Научная статья Из истории профессионального образования в Таврической губернии в XIX веке

Из истории профессионального образования в Таврической губернии в ХIХ веке
Селимова Е.В.,
магистр истории, учитель Евпаторийской
общеобразовательной школы № 13

Актуальность темы. Образование является составной и наиболее важной частью культуры любого народа. XIX век внес существенные изменения в культуру народов России. Несмотря на ряд трудностей социально-экономического и политического характера, развитие культуры продолжалось в тесной взаимосвязи с общественной жизнью страны.
Состояние образования в Таврической губернии в XIX веке оценивалось по-разному. В противовес распространенной версии о том, что народное образование не получило надлежащего развития, поскольку царское правительство не было в этом заинтересовано, выдвигается теория о высоком уровне развития народного образования в Крыму. Поэтому важно выявить, как же действительно происходил процесс профессионального образования в Таврической губернии в XIX веке, какое место оно занимало и какую роль играло в общественной жизни.
Анализ публикаций по теме исследования. Специализированных публикаций по данной теме в историографии нет. Основной массив сведений по истории профессионального образования содержат архивные документы фондов органов просвещения и учебных заведений Таврической губернии, которые характеризуют структуру системы образования, порядок работы, кадровую политику и т.д. [1-4]. Отдельные документы по данной теме, посвященные Ногайскому земскому ремесленному училищу, Старо-Крымской ремесленной школе, были опубликованы в начале ХХ в. [5]. На современном этапе данную тему, в частности роль земств в развитии образования в Таврической губернии во второй половине XIX века, рассматривала А.В. Кучерганская [6].
Целью статьи является исследование отдельных аспектов профессионального образования в Таврической губернии в XIX веке.
Изложение основного материала. Профессиональное (специальное) образование представляло собой важную ступень в структуре образования. Быстрое развитие профессионального образования приходится на вторую половину XIX века. В это время различными министерствами и ведомствами продолжают открываться профессиональные училища и школы. Большую роль в развитии образования сыграли земства. Исходя из положения о ведущей роли учителя, земства заботились о профессиональной подготовке учителей земских школ. Поэтому именно передовые земства стали инициаторами первых съездов народных учителей, которые совмещались с учительскими курсами. Работой многих учительских съездов и курсов руководили известные русские педагоги. Так, в работе съезда, проходившего в 1870 г. в Симферополе, принимал участие К.Д. Ушинский. Работой учительского съезда в Бердянске в 1883 г. руководил известный земский деятель Н.А. Корф. Позже, став председателем училищного совета Александровского уезда, Н.А. Корф фактически руководил народным образованием не только в своем, но и в соседних уездах, особенно в Бердянском.
Учителей для низшей и начальной школы готовили учительские семинарии, школы, институты (в Таврической губернии в 1874 г. в Феодосии был открыт учительский институт, а в 1875 г. в Бердянском уезде – учительская семинария), и 1/3 расхода из них шла из земских средств [6, с. 278].
Однако далеко не все желающие могли быть приняты в специальные учебные заведения. Например, в секретном предписании Министерства народного просвещения о лицах, которые не могут быть приняты в Феодосийский учительский институт, говорилось, что «возможно было бы допускать в число воспитанников учительских институтов лиц всех христианских исповеданий, за исключением римско-католического, польского происхождения. Лица нехристианских исповеданий, безусловно, не могли быть принимаемыми в число воспитанников учительских институтов» [4, л. 4].
