Сценарий классного часа Экологическое ассорти.
Классный час «Мы и природа» (Экологическое ассорти)
Дети – будущее нашей планеты и от того, какими они вырастут, зависит выживание человечества.
ЦЕЛИ: формирование личностных компетенций учащихся происходит вместе с формированием представлений об окружающем их мире, о связях между предметами и явлениями природы. Чувство прекрасного, чувство гармонии человека и природы, сопричастности его к окружающему миру позволяет воспитать человека, воспринимающего экологические проблемы как личностно значимые, ставшие ныне глобальными они затрагивают интересы каждого человека, каждой социальной группы, человечества в целом.
Разрешение экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но в первую очередь от уровня ответственности человека за состояние окружающей среды.
Формирование личностных компетенций в области экологических знаний базируется на сложных взаимоотношениях человека как общественного существа и природы
Экологическое образование и воспитание нацелено на формирование высокой культуры поведения человека в окружающей среде, привитие любви и ответственного отношения к природе как к общественному достоянию в соответствии с моральными и правовыми нормами.
В процессе экологического образования и воспитания происходит приобщение детей к прекрасному, формирование нравственных принципов, активной жизненной позиции в области природопользования и охраны окружающей среды, воспитывается бережное отношение к природе, развивается экологическое мышление.
Классный час «экологическое ассорти» с использованием ИКТ в доступной и увлекательной форме позволяет реализовать творческий потенциал детей, воспитывает чувство единства с природой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств.
Ход классного часа
Эпиграф:
Жить в зеленом мире этом
хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
пестрым бегает зверьком
В облаках кружиться птицей,
шустрой бегает куницей.
Жизнь повсюду, жизнь вокруг.
Человек природе – друг!
В мире много разноо6разных праздников, но есть среди них особые, которые включены в ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.
16 сентябряМеждународный день охраны озонового слоя Земли.
20 сентябряДень леса.
27 сентябряДень моря.
4 октябряДень защиты животных.
29 декабряДень 6иологического разноо6разия.
22 мартаВсемирный день воды.
1 апреляДень птиц.
18-22 апреляДни заповедников и национальных парков.
22 апреляДень Земли.
5 июня День охраны окружающей среды.
17 июняДень борьбы с опустыниванием и засухой.
Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву.
И сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы.
Но к сожалению экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года.
По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:
70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.
Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.
ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ!
А ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.
Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.
Ведь:
Природа нас окружила дивной своей красотой.
Природа нам подарила воздух лесной и степной.
Берег крутой с быстрой рекой, синее небо над головой.
На наш классный час сегодня прибыли ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ и ПРИНЦЕССА ПОВЕТРУЛЯ. Поприветствуем их.
Берендей: Здравствуйте дети, к вам на праздник я спешил, с собою внучку захватил. Да и свита моя со мною, лучшая в мире, не скрою!
Поветруля: По лесным тропинкам, по ягодным пригоркам, через реки да горные перевалы прибыли мы к вам за помощью. Сказывают есть у вас молодцы да девицы умные разумные, помогут они нам царство Берендеево уберечь от гостей незваных, от пожаров, от свалок мусорных, от шума, от браконьеров-грабителей.
Царь: Да только сначала нам удостовериться нужно – под силу ли вам дело такое.
А для того устроим мы вам испытание. Для начала хотим посмотреть мы на вас, узнать кто вы, каковы будете.
КОНКУРС ЭРУДИТОВ.
Что в переводе означает экология:
А) наука о доме;
B) наука о природе.
Какое растение называют сосной сибирской:
A) лиственницу;
B) кедр.
Где зимуют ласточки:
A) в Австралии;
B) в Африке.
Кит – это:
A) рыба;
B) млекопитающее.
