Разработка занятия кружка Юный эколог по теме Почва


08.02.2016г. Тема занятия кружка «Юный эколог»:


Почва и ее воздействие на организмы. Структура почвы и ее состав. Типы почв. Почвы России
(Занятие изучения и первичного закрепления знаний)
Цель: познакомить учащихся с различными видами почв, в процессе опытов установить состав почвы, узнать о преобладающих почвах родного края. Охарактеризовать почву как среду обитания живых организмов и их приспособленность к жизни в почве.Задачи: Образовательные
выявить значение почвы для природы и человека;
Углублять знания о состоянии почв планеты в целом.
Способствовать популяризации экологических идей.
Развивающие
Развивать навыки аргументации в ходе научной дискуссии.
Развивать навыки работы с учебной литературой.
Развивать монологическую речь.
Развивать познавательную активность.
развивать исследовательские навыки, наблюдательность, мышление.
Воспитательные
Воспитание умения слушать и уважительного отношения к мнению других людей.
воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к почве, любовь к родному краю.
Оборудование: ноутбук, телевизор,презентация, дидактические материалы,справочники, комочки почвы, стакан с водой, стекляная палочка, лист фильтрованной бумаги, стекла для опытов, микроскоп, спиртовая горелка, спички.
Ход занятия.
Создание эмоционального настроя. Введение в работу.
Звуки природы. 2. Постановка проблемы (разгадывание загадки) актуализация личностного смысла школьников к изучению темы занятия.Бьют меня ногами,Режут грудь ногами,Каждый хочет растоптать,а я с подарками опять.(Земля)
Эпиграф
3.   Поиск решения проблемной ситуации по исследованию проблемной ситуации.Что Вы знаете о почве?Давайте сформулируем определение слова почва (отвечают  на вопросы, дают определению понятию почва).
Мозговой штурм
Почва-это верхний плодородный слой земли. - - Рассмотрите образцы почвы.- Какого она цвета? ( темная)- Что вы в ней видите? ( остатки сухих листьев, палочки, траву)- Давайте выясним, что еще входит в состав почвы.
Рассказ учителя ( лекция с элементами беседы)
Сообщения учащихся. Презентации
Исследовательская работа. Инструктаж.
Выполнение опытов
Опыт 1.Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? ( из почвы идут пузырьки). Какой вывод можно сделать? Правильно , в почве есть воздух . Он помогает корням растений дышать. Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.Опыт 2.- Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы и сильно сожмем.Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? ( влажное пятно). Откуда взялась вода? Какой вывод можно сделать? Правильно, в почве есть вода.Вода – вещество, необходимое для жизни растений.Опыт 3.- А сейчас давайте посмотрим , что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? ( мутная). На поверхности- мусор. Останки листьев, насекомых. Что вы видите на дне стакана? ( на самом дне видны песчинки. А сверху глина) . Какой вывод можно сделать? ( в состав почвы входит песок и глина).Песок- хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням. Глина хорошо удерживает воду.Опыт 4.- Следующий опыт вам продемонстрирую я.Нагреем немного почвы над огнем. Что вы видите и чувствуете? ( над почвой дым и чувствуется неприятный запах).Это сгорает перегной- органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодородней почва.- Итак, что еще содержится в почве ( перегной).Опыт 5.- Возьмем несколько капель воды из стакана, в котором находилась почва и поместим эту воду на стекло. Подержим над огнем стекло. Вода испарилась. Что вы видите на стекле? ( белый налет).- Кто догадался, что это? Правильно, это соли- питательные вещества, необходимые растениям.Итак, в почве содержатся соли. Соли образуются благодаря перегною под действием микробов. Вот проделав опыты, мы узнали много нового о почве своего родного края.
4. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний. Работа с терминами1) Одна из составных частей почвы. (Песок)2) Верхний пласт земли, на котором растут растения. (Почва)3) Почва медленно пропускает воду, если в ней есть…(глина).4) Что вы выявите в почве, когда бросите ее комочек в стакан с водой? (Воздух)5) растительные и животные останки, которые перегнили. (Перегной)6) жидкость, которая входит в состав почвы (Вода)7)Главный признак почвы (Плодородие)
5. Рефлексия  деятельности. Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебнойдеятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:1. сегодня я узнал…2. было интересно…3. было трудно…4. я выполнял задания…5. я понял, что…6. теперь я могу…7. я почувствовал, что…8. я приобрел…9. я научился…10. у меня получилось …11. я смог…12. я попробую…13. меня удивило…14. мне захотелось…
Вы ребята молодцы, все хорошо потрудились, мы сегодня были с вами настоящими исследователями мира.
Дополнительные задания:
1.Загадка: Он носит поясок,
Хотя без рук, без ног.
В земле живет
Когда ползет
Рыхлит ее и удобряет,
Так плодородье повышает.
(дождевой червяк).
Красивый темный жук -
Помощник он и друг.
(жужелица).
Ответь на вопрос… Что делают?
Дождевые червяки они рыхлят и обогащают почву кислородом.
Жужелица — рыхлит почву.
Бактерии — это маленькие организмы, которых можно рассмотреть под микроскопом, они делают почву плодородной. Как передвигаются — показать.
А теперь снова становимся большими и возвращаемся в нашу лабораторию.
Все растения приспосабливаются к разным почвам. Например: Сосна, ель — растут в песочной почве, потому что у них длинный корень, уходящий глубоко в землю, что бы добывать влагу и минеральные вещества и что бы удерживаться в этой песочной почве.
На огороде сажаем овощи в черноземную почву — так как у этих растений корни небольшие и все питание находится рядом.
В глинистой почве растут растения, но очень плохо, они чахлые, долго прорастают и такого урожая, как на черноземе не дают.
Черноземная почва — самая плодородная, но она истощается. А что нужно для того, чтобы она была плодородной? Удобрять. Чем удобряют почву? (навозом)
Нужно беречь и ценить чистоту земли — матушки, которая без всяких химических добавок веками отзывалась на труд крестьянина и кормила людей.
4.Вспомним народные изречения. Закончи фразу…
Земля — заботу любит.
Без хозяина земля — сирота.
Возвращая земле долг — будет толк.
Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.
Накорми землю — она покормит тебя.
В поле свез навоз — с поля хлеба воз.
Кроссворд (работа в группах)
Сенкан
Учитель: В процессе хозяйственного использования почв происходит изменение их свойств. Поэтому за плодородием почвы необходимо вести строгий  контроль и охранять ее.
Я зачитываю высказывания. Девочки выбирают мероприятия проводимые человеком, которые плохо влияют на почву (нерационального природопользования) и делают шаг вперед. Мальчики выбирают мероприятия, которые способствуют сохранению плодородия почвы (рационального природопользования) и защищают ее от разрушения и тоже делают шаг вперед.
Внесение в почву органических удобрений.
Уничтожение естественной растительности при распашке и неумеренном выпасе скота.
Внесение в почву минеральных удобрений.
Дождевые и талые воды стекают по поверхности вспаханного поля.
Создание полезащитных  лесных полос.
Распашка больших площадей в степных районах Южного Урала, Поволжья.
Орошение почв.
В районах неустойчивого увлажнения проводят снегозадержание.
Выращивание много лет подряд одних и тех же  культур.
Восстановление земель нарушенных хозяйственной деятельностью человека.
Интерактивное упражнение. Практическое освоение материала – проектирование (формирование умений планирования деятельности; развитие умений воспринимать и  использовать информацию; закрепление пройденного материала).
Учитель: Почти 500 лет назад в императорском саду в центре Пекина был воздвигнут замечательный памятник. Он представлял собой приподнятую площадку, состоящую из насыпных почв различного цвета и происхождения HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/583845/" \l "_ftn1" \o "" [1].
– Что должен был означать этот памятник (ученики отвечают на вопрос с помощью учителя)?
Величие императорской власти.
Этот древний памятник представляет нам почву как символ плодородия.
Показывает почву как объект с весьма разнообразными свойствами.
Вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья, наши питомцы в уголке природы будут хорошо себя чувствовать, если мы будем о них заботиться и проявлять доброту.