О необходимости введения ручного труда, подготовлявшего учащихся к промышленному и ремесленному образованию, товарищ министра народного просвещения говорил следующее: «В течение последних лет, в некоторых учебных заведениях Министерства Народного Просвещения был введен в качестве необязательного предмета обучения ручной труд. Практика преподавания этого предмета там, где оно было поставлено более или менее правильно, дозволяет прийти к заключению о пользе ручного труда, как средства, способствующего общему развитию учащихся, и, вместе с тем, заставляет смотреть на него, как на подготовительную ступень к промышленному и ремесленному образованию, потому что ручной труд, приучая воспитанников к внимательности и аккуратности, в то же время дает им возможность последовательно и постепенно привыкать к физическому труду вообще и, развивая верность глаза и умение владеть руками для разнообразной работы, облегчает первоначальные занятия настоящим ремеслом, к которому ученики впоследствии могут обратиться, а также способствует более успешному исполнению домашней работы, что в будущем может оказать влияние на развитие местных кустарных и иных промыслов» [1, л. 193]. Ввиду изложенного, товарищ министра народного просвещения просил Попечителя Одесского учебного округа обратить внимание на то, чтобы они по возможности способствовали введению ручного труда в число предметов преподавания в тех училищах, где дети подготавливаются к трудовой деятельности. Наибольшего внимания в этом отношении заслуживают городские училища по Положению 31 мая 1872 г. и двухклассные сельские училища, так как возраст учащихся в старших классах этих учебных заведений позволял преподавать ручной труд на более высоком уровне, чем в низших училищах других типов. Среди учительского персонала было легче находить преподавателей ручного труда, для занятий им проще было подыскать соответствующее помещение, а местным обществам разрешалось заниматься их финансированием. Высочайше утвержденное 31 мая 1872 г. Положение о городских училищах и Инструкция для двухклассных и одноклассных (§5), предусматривали преподавание ремесел в этих учебных заведениях.
С учреждением в составе центрального управления Министерства народного просвещения особого управления техническими учебными заведениями, министерство возложило на отделение Ученого комитета по техническому и профессиональному образованию общее руководство в деле обучения ручному труду и ремеслам в общеобразовательных учебных заведениях. Вследствие этого при введении ручного труда необходимо было соблюдать следующие правила:
преподавание ручного труда следовало поручать учителям специально подготовленным для этого в учительских институтах, семинариях и школах, а также на временных курсах ручного труда, и при том имеющим особые удостоверения о прохождении курса ручного труда в названных учреждениях. Преподавание этого предмета ремесленниками-практиками, даже под непосредственным наблюдением кого-либо из лиц учебного ведомства, не допускалось;
занятия ручным трудом не являлись обязательными для всех учащихся даже в старших классах;
ежегодно, к 1 октября, Попечители учебных округов должны были представлять в Министерство народного просвещения отчеты за истекший учебный год по тем училищам, где уже было введено преподавание ручного труда;
Начальства учебных округов должны без замедления сообщать Министерству народного просвещения о каждом вновь открытом классе ручного труда;
предполагаемые программы курсов, сведения об их руководителях, а также отчеты об их деятельности должны были регулярно подаваться в Министерство народного просвещения [1, л. 193].
На каждую ремесленную школу и училище распространяли свое действие Особые правила для учеников, которые включали в себя четыре раздела. Первый содержал обязанности для учеников православного вероисповедания. Так, ученики обязаны были в воскресные и праздничные дни посещать училищную церковь, а где таковой не имелось – общественные богослужения. Кроме того, они должны были ежегодно в Страстную седмицу бывать у исповеди и Святого Причастия; те же, кому позволено было исполнять эти христианские обязанности вне надзора учебного начальства, обязаны были представить свидетельство от духовника в том, что они были у него на исповеди и приобщались Святых Таин. Ученики, участвовавшие в церковном хоре, обязаны были посещать репетиции.
Второй раздел Особых правил содержал обязанности относительно процесса учения. Согласно положениям этого раздела все ученики после вакаций или разрешенного кому-нибудь из них отпуска обязаны были явиться в училище в назначенный начальством срок, возвратив при этом отпускной билет. Тот, кто не явился и не предоставил свидетельство о законной причине неявки, считался выбывшим из училища, а принятие его вновь зависело от решения педагогического совета.
Большое внимание уделялось дисциплине во время учебных занятий. Так, ученики должны были приходить на занятия в указанное по расписанию время, не опаздывая на общую молитву перед началом учения. После молитвы проводилась проверка учеников. Учащиеся, отсутствовавшие на уроках по уважительной причине, обязаны были сами позаботиться о том, чтобы усвоить весь пройденный в их отсутствие материал. До окончания всех учебных занятий запрещалось самовольно отлучаться из училища. Выход ученика из класса во время урока или из мастерской во время работы разрешался лишь в случае крайней необходимости по разрешению преподавателя или руководителя работ.