Название «адмирал» носит:
A) жук;
B) бабочка
С какой стороны дерева растет мох:
A) с северной;
B) с южной
Хвоинки сосны:
A) двухгранные;
B) трехгранные
Сколько пар ног у паука:
A) три;
B) четыре
На стволе березы растет гриб:
A) чага;
B) подберезовик
Какой газ используют для дыхания все живые существа:
A) кислород;
B) углекислый газ
ОТВЕТЫ: 1 – А, 2 – В, 3 – В, 4 – В, 5 – В, 6 – А, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А.(за правильные ответы учащиеся получают жетоны и определяется лучший эрудит)
Поветруля: Ну что же, неплохо вы справились ре6ята с нашими каверзными вопросами. Да сможете ли в лесу сами се6е помощь оказать, если поранитесь невзначай или ногу с непривычки натрете? Вот это мы сейчас и проверим.
КОНКУРС «ЛЕСНАЯ АПТЕКА»
Задание 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? Листья какого растения помогут тебе в этом Свежие листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых. (подорожник)
Задание 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум (торфяной мох) он впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)
(по результатам определить лучшего лесного аптекаря)
Ведущая: молодцы, ре6ята! В следующем конкурсе мы узнаем, кто из вас лучше всех сможет предсказать с помощью животных и растений погоду.
КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ»
А : ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА
По поведению животных и растений предскажите погоду.
Рыба не клюет – она сыта;
пчелы сидят в улье и громко гудят;
ласточки и стрижи летают высоко;
птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;
благоухают цветы сирени, жасмина, акации;
Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;
раскрыты цветы кувшинки;
одуванчик складывает свой пушистый зонтик;
поздно вечером сильно трещат кузнечики;
крот нагребает высокие холмики;
паук усиленно плетет паутину;
голуби разворковались.
ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.
(по результатам конкурса, тот, кто набрал больше всех жетонов определенного цвета будет награжден званием лучший синоптик)
Ведущая: в лесу очень важно узнавать растения «в лицо», кто же у нас лучший травник?
КОНКУРС «ЦВЕТОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП».
Узнай растение (СЛАЙД-ШОУ)
(росянка )Она невзрачна и мала.
Но поймала комара.
(ландыш)
В рассветный час, сырой и сумрачный.
Когда роса во тьме блестит,
Горят фарфоровые люстрочки.
Да так, что глаз не отвести.
(пастушья сумка )Много беленьких цветочков по четыре лепестка.
Плод стручечек, как мешочек на спине у пастуха.
(тысячелистник)
Тысяча долек в зеленом листе.
Белых цветочков в корзинке не счесть.
(ромашка )Нарядные платьица. Желтые брошки.
Ни пятнышка нет на красивой одежке.
(шиповник )Цветок мой ярко-розовый, но осторожен будь.
Шипами огорожен я, об этом не забудь.
(дуб )Он раскидист и могуч.
Головой коснулся туч.
(черемуха )Не туманов дымных всполохи над рекою поднялись,
Над рекой кусты душистые белым цветом занялись.
(береза)
В белом сарафане
стояла на поляне.
Прилетели сестрицы
сели на косицы.
(ель )Ее всегда в лесу найдешь,
стоит колючая как еж.
(по результатам конкурса определяется лучший травник)
Царь: не зря мы к вам, ребята, пожаловали, оказывается. Есть кому честь и хвалу воздать, есть кому за природу матушку вступиться. С такими как вы, не страшны нам беды да печали. Славные защитнички. Пожалуй. Возьмем их в свое царство.
Принцесса ПОВЕТРУЛЯ: позволь, батюшка царский указ зачитать?
Царь: дозволяю.
Поветруля: на должность главного эрудита царства берендеева назначается
(вручает медаль и верительную грамоту)
главного синоптика
лесного аптекаря
царского травника
Берендей: А вас. Дорогие ребята. Мы всегда рады видеть в нашем лесном царстве-государстве, да только помните – нас с вами много, а природа – одна!
Учитель: Все вы знаете сказку «Колобок ». Давайте вместе с героями отправимся в лес.
СЦЕНКА
Заяц. Ох-ох-ох. Не дай бог…
Что за запах аппетитный?
Колобок?! Так поедим!
Стой, ни с места!
Ох-ох-ох…
Колобок. Ты чего это косой? И побитый и хромой.
Заяц. Попрошу не обзываться!
А косой, ты знаешь кто?
Колобок. Уж не я ли?
Заяц. Нет, не ты
Есть, кругляш, у нас такие,
Кто вчера здесь отдыхал,
А потом бутылками пустыми
По кустам, нацелившись, стреляли.
