ПРОЕКТ «Модель мониторинга качества образования в образовательном учреждении»
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Адыгея
«Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»
ПРОЕКТ
«Модель мониторинга качества образования в образовательном учреждении»
Выполнила:
Кудрявцева Н.В., учитель информатики и ИКТ,
зам.по УМРиИ
МБОУ «СОШ № 11» г. Майкопа
г.Майкоп
год
Описание школьной модели мониторинга
Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.
Для достижения обозначенной задачи требуются системные изменения в содержании образовательной деятельности школы и управлении ею.
Существующие в настоящее время в образовательном учреждении подходы к организации и управлению мониторингом качества образования не дают желаемых результатов. Изучение вопроса качества образования в школе привело к определенным выводам. Для определения качества образования в ОУ необходимы:
во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;
во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;
в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;
в-четвертых, системная работа в данном направлении.
Разработанная модель “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении” направлена на создание механизмов устойчивого развития качественно новой системы мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному заказу. Она предполагает системную организацию управления качеством образования и определяет важнейшие психолого-педагогические условия, обеспечивающие его успешность.
Теоретическими предпосылками разработки программы стали работы, связанные с проблематикой исследования:
качества образования и управления им (М.М. Поташник);
совершенствование управления образовательными системами (Т.Н. Шамова);
об особенностях функционирования и развития систем управления качеством образования (Ю.А. Конаржевский, В.П. Панасюк);
методологических основ информационно-методического обеспечения управления качеством образования (В.П. Панасюк, Г.В. Головичер);
моделей мониторинговых исследований образовательного процесса (Г.П. Попова);
методических основ мониторинга качества образования в образовательном учреждении (И.М. Варнавина).
Анализ названных теоретических предпосылок позволил сформулировать ряд положений, имеющих значимость для данной разработки.
Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.
Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов, а также об удовлетворении образовательных потребностей населения, родителей.
Мониторинг качества образования позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество основных и управленческих процессов, качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ основного и дополнительного образования детей, качество обеспечения преемственности ступеней непрерывного образования, качество инновационной деятельности.
В соответствии с данной системой на уровне образовательного учреждения выбраны следующие базовые показатели:
уровень обученности учащихся по базовым образовательным программам;
уровень воспитанности учащихся;
количество медалистов, призеров и победителей олимпиад, участие в конкурсах учащихся;
поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения, в том числе и на бюджетные отделения;
состояние здоровья и психического развития учащихся;
динамика правонарушений учащихся;
уровень жизненной защищенности и социальной адаптации школьников.
Наряду с показателями личной результативности учащихся (обученность, воспитанность, развитость, сохранение физического и психического здоровья) используются системные показатели организации образовательного процесса, функционирования и развития образовательного учреждения:
организация и развитие образовательного процесса;
управление образовательным процессом, различные формы обучения в школе;
уровень выполнения государственных программ;
уровень инновационных процессов в образовательном учреждении;
профессиональное образование педагогов (результаты аттестации и повышение квалификации педагогов);
участие учителей в профессиональных конкурсах;
уровень информатизации обучения и управления;
показатели владения учителями информационными технологиями;
состояние и развитие материально-технической и учебно-материальной базы (показатели оснащенности кабинетов, фонд библиотеки, учебно-методические комплекты по предметам обучения).
Цель:
Обеспечить эффективное информационное отражение состояния образования, анализ результатов деятельности на основе полученных количественных и качественных показателей, прогнозирование результатов деятельности МБОУ «СОШ № 11» при ее стабильном функционировании.
Основные направления:
Разработка модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
Разработка плана действий в ходе реализации программы по основным направлениям деятельности образовательного учреждения:
общеобразовательному
воспитательному
методическому
здоровьесберегающему
Корректировка содержательной, организационной и управленческой сторон в процессе реализации;
Определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования;
Задачи:
проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе;
изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в ОУ;
осуществить отбор, адаптацию и проектирование оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в ОУ;
собственно сбор информации;
обработка полученных количественно-качественных показателей информации;
проведение анализа информации;
классификация информации по направлениям мониторинга;
выявление тенденций в развитии образовательной среды и результатах образовательного процесса;
оформление аналитических материалов в форме справок, таблиц, докладов и т. д.;
принятие управленческих решений;
распространение аналитико-прогностического информационного продукта в субъектном модуле образовательного пространства.