Ряд пунктов второго раздела Особых правил детально описывают нормы поведения учащихся во время уроков. Так, например, во время классных занятий ученики обязаны были сразу же после звонка занять свои места, которые были назначены им заранее, и менять которые они не имели права без разрешения преподавателя. На практических занятиях места ученикам распределялись руководителем работ.
Во время занятий ученики не должны были ни разговаривать или шептаться между собою, ни заниматься чем-либо посторонним, ни производить какого-либо шума, ни подсказывать друг другу, ни отвечать самовольно, без спроса преподавателя, не перебивать его объяснений какими-либо замечаниями и вопросами, но обязаны были со всем возможным вниманием следить за его преподаванием и за ответами других учеников, а в случае, если что-либо из этих объяснений ими было не понято, они могли попросить разъяснения. Ответ преподавателю, даже и самый короткий, ученики должны были давать не иначе, как вставая и держась прямо. По окончании урока ученики могли встать со своих мест только с разрешения преподавателя, также как и опоздавший на урок ученик мог занять свое место в классе лишь с дозволения учителя.
В каждом классе по очереди назначался один или двое дежурных сроком на неделю, которые должны были наблюдать за внешним порядком в классе, как-то: за чистотою пола, стен, подоконников, за целостью и сохранностью классной мебели и всех классных принадлежностей (приборов, рисунков и т. д.), за чистотою классной доски и за тем, чтобы до прихода преподавателя все было заблаговременно заготовлено: мел, губка и то, что укажет преподаватель. Дежурный же сообщал преподавателю, кто отсутствует в классе.
По окончании всех занятий ученики мыли руки, приводя себя в порядок, и снова собирались для общей молитвы после учения.
Третий раздел Особых правил регулировал отношения учеников с начальниками и наставниками, считавшимися лицами, которым вверена ближайшая забота об образовании и воспитании учеников.
При входе начальника, наставника или постороннего лица в класс, а также при выходе их из класса, ученики обязаны были вставать со своих мест; а при встрече с ними на улице или в ином общественном месте, ученики обязаны были приветствовать их вежливым поклоном. Обращаясь лично к кому-либо из своих начальников и наставников, ученики обязаны называть их по имени и отчеству.
В четвертом разделе содержались обязанности учеников по отношению друг к другу. Согласно правилам, ученики должны были быть вежливы, доброжелательны и дружелюбны со своими товарищами. Ссоры, брань и драки между учениками строго воспрещались, а еще строже преследовалось злоупотребление силой против слабейших и в особенности против новичков. Немедленному исключению подлежали те, кто вел неблагопристойные разговоры, подстрекали товарищей к какому-либо дурному поступку, а тем более каким-либо беспорядкам сообща.
Лучшие и наиболее успевающие ученики, должны были, по возможности, помогать своим более слабым товарищам. Запрещалось приносить в училище посторонние учению книги или издания и все то, что не относилось к делу школьного обучения. Известно что, воспрещались всякого рода игры на деньги или в целом с корыстной целью, равно как и продажа и обмен вещей или книг друг другу или посторонним лицам. За порчу или утрату казенных вещей или вещей товарищей виновный обязан был возместить ущерб в размере, указанном училищным начальством; сверх того виновный мог быть подвергнут еще и взысканию по мере и роду вины» [2, л. 21-22].
В Таврической губернии ремесленные школы и отделения (классы) открывались повсеместно. Так, 6 ноября 1872 г. в городе Ногайск Таврической губернии были учреждены два ремесленных отделения. Первое – отделение практического обучения столярному, токарному и колесному мастерству, второе – отделение обучения кузнечному и слесарному мастерству. К 1 января 1873 г. число учащихся было равным 19. Все учащиеся были из городских сословий (мещане), приходящие. Каждый ученик знакомился с одним каким-нибудь отделом ремесла. Для занятий существовали собственные мастерские при училище. При ремесленном отделении было два практических преподавателя: один из них по одному отделу ремесла, т.е. по обработке дерева, другой – по другому отделению ремесла, т.е. по обработке металла; и один преподаватель по теории – старший учитель двухклассного училища, в занятия которого входили геометрическое черчение и элементарное знакомство с геометрией. Источниками доходов ремесленного отделения были: единовременное правительственное пособие для приобретения инструментов в размере 425 рублей; ежегодно назначавшиеся по смете училища 860 рублей для оплаты труда учителей-ремесленников, из ассигнованных городским обществом по особым обстоятельствам [3, л. 19].