А я, как раз, под кустиком лежал-
Ну… культурно отдыхал.
Колобок. Вот беда! А что потом?
Заяц Что? Ты даже не поверишь
Мусор, грязь, осколки, банки,
Целлофан, бумага, склянки,
Это надо же подумать!
Это разве были люди?!
Ведь поранятся зверята…
Ты катись–ка дальше друг, всех предупреди вокруг
Колобок. С каждым днем в лесу все хуже,
Потравили даже лужи.
Страшно воду пить в реке-
Жизни нет зверью нигде!
Нет, не зря я совершил прогулку эту!
Леса без птиц, и земли без воды,
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Чтец. Человек ты убиваешь, себя и все вокруг,
Послушай друг
На время ты оставь веселье, подумай, что ждет впереди,
Как жить ты будешь
Без окружающей природы красоты.
Чтец. Без мотыльков, чей мимолетен век
Без воронов, живущих три столетия.
Без иссекающих в пустыне рек,
И рек, которым нет преград на свете?
Что жизнь без добрых и без злых зверей,
Без птиц лесных и песни их беспечной?
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА.
На планете Земля не спокойно!
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете
Став над пропастью, в бездну глядим.
Как Земли неразумные дети,
Рубим сук, на котором сидим.
Не спасет ни утроба отсека
Ни глубинное в недрах жилье.
Человек. Не губи все живое.
Только в этом спасенье твое.
МОНТАЖ.
1. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это – называется природа.
Давайте же ее всегда беречь!
2. Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым
Хотим мы в доме этом жить во веки.
3. Природа – это дом, украшенный трудом,
Ты, знаешь ли, ответь, такому дому цену?
Что будет, если в нем крыша под огнем,
Что будет, если в нем сломаем стены?
4. Природа – это дом, в котором день за днём
Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.
И этот дом, и смех – один, один на всех,
Другого дома нет на целом свете.
5. Природа – это дом под снегом и дождем.
В любой мороз и зной устроен он на славу.
Храните этот дом, в котором мы живем.
На этот мирный дом имеем право.
На нашем шаре на земном,Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
6.По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
7.Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться.
8.– Земля наша плачет, тревогу бьет.
Ее загрязняет и губит народ.
Реки, озера, леса и луга
не страдали так никогда.
– И воздух стал грязен и лес оскудел,
и океана таков же удел.
Лес от пожаров все чаще страдает
и живность в лесу от того погибает.
– Сегодня задача у мира одна,
она по всему видно, очень важна,
Чтоб воздух стал чище и лучше рос лес.
Здесь проявить мы должны интерес.
9.– Не надо зверье убивать понапрасну,
пусть птицы поют, станет мир наш прекрасней!
– Сама ведь природа не может спастись,
так нужно чтоб люди за это взялись!
Природу беречь – это дело святое.
Лишь вместе мы светлое завтра построим.
– А если как прежде природе вредить,
то кто же тогда на Земле будет жить?!
Исчезнут растенья, грибы и бактерии,
животные, птицы и прочее зверье
Исчезнем и мы, так опомнитесь, люди!
Цените природу, БЕРЕГИТЕ ЕЕ!
ВЕЛИКИЕ О ПРИРОДЕ:
«Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор пока она нас, как колесом, не переедет».
И.С. Тургенев
«Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном.Эта красота не всем раскрывается, а только тем кто умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы».
В.А. Сухомлинский
«Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем».
Е.Л. ПрасоловаУчитель: Ребята! Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик. Не рвите цветы, не ломайте деревья, не бросайте мусор. Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее уголка родной природы.
Презентация.
Самоанализ классного мероприятия.
Классный час на тему «Мы и природа» (экологическое ассорти).
