Программа выявления и развития творческих способностей обучающихся 8 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шаталовская средняя школа
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
___________________/_____Михалева________________/
ФИО
Протокол№__1_ от «_28___» __августа__ _____20_15__г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ Шаталовская СШ
_____________/____________Мамичева ________________/
ФИО
Приказ № __133а___ от «__31__»____августа_____20_15__г.
Программа выявления и развития творческих способностей
Обучающихся 8 – ых классов
Срок реализации 3 года
Разработчик учитель биологии
Воронина Г.Н.
2015 год
П. Шаталово -1
Пояснительная записка
Программа выявления и развития творческих способностей обучающихся разработана на основе Федерального закона « Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012г, Концепции долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года, Национальной образовательной инициативы « Наша новая школа», муниципальной программы « Развитие образования и молодежной политики в МО Починковский район» Смоленской области.
Актуальность программы заключается в смещении сознания от интеллекта до интуиции. Важным является не отражение знаний учителя, а размышления над ними. Для этого требуется направленность учителя на внутренний мир учеников, на те осмысления, которые возникают в их сознании. Содержания такого взаимодействия - нелинейные, открытые, незавершенные ( средствами становятся диалоги, споры, дискуссии).
Цели программы:
-изменить привычные способы получения знаний;
- создать благоприятные эмоциональные условия для восприятия и усвоения материала;
- конструировать познавательный процесс;
- активизировать познавательную мыслительную деятельность учащихся, развивать их творческие способности;
-обеспечить активную деятельность на уроке всех учащихся класса.
Задачи:
Разработать нестандартные уроки с использованием активных методов обучения учащихся на уроках биологии.
Апробировать нестандартные уроки с использованием активных методов обучения.
Моя задача как учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании личности:
- способной к саморазвитию и творчеству,
- обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, потребностью в новых достижениях,
- имеющей позитивное мышление,
- умеющей предвидеть результаты своих действий,
- обладающей активной жизненной позицией.
В течение трех лет я работала над методической темой “Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии”.
Свою методическую тему сочетала с технологией проблемного обучения и воспитания.
В системе работы каждого учителя центральное место занимает урок.
При современном подходе к образовательному процессу урок уже нельзя рассматривать как основную несущую конструкцию этого процесса. Урок – лишь элемент в более крупной единице, предназначенной для изучения темы.
Творчество - это высшая форма активности и самодеятельности человека. Хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности.
Для того, чтобы сделать урок более эффективным, чтобы активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к биологии, в моей системе работы есть и такие направления, как:
Творческие работы;
Проектно-исследовательская деятельность;
Ролевые и интеллектуальные игры;
Решение творческих биологических задач;
Дидактические игры;
Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности.
Активность - качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся и прогрессирующе. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.
Творческие работы учеников состоят в создании:
- компьютерных презентаций к урокам,
- кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад,
- викторин.
Для учащихся, имеющих литературный талант - написать стихи, сочинения. Например, “Путешествие по клетке”, “Путешествие капельки воды по зеленому растению”, “Путешествие молекулы кислорода по организму человека”.
Во время работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него
знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.
В ходе работы над исследовательским проектом возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.
Мои ученики работали над следующими проектами:
- модификационная изменчивость у растений (9 класс);
- влияние условий на рост и развитие растительного организма (6 класс);
- влияние вредных факторов на растения (6 класс);
- влияние условий на рост и развитие комнатных растений (6 класс);
- стресс и депрессия (9 класс).
Учащимися было проведено исследование причин и форм проявления стресса и депрессии у людей. Анкетирование подводилось по возрастным группам, были построены диаграммы.
Мы, к великому нашему сожалению, сажая за парты и навязывая форму получения знаний, иногда отбиваем у ребенка желание учиться. Чтобы побудить детей к творчеству, развить интерес к изучению биологии, я на уроках и во внеурочной деятельности использую различные игры и игровые моменты.
Например, ролевые игры “Посещение врача”, “Суд над сигаретой”, “Поле чудес”, “Своя игра”, “Найди лишнее”.
Творческие биологические задачи могут быть самыми разными. В своей деятельности я использую следующие:
1. Задачи на выбор информации.
Выберите признаки характерные для
2. Задачи на исправление ошибок.
