Урок Земля просит защиты!
Урок по географии в 6 классе «Природа просит защиты»
Цель урока: Способствовать воспитанию милосердия и гуманного отношения к родной природе; формировать нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Оборудование: проектор, презентация
Вступление: (слайд 1,2, 3)
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Человек- часть природы и как живое существо оказывает ощутимое влияние на природную среду. Однако это влияние несравнимо с тем воздействием, которое человек оказывает на природу благодаря своему труду.
Загрязнение окружающей среды становиться угрожающим для жизни самого человека. Уже ощущается недостаток чистой воды, воздух городов и поселков отравлен ядами, многие реки и озера полумертвы, города завалены мусором, хламом, от которого невозможно избавиться.
Очень нерадостная картина и будущее ожидает все человечество!
Как яблоко на блюде,
Земля у нас одна.
Не торопитесь люди, все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников
Разграбить все богатства у будущих веков!
Проблемы чистоты воздуха: (слайд 4,5)
Приснилось как –то ночью мне-
Что я от дыма задохнулся….
Но, к счастью, было то во сне,
И я, конечно же проснулся!...
С тех пор я очень чутко сплю,
И часто Господу молюсь,
Чтоб этот страшный сон не сбылся.
Чем мы дышим? Кислородом, это знает даже маленький ребенок. А его становиться мало, потому что его потребление растет. Вот несколько примеров:
- за один рейс трансатлантический лайнер сжигает 50 тонн кислорода.
- легковой автомобиль за 1-1,5 тысяч километров пробега потребляет годовую норму одного человека.
- промышленность и транспорт не только сжигают кислород, но и выбрасывают ежегодно миллиарды тонн углекислого газа. Над Землей образуется подобно стеклу или пленке « парниковый эффект»- душно, влажно и жарко.
- тяжелейшие последствия вызывает смог- ядовитый туман. В Лондоне с 5 по 9 декабря 1952 года такой смог унес 4 тысячи жизней.
Проблема чистоты воды: (слайд 6,7)
Без воды Земля предстала перед нами голым каменным шаром, лишенная всего живого. Живые организмы не могут обходиться без воды. Вода- это сама жизнь. Потеря 10-20% воды животным организмом приводит к гибели. Уже 1/3 населения нашей планеты испытывает ее недостаток. А человечество тратит ее все больше и больше:
- чтобы вырастить 1 кг зеленой массы требуется 200-1000 м. куб. воды
- для выплавки 1 т чугуна – 300 м.куб.воды
- на производство 1 кг резины – 3500 м.куб. воды
- 1 литр разлитой нефти делает непригодной 1000 л.воды
Используя чистую воду, человек возвращает в природу настолько загрязненную, что она больше не пригодна. Так озеро Эри - одно из Великих американских озер умерло. Водолазы, исследовавшие его дно, сообщили, что озеро похоже на ведро с отбросами. 500 миллионов людей ежегодно страдают от болезней, возникающих вследствие загрязнения воды. Страдает не только сам человек, но и животные- обитатели водоемов.
Я не хочу, чтоб речка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где плещет резво лодка у причала,
Где так порою ветер тих!
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них на веке
Студеная и вкусная вода!
Охрана лесов: (8,9)
Все так изранено в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
Ни ели, ни сосны.
Ушли, обидев красоту,
Смутив лесной уют,
Не услыхав, что за спиной
Все листья слезы льют.
Лес называют зеленым золотом, за его особую ценность. Если 20 лет назад из него производилось 4-5 тысяч наименований различных изделий, то теперь их число возрасло до 15-20 тысяч. А ведь лес – это легкие планеты. Лес сохранят влагу, так на международном конгрессе лесоводов девизом были следующие слова: « Лес- это вода, вода- это урожай, урожай- это жизнь!». Отдых в лесу укрепляет здоровье, а его красота служит источником вдохновения для художников и поэтов.
Берегем ли мы его?
- за последние годы 2/3 лесов уничтожено, а вместо них образовались 500 га пустынь.
- по данным мировой статистики 97% всех пожаров возникает по вине человека.
- леса, посещаемые туристами, захламляются консервными банками, бутылками, тряпками, полиэтиленовыми пакетами.
Страдают все: человек, животные, растения. К настоящему времени под прямым или косвенным воздействием человека многие растения и животные стали редкими или исчезающими. Потеря любого вида- это большая утрата.
Проблемы охраны животных: (слайд 10, 11,12,13, 14,15)
Хозяйственная деятельность человека особенно сильно сказывается на животных, вызывая увеличение численности одних, сокращение – других, вымирание – третьих.
- считается, что с 1600 года исчезло 160 видов птиц и 100 видов млекопитающих.
- так в Австралии исчезло 7 видов кенгуру.
- в штате Алабама (США) исчезло 3 вида змей.
- в штате Луизиана 4 вида лягушек.
- в России 9 видов зверей, среди них лев, дикий бык- тур, гепард и другие.
- 600 видов животных находятся на грани исчезновения.
Вот только несколько примеров исчезнувших животных.
Тур - последний экземпляр исчез в 1627 году.
Морская или стеллерова корова была полностью истреблена в 1800 году.
Дронт исчез 1680 году.
Странствующий голубь в 90-х годах 19 века.
Зубр в 1927 году.
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!