Этапы реализации:
Аналитическо-проектный
Основные виды деятельности:
Анализ состояния организации управления мониторингом качества образования в школе.
Изучение нормативных документов, научной и методической литературы по теме.
Мотивация субъектов образовательного процесса на осуществление мониторинговых исследований.
Разработка модели мониторинга качества образования:
определение направлений мониторинговых исследований;
определение критериев, показателей, исполнителей мониторинговых исследований;
осуществление отбора методик и способов получения информации о качестве образования;
разработка рабочего инструментария для проведения мониторинговых исследований, обработки, хранения, представления информации (методики, тестовые комплексы, анкеты, бланки и т.д.)
Подготовка нормативно-методических документов и материалов для обеспечения функционирования мониторинга качества образования.
Основной этап
Основные виды деятельности:
Разработка системы мероприятий по реализации программы по основным направлениям деятельности образовательного учреждения.
Реализация программы “Мониторинг качества образования в ОУ”.
Корректировка содержательной, организационной и управленческой сторон в процессе реализации программы.
Определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования.
Оценка эффективности осуществления программы.
Обобщающий этап
Обобщение результатов работы, соотношение с поставленными целями и задачами.
Процедура проведения мониторинговых исследований заканчивается представлением итоговой документации, включающей в обязательном порядке:
таблицы и диаграммы результатов статистической обработки;
интерпретацию этих результатов с точки зрения педагогической деятельности;
рекомендации по коррекционной работе;
рекомендации по принятию управленческих решений.
Аспекты изучения и показатели учебно-воспитательной работы
Аспекты изучения
Показатели
1. Создание условий для развития личности воспитанника
1. Уровень подготовки дошкольника к обучению в школе 2. Количество учащихся, проживающих в микрорайоне школы 3. Образовательный статус родителей и уровень их воспитательной активности 4. Характеристика семьи учащегося (социальный паспорт) 5. Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса 6. Состояние отдельных направлений учебно-воспитательной работы в школе 7. Наличие необходимых программ и анализ их выполнения 8. Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса 9. Уровень развития воспитательной системы школы
2. Сформированность познавательного и творческого потенциалов личности
1. Количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования 2. Уровень познавательной мотивации школьников 3. Обученность и качество знаний воспитанников 4. Количество учащихся, оставленных на повторный год обучения 5. Количество учащихся, награжденных медалью 6. Результаты выпускных экзаменов 7. Профориентационные склонности учащихся 8. Результативность участия школьников в конкурсах, конференциях 9. Результативность участия школьников в предметных олимпиадах
3. Сформированность нравственного и эстетического потенциалов личности
·
1. Уровень воспитанности учащихся 2. Социальная активность учащихся 3. Личностный рост обучающихся 4. Склонность к отклоняющемуся поведению 5. Количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН
4. Сформированность физического потенциала личности
1. Количество учащихся, занимающихся спортом 2. Результативность участие школьников в спортивных состязаниях и соревнованиях 3. Состояние здоровья учащихся 4. Количество пропусков уроков по болезни
5. Сформированность коммуникативного потенциала личности
1. Уровень коммуникативных и организаторских склонностей 2. Уровень общительности воспитанников 3. Уровень развития классного коллектива
Критерии оценки качества образовательной деятельности школы
Уточненные шесть критериев внешней и внутренней оценки деятельности школы представляют собой продукт совместной работы администрации школы и педагогического коллектива.
Критерии оценки качества:
Критерий 1. Качество управления
1.1. Эффективность организационной структуры школы.
1.2. Развитие общественного управления школой.
Система показателей:
а) разработанная программа развития школы на 2012 – 2016 в результате коллективной деятельности Совета школы, педагогического и методических советов школы;
б) результативная работа Совета школы;
в) развития системы детского самоуправления.