Исправьте ошибки
Например:
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот дышу А. Фет
3. Задачи на сравнение и сопоставление выводов
Сравните строение, функции, образ жизни лягушки и ящерицы.
4. Задачи на установление взаимосвязей.
Установите взаимосвязи между процессами: питанием и фотосинтезом; строением и образом жизни и т.д.
5. Задачи на выявление приспособлений.
Какие приспособления имеются у растений, животных, конкретного вида и т.д.
6. Задачи на определение значения приспособлений.
Какое значение имеет выделение фитонцидов у растений.
7. Задачи на выявление противоречий.
Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней. Например, активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток.
Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.
8. Задачи на постановку опытов.
Предложите опыты для выяснения причин, например, листопада или механизма испарения воды листьями.
9. Задачи на выдвижение гипотез.
Предложите гипотезы для объяснения данного факта или явления: например, замедления дыхания во время спячки у медведя.
10. Задачи на объяснение результатов опыта.
Объясните результаты данного опыта.
11. Задачи на анализ гипотезы.
Согласно одной из гипотез жизнь зародилась на глине. Сделайте анализ этой гипотезы.
Для успешного решения биологических задач использовались элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
ТРИЗ имеет большое количество приемов и способов, помогающих создать решение и “извлечь” решение из подсознания.
В своей деятельности я использовала такие приемы, как:
1. Прием “Наоборот”.
Он рекомендует вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие, общепринятые решения сменить на обратные. Например,
Есть очень вкусные шоколадные конфеты – “бутылочки с сиропом”. При их изготовлении сталкиваются с противоречием:
- Сладкий желеподобный сироп должен быть горячим, чтобы его легко было залить в шоколадную бутылочку, но тогда плавится шоколад.
- Если сироп холодный, то шоколад не плавится, но очень трудно его залить. Что делать?
Делают наоборот: сироп не нагревают, а замораживают в виде бутылочки, а шоколад делают жидким и окунают в него бутылочку.
2. Прием “Обрати вред в пользу”.
Это трудный, но в то же время мудрый прием. Он требует хорошо знать систему, знать, что в ней плохо, попытаться обратить вред в пользу.
Например,
В настоящее время резко уменьшилось число работающих промышленных предприятий и сельских хозяйств. Это плохо. А что хорошего?
Ответ: Экологическая обстановка многих районов стала заметно лучше.
Чарльз Дарвин в детстве много болел. Это плохо. А что хорошего?
Ответ: Это закалило его волю и он дал человечеству новую научную концепцию жизни на Земле.
Жак Ив Кусто рассказал о таком случае. В месте, где нерестится рыба, затонуло рыболовецкое судно. Это плохо. А что хорошего?
Судно стало мешать ловить в этом районе рыбу, так как появилась опасность потерять очень дорогие капроновые сети
На обобщающих уроках по темам использую задачи на смекалку.
По прямой линии идут три черепахи. Первая говорит: “За мной идут две черепахи”. Вторая говорит: “За мной идет одна черепаха”. Третья говорит: “За мной идут две черепахи”. Почему она так говорит?
Если курица стоит на одной ноге и весит 2 кг, то, сколько она буде весить, если встанет на две ноги?
Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то, сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышь?
У кого есть шапка без головы и нога без сапога?
Могут ли быть на яблоне яйца?
Может ли страус называть себя птицей?
Проведение на уроках дидактических игр позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал. Предлагаю варианты дидактических игр, которые являются универсальными для любой возрастной группы.
1. “Третий лишний”.
На доске написаны несколько столбцов, в каждом из которых по три названия каких-либо организмов или явлений живой природы. Они сгруппированы по определенному признаку, но одно название в каждом столбце не имеет этого признака, поэтому является лишним.
2. “Продолжи ряд”.
Дана последовательность слов, относящихся к определенной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.
Урок в современной школе по-прежнему остается важнейшим компонентом образовательного процесса. Все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. Как сделать, чтобы каждый новый урок для ученика стал ступенькой нового знания и развития?
Включаю в свои уроки элементы проблемного и развивающего обучения, тестовые технологии, индивидуальную, дифференцированную работу, работу в группах.
Из технологии проблемного обучения использую разъясняющую беседу. Провожу ее тогда, когда тема плохо усваивается учащимися.
Например, дети получили задание найти стебель у подорожника и одуванчика. Дети не справляются с задачей и им предлагается следующий ход рассуждений:
- Посмотрите на фуксию. Где у нее расположены листья?
