Как учить с ребёнком стихотворения?

Как учить с ребенком стихотворения?
О том, что [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], мы уже говорили. Теперь уточним, как это лучше делать, чтобы заучивалось легко и надолго.
Сразу хочу отметить, что так заучивать стихи можно и с дошкольниками, и со школьниками. Разница лишь в том, кто читает стихи.  Если Ваш малыш еще дошкольник, то, конечно, читает взрослый. Если младший школьник, то читает и взрослый,  и ребенок по очереди.  Нельзя позволять ученикам 1 класса читать стихотворение и заучивать его самостоятельно. Почему? Вы можете сказать, что ваш первоклассник у же хорошо читает,  и Вы доверяете ему, развиваете самостоятельность.  Все это очень хорошо, когда не касается заучивания стихов. 
Когда ребенок учится читать, то он читает орфографически, т.е. так как написано.  А произносим мы многие слова орфоэпически, по законам русского языка. Мы же не говорим  «кОрОна», «скаЗка»,  «зуБ», хотя написано именно так. А вот дети, когда учатся читать, читают именно так.
И если Вы позволите выучить стихотворение ребенку самостоятельно, то и запомнит он его именно так, как читал. Вот и получается, что дошкольники часто рассказывают стихотворения лучше, чем ученики 1-2 классов. Потому что они запоминают правильное произношение с выражением на слух, а школьники запоминают так, как написано: орфографически и без выражения. А значит, теряется большая часть смысла стихотворения, его эмоциональная окраска.
 
Кстати, чем интереснее и веселее стихи,  тем легче они запоминаются. Поэтому для заучивания наизусть надо брать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 
Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком.
1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым. Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку  прочувствовать настроение и характер стихотворения.
Давайте, попробуем выучить маленькое стихотворение  В. Орлова  «Дятел» и правильно прочитаем его ребенку.
Дятел,
Даже молодой, -
Вежливая птица:
Он всегда
Перед едой
К червячку
Стучится!
 2 этап.  Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения. Спросить, о чем говорится в стихотворении?
Какой  дятел? (Молодой, вежливый)
Почему дятел вежливый?  (потому, что стучится)
Зачем он стучится к червячку? (чтобы добраться до червячка, найти его)
 
 3 этап.  Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно. Прочитать с читающим ребенком трудные слова из текста.
 
 4 этап.  Прочитать еще раз вместе, если ребенок читает. Или пусть ребенок читает сам 2 раза (вслух и шепотом)
 
 5 этап.  Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук.  Здесь можно  сделать так:
на первой строчке показать длинный нос – дятел,
На слово «вежливая» птица – небольшой поклон,
На слова «перед едой» - показать как движется ложка ко рту,
«К червячку стучится» - постучать по столу.
 
Так можно придумать любые движения, чтобы сработала  двигательная  память и  ребенку легче будет запомнить порядок строк.  Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый или при  заучивании.  Если читает ребенок, то никакие движения не выполняются.
 
 6 этап.  Нарисовать это стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к  тексту. Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Это стихотворение можно изобразить в виде 3 картинок-символов: дятел (птичка, длинный клюв), тарелка, червячок.  Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память.
 
 7 этап.  Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам.  Если фраза длинная, то можно разбить ее на части.  Заучивание совмещать с  показами  картинок и движениями.
 
Читаем первую фразу « Дятел, даже молодой, - вежливая птица» и ребенок повторяет ее 2-3 раза ( вслух, шепотом, с закрытыми глазами). Затем к первой фразе приклеиваем следующую «он всегда перед едой»  и ребенок повторяет сразу 2 фразы 2-3 раза. Затем приклеиваем следующую фразу и повторяем 2 уже заученные и 1 новую « к червячку стучится».  Затем повторить все стихотворение вместе 1-2 раза и отложить на время.
 
Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объединить.
 
 8 этап.  Повторить стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день.  Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка,  расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь. Если Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили.
 
Можно попросить малыша, чтобы он  выучил это стихотворение с котенком, с игрушечным мишкой или какой-нибудь игрушкой. Можно рассказать стихотворение на ночь подушке, луне, и т.д.  Нам это может быть смешно, а дети все воспринимают за чистую монету,  и с удовольствием будут рассказывать и  вымышленному домовенку, и луне за окном и дождику.
 
 9 этап.  Повторите стихотворение через день,  через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет.
 
Вот и все. Если вы пройдете эти  8-9 этапов, то Ваш малыш прекрасно выучит стихотворение без напряжения. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека ( слуховую,  зрительную,  образную память включаем,  кинестетическую – движения)  и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи.
Если Вы будете  учить стихотворения таким образом и со школьниками, они смогут даже трудные стихи запомнить быстро и хорошо.

Заголовок 1 Заголовок 215