Критерий 2. Ресурсное обеспечение
2.1. Состояние и развитие материально-технической базы.
Система показателей:
а) обеспечение образовательного процесса методической и учебной литературой;
б) укомплектованность соответствующей мебелью, инвентарем, оборудованием;
в) эффективное использование оргтехники.
Критерий 3. Качество учебных программ
Система показателей:
3.1. Качество учебных программ.
а) преемственность и согласованность содержания программ по годам;
б) преемственность и согласованность содержания обучения по предметным областям;
в) использование современных образовательных технологий при разработке образовательных программ.
Критерий 4. Достижения учащихся
Система показателей:
4.1. Учебные достижения учащихся.
а) качественные показатели выполнения контрольных работ, РСОКО, ГИА;
б) количество медалей у выпускников;
в) количество побед на олимпиадах (и процентное соотношение по годам);
г) участие в конференциях, конкурсах различного уровня (процентное соотношение).
4.2. Внеурочные достижения учащихся.
а) динамика роста занятости в кружках и секциях;
б) динамика роста числа победителей соревнований и конкурсов от общего числа участников;
в) снижение количества обучающихся, стоящих на учете КДН;
г) динамика участия в социальных проектах.
Критерий 5. Развитие педагогического коллектива
Система показателей:
5.1. Активность педагогического коллектива.
а) динамика роста числа учителей участвующих в конкурсах, проектах различного уровня;
6) динамика повышения квалификации учителей от общего числа педагогов.
5.2. Индивидуальные достижения отдельных педагогов.
а) количественные показатели наличия званий, наград, грамот;
б) динамика роста участия педагогов в конкурсах педагогического мастерства.
Критерий 6. Уровень мотивации и развития детского коллектива
6.1. Высокий уровень учебной мотивации:
а) уменьшение детей, не посещающих занятий в школе;
б) уменьшение пропусков без уважительной причины;
6.2. Конкурентоспособность:
а) поступление выпускников школы в высшие учебные заведения.
Приложение 1
Программа мониторинговой деятельности
МБОУ «СОШ № 11»
Показатели успешности
Предмет мониторинга
Процедуры мониторинга
Периодичность сбора информации
Уровни использования результатов
Выход
Ответственный
Мониторинг профессионального развития педагогов
Процентный уровень повышения квалификационной категории педагогических и руководящих работников ОУ по всем аттестационным категориям
Квалификационная категория
Анализ результатов аттестации
1 раз в год
Педагогический советЗаседания ШМО
Аналитическая справка, диаграмма
Зам.директора по УВР, руководители ШМО
Рост численности педагогов, прошедших курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку
Повышение квалификации
Анализ количественных данных
2 раза в год
Педагогический советЗаседания ШМО
Аналитическая справка, диаграмма
Зам.директора по УВР, руководители ШМО
Рост численности педагогов, владеющих ПК
Применение ИТ
Диагностирование[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
в течение года
Педагогический советЗаседания ШМО
Аналитическая справка
Зам.директора по УВР, зам.по УМРиИ
Рост численности педагогов принимающих участие в региональных, муниципальных, школьных педагогических конкурсах
Конкурсы педагогического мастерства
Анкетирование
1 раз в год
Педагогический советЗаседания ШМО
Аналитическая справка
Зам.директора по УВР, руководители ШМО
Процентный уровень участия (очного, заочного) педагогов и руководителей в педагогических форумах, конференциях, семинарах, чтениях и т.п. регионального, муниципального, школьного уровня
Педагогические форумы, конференции, семинары, чтения для педагогов
Запрос данных
2 раза в год
Заседания МС, ШМО
Справка
Зам.директора по УВР, руководители ШМО
Рост количества публикаций педагогов и руководителей образовательных учреждений
Публикации
Запрос данных ОУ
1 раз в год
Педагогический советЗаседания ШМО
Справка
Зам.директора по УВР, руководители ШМО
Рост количества обобщенных актуальных педагогических опытов
АПО
Анализ банка АПО
1 раз в год
Педагогический советЗаседания ШМО
Справка
Зам.директора по УВР, руководители ШМО