- На стебле.
- Так какой же главный признак стебля?
- На стебле растут листья.
- Теперь найдите стебель у одуванчика и подорожника, используя известный вам признак.
Дети находят укороченный стебель растений. Эта беседа носит репродуктивный характер, так как направлена на усвоение знаний по показанному образцу. Однако в приведенном примере есть над чем подумать.
В старших классах на отдельных уроках использую метод проблемного изложения материала. Строя проблемное изложение, я отбираю выразительный познавательный материал, способный пробудить любопытство и заинтересованность у обучающихся. Проблемное изложение побуждает школьников внимательно слушать, следить за логикой развертывания мысли, искать и находить противоречия в логике самого изложения. Проблемное изложение создает почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, для возникновения разнообразных мнений в отношении изучаемого объекта, тем самым, активизируя и обостряя процесс мышления.
В качестве источника материалов для проблемного изложения использую гипотезы о возникновении жизни на Земле и попытки их доказательств. Не менее интересными сюжетами являются: открытие процесса фотосинтеза, гипотеза о способах репликации ДНК, вопросы, связанные с реальностью эволюционного процесса.
Используя различные методики и технологии в тесном взаимодействии, добиваюсь позитивных результатов.
Растет мотивация к изучению предмета:
- повышается интерес к изучению биологии;
- не допускаются детьми пропуски уроков без уважительной причины;
- дети выполняют домашние задания;
- усилилась активность детей на уроках;
- наблюдается повышение интереса к исследовательской деятельности;
- с интересом и желанием участвуют в конкурсном движении на разных уровнях;
- продолжают участвовать и побеждать в научных объединениях, конкурсах по предметам.
На протяжении всей своей профессиональной деятельности я являюсь заведующей кабинетом биологии. Учебный кабинет так же, как и слово учителя, призван учить и воспитывать ребенка. От того, насколько учащимся комфортно в нем, зависит многое.
В кабинете биологии школы:
- имеется большое видовое разнообразие комнатных растений, в выращивании которых участвуют и дети;
- создана и постоянно пополняет копилка творческих работ учащихся;
- весь дополнительный материал, подготовленный учащимися, систематизирован и используется на уроках и во внеклассной работе;
- имеется материально-техническая база для работы с учащимися и развития их творческих способностей (компьютер,);
- проводится исследовательская работа.
Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.
Этапы реализации программы.
Этапы
Формы деятельности
Сроки исполнения
Подготовительный
Анализ результатов мониторинга личностного развития учащихся 6-ых классов ( беседа с учителями- предметниками, классным руководителем, изучение личных дел, Портфолио достижений обучающихся)
Разработка рабочих программ по предмету, выбор тем для проектной деятельности, направлений ученических исследований.
Разработка диагностических материалов для определений метапредметных результатов ( стартовый контроль). Выбор пед- психологического диагностического инструментария для мониторинга.
Сентябрь- октябрь
Август
Август
Диагностический
Проведение диагностик учителем (стартовый контроль), пед.- психологическое наблюдение взаимодействий учащихся в группах. Выявление высоких стартовых возможностей. Индивидуальное взаимодействие учителя с обучающимися, имеющих высокий уровень творческого потенциала.
Октябрь- декабрь
Развивающий
Проектирование уроков с учетом возможности создания среды, способствующей вовлечению учащихся в творческую деятельность.
Организация коллективной проектной работы учащихся на уроке.
Своевременное информирование о творческих конкурсах различного уровня, создание условий для активного и результативного участия в них.
Организация и проведение коллективных творческих мероприятий (выставок, конкурсов, участие в предметных неделях, неделе открытых уроков) в соответствии с планом воспитательной работы школы и классного руководителя).
Оказание индивидуальных консультаций.
Стимулирование творческой деятельности через публичную презентацию достижений.
Организация и проведение профориентационных встреч с выпускниками.
В течение учебного года
Аналитический
Проведение диагностических мероприятий и анализ их результатов ( промежуточная аттестация по предмет, диагностика педагога - психолога).
Подведение итогов участия в конкурсах и анализ результативности, обсуждение в коллективе учителей – предметников, сравнение достижений.
Оценка достигнутых результатов.
Определение стратегии на следующий учебный год.
Апрель- май