Из опыта работы. Организация учебно-воспитательного процесса в 1 классе в период адаптации
МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Г.КРАСНОПЕРЕКОПСКА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Организация
учебно-воспитательного процесса
в 1 классе в период адаптации
Из опыта работы
учителя начальных классов
Шевчук Ирины ЛюбомировныКрасноперекопск 2015
Первый год обучения – один из кризисный этапов в школьном детстве ребенка и задача школы - максимально помочь ребенку и семье преодолеть этот этап. Итак, первоклассник сегодня. Каков он?Необходимо выяснить, какие личностные черты характеризуют современных детей, и на каких принципах должно строиться учебное взаимодействие взрослого с малышом. В школу приходят разные дети: они росли в разных социальных условиях, у них не одинаков уровень развития, степень их эмоциональной и психологической готовности к школе. У детей одной и той же возрастной группы наблюдается заметное расхождение между их паспортными данными и физиологическими показателями. Сегодня нет ни одного первого класса, в который удалось бы набрать более или менее ровный контингента. Однако, отличаясь друг от друга, современные дети обладают целым рядом общих качеств, обладают обширной, но бессистемной информированностью по любым вопросам:
- ощущение своего “Я” в мире;
- недоверчивое отношение к словам и поступкам взрослых;
- слабое здоровье.
Отдельно надо отметить, что нынешние дети перестали играть в коллективные “дворовые” игры, которые им заменили телевизор и компьютер. Как следствие – дети приходят учиться, не обладая навыками общения и практически несоциализированными, то есть плохо понимающими, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения.
Появившийся недавно в педагогике термин “дети – индиго” означал детей особенных, нестандартных. Однако характеристики их - гиперактивность, развитая интуиция, уверенность в себе, высокий уровень самооценки, самостоятельность, эмоциональная неуравновешенность, неприятие авторитета взрослых, созвучны с типичными характеристиками современного первоклассника.
За последнее десятилетие изменились и родители. Современные родители окончили школу в 90 -х годах, их отношение к школе не несет того авторитета, который сохранился у родителей более старшего возраста.
По результатам ежегодной диагностики “Почему выбрали школу для обучения ребенка?” - наиболее часто встречаемые ответы:
-Близкое расположение школы к дому – 66 %
-Нравится учитель – 30 %
-Хорошие отзывы от знакомых – 18 %
-Учатся друзья их детей – 18 %
-Хорошее питание и присмотр – 12 %
-Дополнительные занятия по интересам – 11 %
-Хорошо преподают предметы, которые понадобятся в будущем – 10 %
-Поддерживается порядок – 8 %.
-Легче поступить в ВУЗ - 8%
-Хороший психологический климат - 8 %
-Работают психолог, логопед, социальный педагог – 8 %.
Современные родители с первого класса уже задумываются и ориентированы на будущее ребенка. Молодые родители более требовательны к школе, они уверены, что знают, чего хотят для своего ребенка, склонны решительнее отстаивать как свои права, так и права ребенка.
Результаты диагностики говорят и о том, что для современных родителей характерна повышенная тревожность за своего ребенка. Эта тревожность может перерасти в недовольство школой.
Основными причинами недовольства родителей являются:
-Неуспешность ребенка; школа не может объяснить, в чем причина.
-Школа не готова (или не умеет) идти на конструктивный диалог с активными родителями.
Определяющим условием конкурентоспособности современной школы становятся качество образования, инновационные процессы и современные педагогические технологии.
Тенденция развития образования на современном этапе – обновление содержания образования, профильное обучение, повышение качества образования, информатизация образовательного процесса, внедрение государственно-общественного управления школой.
Данные инновационные процессы созвучны с требованиями, предъявляемыми родителями к школе.
Современная школа - социально-активная, участвует в различных конкурсах и грантах.
Адаптация к школе совсем нередко оказывается тяжелее самого учения. Кроме того, адаптация к школе – процесс многоплановый, понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Ребенка, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, принято считать адаптированным.
Наше понимание адаптации – это не только процесс приспособления индивидуума к успешному функционированию в той или иной среде, но и его способность к дальнейшему психологическому и социальному развитию. Из адаптационного периода ребенок должен выйти мотивированным на дальнейшее обучение в школе.
Цель нашей работы в адаптационный период – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих детям успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Это достигается путем последовательного решения следующих задач:
- Выявление особенностей психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики нежелательных отклонений в его развитии.