Процентный уровень роста (низкий, средний, высокий) профессиональной компетентности педагогических кадров
Профессиональная компетентность
Диагностирование Запрос данных
1 раз в год
Заседания МС, ШМО
Справка
Зам.директора по УВР, руководители ШМО
Рост уровня мотивационной среды профессионального саморазвития
Мотивационная среда
Диагностирование[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1 раз в год
Заседания МС, ШМО
Справка
Зам.директора по УВР, руководители ШМО
Мониторинг инновационной деятельности
Рост уровня личностного потенциала педагога
Личностный потенциал
Диагностирование[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1 раз в год
Заседания МС, ШМО
Справка
Зам.директора по УВР, руководители ШМО
Рост уровня педагогической рефлексии
Рефлексия
Диагностирование
1 раз в год
Заседания МС, ШМО
Справка
Зам.директора по УВР, руководители ШМО
Степень готовности педагогов к участию в инновационной деятельности школы, направленной на процесс развития учителя
Готовность к инновациям
Диагностирование[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1 раз в год
Заседания МС, ШМО
Справка
Зам.директора по УВР, руководители ШМО
Рост уровня самооценки знаний и умений педагогов при переходе на обучение по инновационным технологиям
Самооценка
Диагностирование[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1 раз в год
Заседания МС, ШМО
Справка
Зам.директора по УВР, руководители ШМО
Степень профессиональной подготовки и способности педагогов к инновационной деятельности
Подготовка и способность к инновациям
Диагностирование
1 раз в год
Заседания МС, ШМО
Справка
Зам.директора по УВР, руководители ШМО
Мониторинг качества преподавания и образования
Уровень оценки деятельности школьных методических объединений по всем предметным циклам
ШМО
Диагностирование
1 раз в год
Методический совет
Аналитический отчет
Руководители ШМО
Уровень оценки качества преподавания
Учебные занятия
Диагностирование,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] посещение учебных занятий
В течение года
совещание при директоре
Администрация ОУ
Процентная численность педагогов применяющих информационные технологии в образовательном процессе
Учебные занятия
Запрос данных
1 раз в год
Справка
Зам.директора по УВР, зам.по УМРиИ
Процентный уровень качества знаний учащихся в начальной, основной, старшей ступени общего образования
Качество знаний
Анализ результатов четвертей, полугодий, учебного года
1 раз в четверть, полугодие, год
совещание при директоре
Аналитическая справка, диаграмма
Администрация школы, кл.руководители
Уровень рейтинга по результатам итоговой аттестации в 9хклассах, 11х классах
Результаты ЕГЭ, ГИА
Анализ результатов итоговой аттестации
1 раз в год
Педагогический советЗаседания ШМО
Справка, диаграмма
Зам.директора по УВР, руководители ШМО
Удельный вес численности школьников, обучающихся в системе дополнительного образования
Дополнительное образование детей
Анализ данных
2 раза в год
Педагогический совет, заседания МО кл.руководителей
Аналитическая справка, диаграмма
Зам.директора по ВР, руководители ШМО
Рост количества учащихся, участвующих в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях федерального, регионального, муниципального, школьного уровня
Конкурсы, олимпиады, соревнования
Запрос данных
1 раз в год
Педагогический совет, заседания МО кл.руководителей
Аналитическая справка, диаграмма
Зам.директора по ВР, руководители ШМО
Пакет методик для руководителей образовательных учреждений:
Бланк основных показателей эффективности программы развития;
Диагностика уровня профессиональной компетентности педагога;
Диагностика уровня личностного потенциала учителя;
Диагностика уровня педагогической рефлексии учителя;
Методика оценки качества преподавания.
Пакет методик для учителей:
Самодиагностика уровня профессиональной компетентности;
Оценка мотивационной среды профессионального развития кадров муниципальной системы образованиям;
Оценка готовности педагогов к участию в инновационной деятельности школы, направленной на процесс развития профессионализма учителя;
Самооценка знаний и умений учителя при переходе на обучение по новой педагогической технологии.
13PAGE 15
15