Экологическое ассорти (6-8 класс)


МБОУ СОШ №1 им. Н.К.Крупской,
учитель химии и биологии
Топычканова Л.А.
«Экологическое ассорти»
(экологическая игра для учащихся 6-8 классов)
Цель: формирование экологических знаний подростков, воспитание чуткого и бережного отношения к природе, самому себе, развитие наблюдательности и внимания
Домашнее задание: командам предлагаются вопросы (количество вопросов определятся числом команд), на которые они должны найти ответы. Можно найти свои вопросы, соответствующие данной теме.
Перед началом мероприятия демонстрируется видеосюжет о природе.
Планета наша огромна. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. И я не сомневаюсь, что ребята, которые будут сегодня участниками нашего праздника, знают и любят родную природу. Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Экологическое ассорти». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в нашей защите, заботе, любви. В нашей игре победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готовы её оберегать.Наша игра будет проходить в шесть этапов (геймов)
1 гейм «Дальше, дальше….» (за 1 минуту правильно ответить на максимальное количество вопросов, каждый правильный ответ – 1 балл)
Вопросы для 1-й команды
ТРАВА, КОТОРУЮ И СЛЕПЫЕ ЗНАЮТ? (Крапива)
ПИНГВИН - ПТИЦА ИЛИ ЖИВОТНОЕ? (Птица)
САМОЕ СЛАДКОЕ ДЕРЕВО? (Липа)
САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ ПТИЦА? (Страус)
ДЕРЕВО – СИМВОЛ России? (Берёза)
ПЕРЕД КАКОЙ ПОГОДОЙ ПТИЦЫ ПЕРЕСТАЮТ ПЕТЬ? (Перед дождливой)
КАКАЯ ЯГОДА БЫВАЕТ КРАСНОЙ, ЧЕРНОЙ, БЕЛОЙ? (Смородина)
КАКАЯ ПТИЦА МОЖЕТ ЛЕТАТЬ ХВОСТОМ ВПЕРЕД? (Колибри)
КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ ОСТАЮТСЯ ЗЕЛЁНЫМИ? (Ель, сосна, туя)
ЧТО ТЕРЯЕТ ЛОСЬ КАЖДУЮ ЗИМУ? (Рога)
КАКОЕ ЖИВОТНОЕ ОБЛАДАЕТ САМЫМ ГРОМКИМ ГОЛОСОМ? (Крокодил)
КТО ОХРАНЯЕТ ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ ОТ ВРЕДНЫХ МУХ? (Стрекозы)
У КОГО УШИ НА НОГАХ? (Кузнечика)
КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ СПЯТ ЗИМОЙ? (Медведь, ёж)
ВЗАИМОВЫГОДНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗМОВ (Симбиоз)
Вопросы для 2-й команды
САМЫЙ БЫСТРЫЙ ЗВЕРЬ НА ЗЕМЛЕ? (Гепард)
ЧТО СЛУЧАЕТСЯ С ПЧЕЛОЙ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОНА УЖАЛИТ? (Умирает)
КАКОЙ ХИЩНЫЙ ЗВЕРЬ ПАДОК ДО МАЛИНЫ? (Медведь)
КАКОЕ ДЕРЕВО ВЕСНОЙ ДЯТЛА ПОИТ? (Берёза)
ЧЕМ СТРЕКОЧЕТ КУЗНЕЧИК? (Ногой о крыло)
С ПРИЛЕТОМ КАКИХ ПТИЦ СЧИТАЕМ МЫ НАЧАЛО ВЕСНЫ (Грачи)
САМЫЙ ЧИСТОПЛОТНЫЙ ЗВЕРЁК? (Барсук)
КТО МЕНЯЕТ ШУБУ ДВА РАЗА В ГОД? (Лиса, белка, заяц)
КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСЯТ дождевые ЧЕРВИ? (Рыхлят землю)
ТРАВА ОТ 99 БОЛЕЗНЕЙ? (Зверобой)
КАКИЕ ПТИЦЫ ВЫВОДЯТ ПТЕНЦОВ ТРИ РАЗА ЗА ЛЕТО? (Воробьи, овсянки)
РАЗНОЦВЕТНЫЕ ГРИБЫ? (Сыроежки)
КАКАЯ ПТИЦА ВЫВОДИТ ПТЕНЦОВ ЗИМОЙ? (Клест)
КАКОЙ ЦВЕТОК ЛЕТО НАЧИНАЕТ? (Колокольчик)
ОРГАНИЗМЫ, ПИТАЮЩИЕСЯ ГОТОВЫМИ ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (Паразиты)
2 гейм «Эрудиты» (каждая команда достает билет с вопросом из домашнего задания, за правильный ответ – 2 балла)
1вопрос. Какие живые существа имеют три сердца, и чем это существо опасно? (У осьминогов, кальмаров, каракатиц - три сердца. Одно гонит кровь по телу, а два других проталкивают ее через жабры. Цвет крови у моллюсков - голубой. Темно-голубой. Когда кровь насыщена кислородом, бледно-голубой в венах. Осьминоги, даже мелкие, опасны своим ядом.)2 вопрос. Почему у полярной совы все птенцы разного возраста? (У полярной совы старшие птенцы появляются в июне, а младшие в июле. Родителям трудно прокормить одновременно своих птенцов. Самка высиживает только первых, а затем улетает за едой и остальныхптенцов высиживает урывками, а старшие птенцы согревают другие яйца. Старшие защищают младших)3 вопрос. Чем опасна китовая акула? (Ничем, она питается планктоном)
4 вопрос. Лишайники не высасывают соков из деревьев, но. Поселившись на коре, причиняют им вред. Почему? (Лишайники выделяют особые кислоты, которые разрушают кору. Эти кислоты могут разрушать даже горные породы) 3 гейм «Аналитики» Каждой команде дается карточка с экологической задачей.
