хорошего поведения - этикет. Сущность понятия. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Правила этикета для каждого. Работа в парах по сост. правил этикета. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, сверстники) в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжела-тельности и эмоцио-нально нравственной отзывчивости, пони-мания чувств других людей и сопереживания им ТК
УО
В с.67,
сравни
мнения
ребят Упражнения на развитие правил этикета
6.5 Семейные праздники
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности История праздников. Значение праздников в жизни людей и семьи. Подарок и его выбор. Работа с учебником, составление таблицы в тетрадь. Понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества. ТК
УО
К
с.44,
сообщение о сем.
праздникеУпражнения на осуществление планирование своей деятельности
7. Осознание ценности человеческой жизни
7.1 Жизнь человека - высшая нравственная ценность
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Сущность понятия высшая ценность. Жизнь как высшая ценность для человека и его семьи. Работа с учебником и разрешение проблемы урока. Определять проблему урока и решать ее Понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества. РУУД: развитие этических чувств
как регуляторов морального поведения.
КУУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
ТмКУО с.31-32,
пересказ Упражнения на развитие мышления, памяти, внимания. Мимическая гимнастика, упражнения на релаксацию
7.2 Любовь и уважение к Отечеству
Комплексное применение знаний и способов деятельности.
Духовные традиции. Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.
Любовь - основа нашей жизни. Любовь - служение на благо Отечества. Чувствам гордости за свою Родину, героическое прошлое России, чувствовать эмо-циональную сопричастность подвигам и достижениям её граждан. Понимать и осозна-
вать ценность нрав-ственности и духов-
ности в человечес-
кой жизни. ЛУУД: воспитывать
доверие и уважение к истории и культуре
Отечества. ТмКУО
Т с.9-10,
повторить 7.3 Подготовка
творческих проектов.
Комплексное применение знаний и способов деятельности.
Индивидуальные консультации, сбор материала. Подготовка сообщения по выбранным темам. Поиск необходимой информации для вы-полнения заданий.
подготовка сообще-ний и проектов по выбранным темам.
вносить необходимые коррективы в дейст-вия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Проявлять самостоятельность и инициативность в решении творческих задач, находить дополнительную информацию по теме или проблеме
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ре-
сурсов сети Интернет. РУУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и познавательного характера. Вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от её результатов.
КУУД: определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации с использованием справочной и дополнительной литературы и источников Интернета.
Отбирать, систематизировать и фиксировать информацию. ТмКТРПРУ Проект Упражнения на осуществление планирование своей деятельности
7.4 Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Памятники религиозной культуры в моем городе».
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащихся
Оценка деятельности учащихся Участвовать в
диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
ТмКТРППроект 7.5 Итоговая презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащихся Оценка деятельности учащихся Участвовать в диспу-тах: слушать собеседника и излагать своё мнение.
Адекватно восприни-
мать предложения и оценку учителя, товарищей. Понимать и прини-мать значение нравственных норм для достойной жизни личности и семьи. понимать и принимать значение морально- ответственного поведения в жизни человека и общества понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой
жизни. ТмКПТР
Календарно -тематический план курса «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы светской этики» 4 класс
Учебник: авторы Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёва «Основа духовно-нравственной культуры народов России» «Светская этика», изд. «Баласс», 2014г.
№
п/п
Тема урока
Тип урока Деятельность обучающихся Планируемые результаты Контроль
Сам.деятельность об-сяКорекц.
работа Дата
Предметные результаты Личностные и метапредметные результаты Научится Получит возможность научиться Первоначальное представление об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности 1.1
1.2 Россия - наша Родина.
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Понять понятия и термины Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.
Президент. Государственные символы. Духовный мир человека. Культурные
традиции - богатство нашей страны. Слов.работа. Узнавать государст-венную символику РФ, проявлять уважение к народам,
населяющим Россию, к их истории и культуре.
Принимать нравст-венные ценности: Отечество, долг, нравственность,
миролюбие, как основы культурных традиций многона-ционального народа России. ЛУУД: формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
РУУД: осознавать этапы организации учебной работы. В
УО с.8-9, задания Упражнения на развитие мышления, памяти, внимания. Мимическая гимнастика, упражнения на релаксацию 2. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России 2.1 Что такое светская этика
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Понятие этика. Наука этика. Область изучения этики - мораль. Основатель науки этика. Религиозная и светская этика. Работа в группах. По плану. Первоначальным представлениям о
светской этике. Понимать значение
этики в выстраива-
нии конструктивных отношений в обществе. РУУД: овладевать способностью при-нимать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
ПУУД: овладевать логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений.
