Разработка урока литературы по теме Г.Остер Если друг на день рожденья…

Урок литературы в 4 классе по теме: «Г. Б. Остер «Если друг на день рожденья»
Цели урока:
знакомство с жизнью и творчеством Г. Б. Остера на примере стихотворения «Если друг на день рожденья»;
формирование умения самостоятельно анализировать стихотворение «Если друг на день рожденья».
Задачи урока:
продолжить формирование навыка беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения на примере стихотворения Г. Б. Остера «Если друг на день рожденья»; умения работать в группах;
развивать мышление, речь, внимание, память, стремление и умение преодолевать познавательные затруднения;
воспитывать умение выслушивать другое мнение, культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке, прививать интерес к предмету; стимулировать читательский интерес учащихся; создать установку на самостоятельное чтение произведений писателя.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Оборудование: электронное пособие, выполненное в среде PowerPoint, листы с заданиями для групп (по количеству групп), аудиозапись «Вредные советы» Г. Остера, интерактивная доска.
Методы: словесные, наглядные, репродуктивные, дедуктивные, индуктивные, эвристические, самостоятельной работы, работы под руководством учителя, работы в группах, рефлексивный.
1. Мотивационно-целевой этап:
1) настрой
Начнём урок шуточным стихотворением:

Если в школе дисциплину
Постоянно нарушать,
То она, снижаясь плавно,
Тихо на пол упадёт.
И тогда на перемене
Сможет каждый ученик
Из пушистой дисциплины
Налепить себе снежков.
2) выход на тему
а) объявление темы, постановка цели
- Вы уже догадались, кто автор этого стихотворения? (Григорий Остер) Тема сегодняшнего урока – стихотворение «Если друг на день рожденья» Григория Остера. Цели урока: больше узнать о жизни и творчестве писателя, анализ одного из его произведений.
2. Операционно-познавательный этап:
1) погружение в тему
а) знакомство с биографией и творчеством писателя
Чтобы узнать некоторые факты из жизни и творчества Остера, послушаем (имя заранее подготовленного учащегося/.
Детский писатель Григорий Бенционович Остер родился 27 ноября 1947 года в Одессе в семье моряка. Как утверждает он сам, «была страшная буря; как только я родился, всё утихло». Окончив [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и отслужив в армии, Григорий приехал в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и поступил в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] институт на отделение драматургии. Окончив институт, он стал писать пьесы для кукольных театров: "Человек с хвостом", "Все волки боятся» и др. В 1975 году (36 лет назад) вышла его первая детская книжка «Легенды и мифы Лаврового переулка». На сегодняшний день он автор более тридцати книг. Вот некоторые из них: «Тридцать восемь попугаев», «Котёнок по имени Гав», «Привет мартышке», «Петька-микроб», «Осторожно, обезьянки».
- Г. Остер – замечательный детский писатель; он стремится сделать весёлой и школьную жизнь детей. Например, чтобы ребятам было интересно учиться на уроках математики, он создал весёлый задачник по математике, который популярен как среди учителей, так и среди учеников. Хотите решить несколько задач?
На верёвке висели и спокойно сохли 8 выстиранных наволочек. 6 наволочек стащила с верёвки и сжевала коза Люська. Сколько наволочек спокойно высохло на верёвке? (2)
Печальный дядя Боря предложил задумчивой тёте Оле выйти за него замуж. Тётя Оля обещала подумать, думала 15 лет и отказалась. Печальный дядя Боря предложил ей ещё подумать. Задумчивая тётя Оля думала на 6 лет дольше, чем в первый раз, и согласилась. Сколько лет печальный дядя Боря не терял надежды, что задумчивая тётя Оля выйдет за него замуж? (15+(15+6)=36)
Из двух зоопарков, находящихся друг от друга на расстоянии 240 км, сбежали мама-слониха и её сын-слонёнок. Слониха бежит со скоростью 20 км/ч, а слонёнок - вдвое медленнее. Через сколько часов они обнимутся, если побегут навстречу друг другу? (240:(20+(20:2))=8 часов)
- Также есть задачник по физике. Вы сможете решить эти задачи, когда начнёте изучать физику.
- А вы знаете, что у Г. Остера 5 детей? Он не просто любит детей, он понимает их проблемы. Это очень чувствуется в книгах «Вредные советы».
- Как вы думаете, кому адресованы эти книжки? Почему? Послушаем, что сказал об этом сам писатель. /аудиозапись/ /Недавно учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые всё делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам», - они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом», - они тут же начинают не здороваться. Учёные придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, и получится как раз правильно. Эта книжка для непослушных детей./
- Мы же бываем иногда непослушными, значит, надо делать то, что говорится во «Вредных советах»? (Нет, иначе будут неприятности)
- А как же быть послушным детям? Им что, нельзя читать книгу?
- Прочитаем мнение Г. Остера. «Недавно учёные догадались, что послушным детям вредные советы тоже нужны. Оказывается, на послушного ребёнка вредный совет действует как прививка от глупости, чтобы не заболеть непослушанием. Теперь учёные разрешают читать вредные советы всем детям - и послушным, и непослушным».
2) изучение темы:
а) установка на первичное чтение:
- Я думаю, что прослушав «Вредный совет», вы сделаете правильный выбор.
б) первичное чтение: /аудиозапись/
в) проверка установки:
- Итак, скажите: вы будете поступать так, как советует автор?
- Что рассмешило вас в этом совете?
г) творческое задание /работа в группах/
А сейчас мы поработаем в группах. Я разбила это стихотворение на части. Каждая группа получит свою часть и объяснит, как правильно надо воспринимать эти советы. Что хотел сказать писатель этим советом?
д) повторное чтение (про себя)
- Потренируйтесь читать это стихотворение так, чтобы было понятно, что это совет вредный, что так вести себя нельзя.
3) первичное применение знаний
а) тренировочное чтение (вслух всему классу)
Ф И З М И Н У Т К А
Игра «Наоборот»: всё делайте не так, как я скажу, а наоборот, например: «Закройте рот. Откройте рот». Опустите руки, выпрямитесь, наклонитесь, поднимите руки. /несколько раз/ Встаньте на пяточки, опуститесь на носочки. /несколько раз/ Руки вниз, выпрямились влево, выпрямились вправо. /несколько раз/ Вышли из-за парты. Встали. Игра закончена. Продолжаем урок.
б) проверка домашнего задания
- Что было задано на дом?
- Всем удалось найти и прочитать произведения Остера? /чтение учащимися понравившихся произведений Г. Остера/

3. Рефлексивно-оценочный этап:
Урок подошёл к концу. Посмотрим, достигли мы поставленных целей или нет?/ответы учащихся/
Что нового узнали о жизни и творчестве Г. Б. Остера? /ответы учащихся/
Анализ какого произведения мы сделали? /Если друг на день рожденья»/
Теперь мы смело можем разгадывать кроссворд.
Садись за столом там, где укажет он. Кто? /хозяин/
Не прячь в карман угощения, взятые с него? С чего? Именительный падеж. /стол/
За столом не набивай его полным. Что? /рот/
Какие советы писатель даёт непослушным детям? /вредные/
Если ты идёшь в гости, не забудь взять с собой его. Что? /подарок/
Фамилия писателя, с произведениями которого мы сегодня работали. /Остер/
1) х
6) о
з
я
и
н

2) с
т
о
л




3) р
о
т




4) в
р
е
д
н
ы
е

5) п
о
д
а
р
о
к



Оценивание работы учащихся.
4. Задание на дом: с. 186-193 (читать).


·15