( максимальный балл - 5)
Задание для 1-й команды.
В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?
Задание для 2-й команды.
Лишайники хорошо распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему?
4 гейм «Устами младенца». Нужно как можно быстрее узнать о каком человеческом изобретении, которое порой становится бытовым мусором, пойдет речь. (Максимальный балл – 4)
1-й вопрос
У меня много игрушек сделано из неё; она бывает разноцветной, её очень трудно сломать; предметы, сделанные из неё мало весят; если её поджечь, то становится чёрный едкий дым; её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. /Пластмасса. 2-й вопрос.
Его делают из песка; чаще всего оно прозрачное; когда падает, оно разбивается; если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто; брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. /Стекло
3-й вопрос
Это получается, когда становится старым или ломается; это можно увидеть везде: в городе, деревне, вдоль дорог; это можно сдать и получить деньги; это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое; это бывает цветным, и его можно сдать на переплавку и получить деньги. /Металлолом./
4-й вопрос.
Его изобрели китайцы; у нас её получают из древесины; она легко горит; из неё получается много мусора; на ней обычно рисуют или пишут. /Бумага./
5 гейм. Нарисовать плакат экологического содержания. Время - 5 минут. (Максимальное количество баллов -3)
6 гейм. «Гонка за лидером». Команда, которая первая поднимает руку, получает право ответа на него. (Каждый правильный ответ – 1 балл)
По нему стучат, плюнув через левое плечо (дерево).
С каким “божьим” цветком часто сравнивают стариков? (одуванчик).
Сушеный виноград...(изюм, киш-миш).
Земляной орех....(Арахис).
Чертово яблоко....(картофель).
Самые мелкие цветы у (ряски)
Самые крупные цветы у (раффлезии Арнольди)
Самое высокое дерево...(эвкалипт).
Банан - это?(трава).
Что такое ягель? (лишайник, который называют еще «олений мох»)
Какие грибы живут под землей (трюфели)
Медовое дерево (липа).
Самый быстрорастущий злак? (бамбук).
Плод огурца... (тыквина).
Деревенский будильник...(петух).
Какое животное, обитающее в морях, называют “морской осой”? (медуза).
Какая рыба вьёт гнездо? (колюшка).
Как узнать возраст рыбы?... (по чешуе).
Какая самая крупная рыба?.... (китовая акула).
У кого глаза на одном боку?... (камбала).
В перерывах между заданиями проводится конкурс для болельщиков.
“Конкурсы для болельщиков”
От каждой команды выходит по одному болельщику.
Один называет название цветов, растений, а второй животных. Без остановки, проигрывает тот, кто остановится. Например: ландыш — пчела.
Победивший болельщик приносит своей команде 5 баллов.
2. Литературный конкурс. Необходимо закончить фразу.
Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно… (использовать много раз, сдать в магазин).
Одежду, которую ты уже не носишь, можно…(отдать нуждающимся).
Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут … (кому-то понадобиться).
Узнай, где поблизости есть пункт приёма макулатуры, и … (сдай туда ненужную бумагу).
Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически… (не разлагается).
3. Практическое задание. Из пустых пластмассовых бутылок сделать полезные вещи.
Подведение итогов.
Заключение. Земля с её природой – величайшее чудо, у нас она одна. Другой планеты у нас не будет! Будем же беречь нашу Землю!
Завтрашний день Земли будет таким, как мы создадим его сегодня.
Список использованной литературы: 1.Бакулина Г.В. Это земля – твоя и моя. Экологическая игра. Читаем, учимся, играем.2003.№ 11. 2.Буканова М.С. Живая планета: Сценарий мероприятия, посвященного проблемам охраны окружающей среды. – 2004. - № 8. 3.Гудимов В. Школьный праздник, посвященный Дню Земли. Воспитание школьников. 2001. № 1. 4.Данилова М.З. Занимательная экология. Воспитание школьника. 2005. № 5 5.Желтова Е.Е., Моисеева С.В.«Земля – планета будущего» Школьный праздник. Биология в школе. 2003. № 5