ЛУУД: формировать основы для принятия культурных традиций своей страны.
ТК
УО определв тетрадУпражнения на развитие толерантного отношения друг к другу. 2.2 Культура и мораль
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Понятие культура. Культура - вторая природа. Материальная и духовная культура. Особый вид духовной культуры - мораль. Сущность понятия -культурный человек и культура поведения. Решить проблему урока. Работа в парах. Первоначальным представлениям обосновах светскойморали. Понимать значение морали и культуры в жизни людей и обществе.
ТК
УО с.20-21,
решить
пробле-
муУпражнения на развитие мыслительных операций и упражнения по привлечению внимания. 2.3 Особенности морали
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Особенности морали. Мораль - система норм и ценностей. Моральные нормы. Мораль и жизнь в обществе. Обсуждение. Работа по учебнику. Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с мораль
ными и нравствен
ными нормами, делать выводы. Понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности. ТК
УО с.22,
слов.ра-
бота Упражнения на развитие своей жизненной позиции и собственного «Я». 2.4 Добро и зло
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Определить главные моральные понятия - добро и зло. Составляющие понятия зло. Нравственная ценность - добро. Стремление к добру - цель человеческой морали. Схемы. Рисунки. Словарь Формулировать соб-ственное мнение и позицию.
учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Чувство ответственности за себя и своих близких.
понимать чувства других людей, сопереживать и помогать им. ЛУУД: воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость
КУУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
РУУД: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.
ПУУД: обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале.
ТК с.15-17,
сравнить
мнения
ребят Упражнения
на развитие понятий добро и зло, упражнение «комплименты» 2.5 Добро и зло
Закрепление знаний и способов деятельности.
Изменить представления о добре и зле в ходе исторического развития. Работа по сказкам в парах. Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы. ТК с.17, отв.
на ? «В
чем зак-
лючает-
ся муд-
ростьсказок» Упражнения
на развитие понятий добро и зло, упражнение «золотой
стульчик» 2.6 Добродетель и порок
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Определить проблему урока: Добродетель и порок сущность понятий. Человеческие пороки. Добродетельный человек, каков он? Рассуждение.
Строить сообщения в устной и письменной форме.
Преобразовывать практическую зада-
чу в познавательную. ТК с.21, оп-
ределе-
нияУпражнения на развитие дружелюбия 2.7 Добродетель и порок.
Закрепление знаний и способов деятельности.
Понимание сущности добродетели философом Аристотелем. Добродетель и порок - две противоположные характеристики личности. Работа по алгоритму. анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. ТК с.23,вы-
вод Упражнения на развитие дружелюбия 2.8 Свобода и моральный выбор человека
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Сущность понятий свобода и моральный выбор. Связь свободы с моральным выбором. Выбор между нравственным и безнравственным поведением. Привести примеры из жизни. Осознавать ценность нравственности и духовности в челове-ческой жизни. Проявлять творчес-
кую инициативу, самостоятельность
в групповой работе. ЛУУД: развитие само-стоятельности и лич-
ной ответственности
за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.
ПУУД: обобщать сведения, делать вы-
воды, проводить сравнения на текстовом материале. ТК рисунок Упражнения на развитие мыслительных операций и упражнения по привлечению внимания. 2.9 Свобода и ответственность
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Сущность понятия ответственность. Взаимосвязь свободы человека с ответственностью. Ответственность человека за совершаемые действия. Рассуждения. Строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. ТК сост.
план Упражнения на развитие мыслительных операций и упражнения по привлечению внимания. 3. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию Моральный долг
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Определить для себя понятие моральный долг. Особенность морального долга. Моральные обязанности человека в обществе. Вопрос-ответ. Учитывать другое
мнение и позицию, стремиться к коорди-
нации различных пози-
ций в сотрудничестве. Сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. ТК с.27, чит.
отв.на ?? Упражнения на развитие своей жизненной позиции и собственного «Я». 3.1 Справедливость
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Определить сущность понятия справедливость. Признаки справедливости Моральные правила поведения соответствующие принципам справедливости. Составляют правила. Формулировать собственное мнение и позицию.
РУУД: развитие эти-ческих чувств как регуляторов морального поведения.
КУУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
ТК с.35,
Золотое
правило Упражнения на определение ценностных ориентаций. 3.2 Альтруизм и эгоизм
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Сущность понятий альтруизм и эгоизм. Понятие разумный эгоизм. Работа в тройках по плану. Передать главное из прочитанного и прослушанного текста.