- Создание системы психолого-педагогической поддержки первоклассников в период их первичной школьной адаптации.
- Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
Мы считаем: чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить его интеллектуальные, личностные, физические ресурсы успешного обучения и полноценного развития, надо знать ребенка, строить учебно-воспитательный процесс с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей, помогать ребенку сформировать навыки, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.
Работу по адаптации к школе начинаем за год. Проводим для будущих первоклассников и их родителей “Школу первоклассника”, занятия в которой ведут учителя начальных классов, психолог. Цель занятий – погружение будущих первоклассников в новую для них деятельность и новую систему отношений; выравнивание стартовых возможностей учащихся, стоящих на пороге школы, а также выбор программы обучения в первом классе. Второй этап – первичная адаптация к школе. Его без преувеличения можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых – педагогов и родителей. В рамках этого этапа – с сентября по январь – ведется большая работа.
Для первоклассников проводятся специальные коррекционно-профилактические занятия с психологом школы:
В течение первой четверти объем недельной нагрузки не превышает 20 часов. Продолжительность урока – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5 - 2 минуты каждая. Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре – октябре проводится ежедневно по три урока.
Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими и ролевыми играми.
Продолжительность перемен между уроками – 15 – 20 минут, после 2 урока организуется завтрак. А после завтрака проводится динамическая пауза на улице или в помещении, в зависимости от погоды.
В рамках адаптационного периода в нашей школе проводится первичное диагностирование готовности учащихся к школе, которое осуществляется различными специалистами: учителем, психологом, логопедом.
Какова же роль родителей в адаптации детей к школе, в том числе детей первоклассников?
В книге “Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет” известный педагог Ян Амос Коменский писал: “Неразумно поступают те родители, которые без всякой подготовки ведут своих детей в школы, точно телят на бойню; пусть потом школьный учитель мучится с ними, терзает их, как хочет. Но еще более безумны те, кто сделали из учителя пугало, а из школы – застенок, и все - таки ведут туда детей”.
Для того, чтобы период адаптации к школе у ребенка прошел относительно легко, очень важна доброжелательная и бесконфликтная атмосфера в семье с одной стороны, а с другой – достаточная готовность к школе, как физическая, так и психологическая.
Родителям первоклассников первые месяцы в школе даются труднее, чем детям. Первоклашки, как правило, ждут своего первого Дня знаний с радостью и нетерпением, ожидая от школы если и не чудес, то, по крайней мере, новых удовольствий и новых знакомств. Между прочим, дети не так уж и не правы.
А родителям придется приложить немало усилий для того, чтобы энтузиазма хватило не на несколько дней, а на все одиннадцать школьных лет.
Задачами работы с родителями являются психолого -педагогическое просвещение в вопросах школьной адаптации, устранение психотравмирующих ситуаций в семье.
При работе с первоклассниками и их семьями, необходимо учитывать и такие проблемы сегодняшнего дня, как:
- Увеличение количества детей, не посещающих детские дошкольные учреждения;
- Наличие в школе иноязычных детей из семей переселенцев;
- Дефицит общения родителей с детьми из-за загруженности родителей
- Увеличение количества семей, требующих социальной поддержки (неполные, асоциальные, опекаемые и патронатные);
- Семьи, воспитывающие детей – инвалидов.
Решая данные проблемы, мы даем родителям наших учащихся следующие советы:
- Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Будьте внимательны к ребенку, отмечайте изменения в его поведении, любые отклонения от нормы.
- Цените в своем ребенке индивидуальность, то, что он у вас необычный.
- Отвечайте на все вопросы школьника. Ищите ответы вместе с ним. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
- Обращайте внимание на работоспособность ребенка.
- Дайте ребенку проявить себя с наилучшей стороны. Поддержите ребенка в его желании добиться успеха.
- Будьте объективны не только в оценке своего ребенка, но и в оценке сложившейся трудной ситуации.
- Умейте просить прощение у ребенка, если вы неправы.
- Если вас в поведении ребенка, в его учебных делах что-то беспокоит, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- Не забывайте об играх! У малышей должно быть время для игровых занятий.
И в заключении - Основная задача начальной школы – обучение детей умению учиться! Мы – родители и школа – должны помочь ребенку задачу эту решить.