Кроме этого, в 1893 г. в Ногайске было открыто земское ремесленное училище, которое находилось в ведении Бердянского уездного земства. В школу принимались ученики в возрасте 15-17 лет без всякой подготовки. Известно, что ежегодно в приеме отказывалось от 30 до 40 вновь поступающим за неимением мест. С каждым годом школа становилась все известнее в уезде, но из-за недостатка средств не все учащиеся имели возможность обучаться в ней. При приеме учащиеся распределялись по годам, по специальностям, по желанию или по распределению училища. В школе преподавались столярно-колесное, бочарное, слесарное, кузнечное ремесла [5, с. 500].
В школах преподавались как общеобразовательные предметы: Закон Божий, русский язык, краткая всеобщая география, отечественная история, арифметика и геометрия, так и специальные предметы: технология металлов, технология дерева, черчение, рисование, основы физики, основы механики.
В круг занятий учащихся входило изготовление инструментов. Ученики обучались сборке и уходу за сельскохозяйственными машинами. На выпускном экзамене ученики работ по специальностям не исполняли. В начале учебного года каждому выпускнику давалась самостоятельная крупная работа, например, сделать токарный станок, строгательный, косилку и т.п. Эти работы и представлялись на выпускном экзамене. Для оценки работ приглашались эксперты-специалисты. При школе не было интерната, библиотеки технического характера, научных пособий, коллекций образцов изделий, что неблагоприятно отражалось на интересах школы. За шесть лет, с 1893 по 1899  год, училище окончили 24 ученика. Из них: 16 человек – столярно-колесно-бочарное отделение, 4 – слесарное отделение, 4 – кузнечное [5, с. 504].
Заседаниями 25 октября 1892 г. и 22 сентября 1894 г. Феодосийским земским собранием была учреждена Старо-Крымская низшая ремесленная школа. Школа ставила своей целью практическое обучение тесно связанным ремеслам: кузнечно-слесарному и столярно-токарному для подготовки ремесленников-кустарей, которые могли бы по окончании курса самостоятельно вести занятия мастерством по изготовлению новых, починке и ремонту старых вещей хозяйственного и сельскохозяйственного обихода. Размещалась школа в здании, принадлежащем земству. Некоторые из выпускников Старо-Крымской ремесленной школы имели собственные мастерские [5, с. 507-508].
Вывод. Таким образом, ремесленные классы, отделения, школы и училища с каждым годом становились все популярнее и привлекали к себе все больше новых учащихся. В целом, профессиональное образование было достаточно распространено среди населения Таврической губернии и способствовало приобщению учащихся к ремесленному труду.

Литература
Государственный архив в Автономной Республике Крым (ГААРК). – Ф. 100. – Оп. 1. – Д. 2088. Материалы о работе и состоянии ремесленных школ и отделений. 1893-1894 гг.
ГААРК. – Ф. 100. – Оп. 1. – Д. 2181. Материалы о состоянии караимских училищ. 1897-99 гг.
ГААРК. – Ф. 101. – Оп. 1. – Д. 41. Об открытии училищ, медресе, ремесленных училищ и о пожертвовании денег на их открытии.
ГААРК. – Ф. 515. – Оп. 1. – Д. 1. Секретные предписания Министерства Просвещения о лицах, которые не могут быть приняты в Феодосийский учительский институт.
Журнал заседаний Таврического Губернского Земского Собрания чрезвычайной сессии 3 декабря 1913 года и 48-й очередной сессии с 24 января по 1 февраля 1914 г. – Симферополь: Типография Таврического Губернского Земства, 1914.
Кучерганская А.В. Роль земств в развитии начального образования в Таврической губернии во второй половине XIX века // Культура народов Причерноморья. – 1997. – №2.