работать со словарём.
Понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества. ТК Раб.
со
словарем Упражнения на развитие культуры поведения в различных ситуациях 3.3 Дружба
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Человеческие отношения в обществе. Понятие дружба и её составляющие ценностные черты. Работа по составлению в группе правил дружбы. Оценивать характер взаимоотношений лю-
дей с позиции развития этических чувств, по-нимания чувств дру-
гих людей и сопере-
живания им. Проявлять творческую инициативу, самостоятельность
в групповой работе. ЛУУД: формирование моральной самооценки, ориентации на моральные нормы
и их выполнение.
РУУД: осуществлять пошаговый и итого-
вый самоконтроль результатов
деятельности. ТК
УО
СбСост.
правила
дружбы Упражнения на развитие дружелюбия 3.4 Что значит быть моральным
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Рассмотрение светской этики вопроса «Что значит быть моральным?» Рассуждение. Работать со словарём.
анализировать ответ.
ТК
УО Работать со словарём.
Упражнения на тренировку терминологии и понятийного аппарата 3.5 Творческие работы учащихся.
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Индивидуальные консультации, сбор материала. Излагать свое мнение по поводу значения православной куль-туры в жизни людей и общества.
Осуществлять плани-рование своей и коллективной деятель-
ности на основе осознаваемых целей, намечать новые
цели.
ПУУД: уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
РУУД: определять общие цели и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности. ИтТ
ПрПроект Упражнения на осуществление планирование своей и коллективной деятельности 3.6 Творческие работы учащихся.
Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности.
Оценка деятельности учащихся. При контроле своей
работы уметь обраща-
ться к различным источникам информации.
давать оценку и анализировать ответ. Проявлять творческую инициативу, самостоятельность
в групповой работе ИтТРПрПроект Упражнения на осуществление планирование своей и коллективной деятельности 4.Первоначальное представление об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности 4.1
4.2 Род и семья-исток нравственных отношений
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Понятия род, семья и родословная. Семейные роли и обязанности. Задачи рода и семьи. Работа с проблемой учебника. Самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.
Сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. КУУД: Излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
ЛУУД: развивать эстетические чувства как регуляторов морального поведения.
ПУУД: обобщать сведения, делать вы-
воды, проводить
сравнения на текстовом материале. ТК
УО
Сбс.42,
сост.
свою
родос-
ловнуюУпражнения на осуществление планирование своей деятельности 5. Становление внутренней установки поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России 5.1 Нравственный поступок
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Главные вопросы в этике. Поступок, его оценка, управление поступками. Нравственный поступок и его признаки. Работа с проблемой урока. Грамотно формулировать вопросы.
самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения. ТмКУО
СР
Т Привести
примеры
нравств.
поступков
из жизни Упражнения на тренировку терминологии и понятийного аппарата 5.2 Золотое правило нравственности
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Трактовка золотого правила нравственности. Применение золотого правила в жизни. Работа в группах. Формулировать соб-ственное мнение и позицию.
учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. ТК
УОСбСост.
свои
правила Упражнения на осуществление планирование своей деятельности 5.3 Стыд, вина и извинение
Изучение и первичное новых знаний и способов деятельности Понятия стыд, вина и извинение. Чувство вины и раскаяние. Чувство вины и извинение. Извинение и прощение. Работа с учебником и вопросами. Оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, понимания чувств других людей и сопереживания им. ЛУУД: ценить и принимать базовые ценности: «добро»,
«родина», «семья», «мир», «настоящий
друг», «справедливость», «понимать позицию другого.
ПУУД: овладевать логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений.
ЛУУД: формировать основы для принятия культурных традиций своей страны.
ТК
УО
Сбс.23,
задания
1,2. Упражнения на осуществление планирование своей деятельности 5.4 Честь и достоинство
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Качества, помогающие определять нравственную ценность человека. Сущность понятий честь и достоинство.
Работа по плану в парах. Отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом.
Чувствам
нравственности, основанных на свободе совести и духовных традициях народов России.
ТмКУО
СР
Т с.26,
подписи
к рисун-
камУпражнения на осуществление планирование своей деятельности 5.5 Совесть
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Понятие совесть. Различия понятий стыд и совесть. Внутренний судья человека. Составление кроссворда. адекватно восприни-
мать предложения и оценку учителя,
товарищей ТК
УО
В с.22,
№ 2. Упражнения на тренировку терминологии и понятийного аппарата 6. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества 6.1 Нравственные идеалы
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Смелые и сильные защитники Отечества - богатыри. Правила честного поединка. Важнейшая добродетель воинской дружбы - верность. Примеры из жизни, книг и др.источников. Формулировать собственное мнение и позицию.
