Конспект непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС «Русская народная игрушка» Старший дошкольный возраст.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС «Русская народная игрушка»
Цель. Рассказать об истории возникновения игрушек на Руси.
Задачи по образовательным областям:
Обогащать словарь детей старинными русскими словами – берендеечник, бавушка, баклуши, отрада, зыбка, горница.
Развивать связную речь, фантазию, творческие способности, внимание и координацию движений.
Воспитывать положительное отношение к выполнению правил и норм культуры поведения, умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.Материалы. Картинки с изображением русских народных деревянных игрушек Сергиева Посада, Городца; образцы игрушек из глины, выполненные по мотивам дымковской, коргопольской, филимоновской игрушек; деревянная матрешка.
Последовательность интегрированной деятельности
Рассказ педагога о возникновении промысла по изготовлению игрушек на Руси.
Для того чтобы занять, порадовать и развивать своих детей, взрослые с давних времен придумывали для них игрушки. Первые игрушки родители вешали над зыбкой младенца. Это были колокольчики, подвески с шумом, трещотки, пестрые лоскутки. Подрастая, ребенок получал тряпичные мячи, деревянные волчки и дудочки, глиняные свистульки. Потом для мальчиков мужчины делали деревянные луки, мечи, чтобы они могли упражняться в стрельбе и военных играх, а девочки получали от женщин тряпичных или соломенных кукол.
Со временем стали появляться мастера, которые специально занимались изготовлением игрушек для детворы. В народе такого мастера называли берендеечник, если женщина была мастером, ее звали берендеечница, а игрушки лаского называли берендейка, бавушка, мелкие игрушки – бирюлька.
Основным материалом для изготовления игрушек была глина и дерево. Глиняные игрушки мастерили в селе Гжель, в Дымковской слободе, в Каргополе (демонстрирует картинки и образцы игрушек) и везли к праздникам на ярмарку свистульки-уточки, барышень, козликов и другие забавные, ярко расписанные фигурки. Крупный промысел деревянной резной игрушки сложился в селе Богородское. Из чурочек (баклуш) мастера в ручную вырезали фигурки лошадок, птичек, медведей и др. А вот русское селение Сергиев Посад называли игрушечным царством, потому что на токарных станках там изготавливалось множество интересных деревянных игрушек. Деревянная матрешка, которой до сих пор играют дети, родом из Сергиева Посада. А знаменитый Ванька-встанька раньше изготавливался из дерева и назывался – чебурашка.
Динамическая пауза
Звучат русские народные мелодии в аудиозаписи. Дети подходят к столу, на котором располагаются образцы, выполненные по мотивам русской народной игрушки, рассматривают их, обмениваются впечатлениями.
Дети устраиваются на ковре, вносится зажженная свеча.
Педагог. Посмотрела я на эти славные игрушки и придумала для вас сказку про Акима-берендеечника. Называется она «Сказка про Отраду-красу и Бирючку-злючку».
Давным-давно за темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком, близ монастыря, стояло село. Люди в том селе жили простые да работящие. Был в селении и свой берендеечник. Веселый старичок, добрый, Акимом звался. Всем детям в округе на забаву игрушки мастерил. Почитай в каждом доме Акимовы бавушки детей радовали. Вот только сам Аким детского смеху в избе своей не слыхивал. Без детей они с женой прожили.
Как-то раз взял Аким две баклуши небольшие из березы-дерева да и смастерил для своей старухи внучек. Лицом сестенки вышли схожие – одну от другой не отличишь. Сарафаны – то на них узорчатые, лапоточки на ногах ладные, ленты в косах как настоящие. Залюбовалась бабушка красавицами. Взяла девчонок в руки, к сердцу крепко прижала да приголубила. Поставили старики внучек деревянных у оконца, а сами в лес засобирались.
Вернулись они к вечеру домой, а навстречу им две девицы выходят, дедушкой и бабушкой величают, в избу любезно провожают. Дивятся старики, что за чудеса! Спорить не стали. Вошли за девицами в избу, да так и ахнули – чисто в горнице, празднично, на столе каравай румяный, а в печи каша масленая. Обрадовались хозяева, помолодели даже на радостях. Оставили девушек у себя жить.
День у них живут девицы, неделю живут, месяц прошел. Стали старики подмечать, что хоть лицом красавицы схожи, а в деле совсем разные! Одна-то внучка все больше на лавке истуканом сидит, с людьми не знается, от работы отворачивается. Люди на селе ее прозвали Бирючкой. А вторая внучка устали не знает, на работу скорая, с людьми приветливая. Одно слово – отрада старикам! Так и стали ее величать – Отрадушкой!
Как-то раз несла Отрадушка воду студеную из колодца. Павушкой ступает, ни капли не проливает. А в ту пору вдоль околицы князь молодой проезжал – торопился. Приглянулась ему девушка. Подарил он ей серьги аметистовые да велел сватов поджидать. Рассмеялась девица, не поверила. Вернулась Отрада домой, рассказала бабушке с дедушкой новость, серьги в ларчик прибрала, примерять не стала. «Пошутил, видать, князь», подумала Отрада да за работу принялась.
Услыхала Бирючка разговор про жениха знатного да богатого, позавидовала сестрице. Задумала коварная за князя замуж пойти. Ночью темной надевала она серьги дареные, а поутру встала раньше сестры. Отрадой назвалась да за работу принялась!
А тут и князь у ворот – за невестой прибыл. Увез он Бирючку вместо Отрады в терем княжеский, подмены не приметил. Вот уж к свадебному пиру дело идет. Пришли подружки невесту наряжать, глядь – а посредине светлицы кукла деревянная истуканом стоит, подле серьги лежат, поблескивают.
Загрустил князь молодой, без княгинюшки остался. Сел он на коня верного да поскакал куда дорога повела. Только подъехал к дому Акимову, ударился конь оземь и камнем черным обернулся. Испугался князь, людей кличит. Навстречу Отрадушка из ворот красных выходит. Дивится князь, слова молвить не может. Отрада меж тем рукой камня коснулась, и в тот же мигконь во всей сбруе на дыбы встал. Посадил князь Отраду в седло и увез без промедления в терем высокий.
Свадьбу сыграли шумную да веселую. Стала Отрада, девица добрая да работящая, молодой княжной! А Бирючку, бездельницу да обманщицу, больше в селе никто не видел. Стариков, сказывали, Отрадушка к себе в терем взяла. Принялись они разные бавушки для деток ее мастерить и сказки говорить. Вот и сказочка – всем девицам подсказочка!
Беседа по вопросам:
Что нового об игрушках и ремеслах вы сегодня узнали?
Какой материал используют современные мастера для изготовления игрушек на фабриках?
Кто из героев сказки вам понравился? Почему?
На занятиях по изобразительной деятельности дети могут нарисовать героев сказки и в дальнейшем пересказывать ее самостоятельно с опорой на картинки или разыгрывать представление, используя вылепленные фигурки и декорации.