Понимать и прини-
мать значение мо-
рально ответствен-
ного поведения в
жизни человека и общества. РУУД: развитие этических чувств
как регуляторов морального поведения.
КУУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
ТмКУО
Т Рассказ-
сообщение
о защит
Отесест. Упражнения на осуществление планирование своей деятельности 6.2 Нравственные идеалы
Закрепление знаний и способов деятельности. Рыцари, джентльмены и леди. Основные качества, характеризующие рыцаря, джентльмена и настоящую леди.
Примеры из жизни, книг и др.источниковТК
УО Сообщение А4Упражнения на осуществление планирование своей деятельности 6.3 Образцы нравственности в культуре Отечества
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Нормы - образцы нравственного поведения в культуре России - труженик, патриот, воин, коллективист . Работа с учебником. Формулировать соб-ственное мнение и позицию.
учитывать другое мне-
ние и позицию, стре-
миться к координации различных позиций в сотрудничестве. Понимать и прини-мать значение нравственных норм для достойной жизни личности.
ТмКУО
СР
с.48-49,
пересказ
6.4 Этикет
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Правила хорошего поведения - этикет. Сущность понятия. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Правила этикета для каждого. Работа в парах по сост. правил этикета. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, сверстники) в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжела-тельности и эмоцио-нально нравственной отзывчивости, пони-мания чувств других людей и сопереживания им ТК
УО
В с.67,
сравни
мнения
ребят Упражнения на развитие правил этикета 6.5 Семейные праздники
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности История праздников. Значение праздников в жизни людей и семьи. Подарок и его выбор. Работа с учебником, составление таблицы в тетрадь. Понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества. ТК
УО
К
с.44,
сообщение о сем.
праздникеУпражнения на осуществление планирование своей деятельности 7. Осознание ценности человеческой жизни 7.1 Жизнь человека - высшая нравственная ценность
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Сущность понятия высшая ценность. Жизнь как высшая ценность для человека и его семьи. Работа с учебником и разрешение проблемы урока. Определять проблему урока и решать ее Понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества. РУУД: развитие этических чувств
как регуляторов морального поведения.
КУУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
ТмКУО с.31-32,
пересказ Упражнения на развитие мышления, памяти, внимания. Мимическая гимнастика, упражнения на релаксацию 7.2 Любовь и уважение к Отечеству
Комплексное применение знаний и способов деятельности.
Духовные традиции. Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.
Любовь - основа нашей жизни. Любовь - служение на благо Отечества. Работа с учебником.Чувствам гордости за свою Родину, героическое прошлое России, чувствовать эмо-циональную сопричастность подвигам и достижениям её граждан. Понимать и осозна-
вать ценность нрав-ственности и духов-
ности в человечес-
кой жизни. ЛУУД: воспитывать
доверие и уважение к истории и культуре
Отечества. ТмКУО
Т с.9-10,
повторить 7.3 Подготовка
творческих проектов.
Комплексное применение знаний и способов деятельности.
Индивидуальные консультации, сбор материала. Подготовка сообщения по выбранным темам. Поиск необходимой информации для вы-полнения заданий.
подготовка сообще-ний и проектов по выбранным темам.
вносить необходимые коррективы в дейст-вия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Проявлять самостоятельность и инициативность в решении творческих задач, находить дополнительную информацию по теме или проблеме
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ре-
сурсов сети Интернет. РУУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и познавательного характера. Вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от её результатов.
КУУД: определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации с использованием справочной и дополнительной литературы и источников Интернета.
Отбирать, систематизировать и фиксировать информацию. ТмКТРПРУ Проект Упражнения на осуществление планирование своей деятельности 7.4 Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Памятники религиозной культуры в моем городе».
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащихся
Оценка деятельности учащихся Участвовать в
диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
ТмКТРППроект 7.5 Итоговая презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащихся Оценка деятельности учащихся Участвовать в диспу-тах: слушать собеседника и излагать своё мнение.
Адекватно восприни-
мать предложения и оценку учителя, товарищей. Понимать и прини-мать значение нравственных норм для достойной жизни личности и семьи. понимать и принимать значение морально- ответственного поведения в жизни человека и общества понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой
жизни. ТмКПТР