1.Характеристика класса. Классный час проходил в 5 классе, в классе 7 учеников, присутствовали все. В классе 2 мальчика и 5 девочек. Согласно диагностике класс обладает средними показателями уровня воспитанности и учебной деятельности. По уровню воспитанности и развития ребят класс можно поделить на два уровня: 1.Хороший уровень – 5 человек ( отл. – 1, уд.-4). 2.Средний уровень – 2 человека. Класс характеризуют положительно, хотя иногда бывают и отрицательные моменты. Иногда ругаются, что является показателем того, что учащиеся отстаивают свою точку зрения, хотя может быть не совсем умело. Это связано с тем, что у ребят не хватает выдержки, но это уже обусловлено индивидуальными психологическими особенностями и социальными условиями учеников в связи с тем, что некоторые ученики живут в многодетных семьях. Класс очень активный, работоспособный, почти все стараются принимать активное участие во всех мероприятиях класса и школы, неоднократно занимали призовые места. В классе ведётся карта активности ученика, где отмечается участие каждого ученика в том или ином мероприятии. По результатам полугодий подводятся, итоги и самые активные обучающиеся награждаются грамотами.
2. Тема классного часа называется «Мы и природа».
Цель классного часа – формирование личностных компетенций учащихся происходит вместе с формированием представлений об окружающем их мире, о связях между предметами и явлениями природы. Чувство прекрасного, чувство гармонии человека и природы, сопричастности его к окружающему миру позволяет воспитать человека, воспринимающего экологические проблемы как личностно значимые, ставшие ныне глобальными они затрагивают интересы каждого человека, каждой социальной группы, человечества в целом.
Задачи: 1. Воспитывать чувства ответственности, самостоятельности, активности, гордости, осознанием причастности себя к созданию чего-то нового, интересного и полезного для общества. Разрешение экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но в первую очередь от уровня ответственности человека за состояние окружающей среды.
Формирование личностных компетенций в области экологических знаний базируется на сложных взаимоотношениях человека как общественного существа и природы.
1.Развивать у учащихся творческое воображение и фантазию. 2.Умение применять полученные знания на практике и в нестандартных ситуациях. 3. Умение защищать и отстаивать свою точку зрения.
Структура классного часа состоит из пяти этапов:
I.Организационная часть- (1-2м).
II.Вступительная часть - (3м).
III.Основная часть – ( 5 мин).
1. Знакомство с определениями, что такое экология.
2. Знакомство с экологическим календарём.
3. Знакомство с тревожными фактами.
IV. Игровая часть – 20 мин.
1.Природа в сказках(фронтальная работа с классом).
2 . Групповая работа с классом.
3.Конкурс эрудитов.
4.Рефлексия (самостоятельная работа учащихся).
6. Заключительная часть (подведение итогов соревнования).
Первый этап урока: « Организационный момент» - цель этого этапа организовать детей для работы на уроке.
Второй этап урока - «Вступительная часть» - цель этого этапа сообщить ученикам как будет проходить классный час, что он будет проходить в форме соревнования, состоящего из 4 этапов. Первый этап – знакомство видами праздников. Второй этап соревнования – это фронтальная работа с классом ( знакомство с понятием «Экология». Третий этап соревнования – игровая часть «Природа в сказках», которая состоит из трёх пунктов (фронтальная работа с классом, групповая работа, музыкальная игра).Четвёртый этап «Рефлексия» - создание законов нашего класса.
Третий этап – « основная часть» урока, которая состоит из 3 пунктов: 1пункт – Знакомство с определениями, что такое природа. 2 пункт: - Знакомство с Экологическим календарём. 3 пункт – Знакомство с тревожными фактами.
Четвёртый этап – «Игровая часть», которая состоит из трёх пунктов.
1 пункт –«Природа в сказках» (фронтальная работа).
2 пункт – «Продолжение» (групповая работа).
3 пункт – «Музыкальная игра».
Пятый этап занятия – «Рефлексия» создание законов нашего класса (работа в парах).
Шестой этап – «Заключительная часть» (подведение итогов)
Все этапы урока работали друг на друга, но главным этапом урока является четвёртый этап занятия «Игровая часть».
На занятии использовались следующие формы работы – это индивидуальная форма работы, во время фронтальной работы ( виды праздников). Групповая работа во время «Игровой части». Кроме этого применялась парная форма работы во время рефлексии. На уроке были использованы следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая деятельности, общение.
На протяжении всего классного часа были реализованы шесть воспитательных направлений: образовательное направление, правовое, гражданско-патриотическое (любви и гордости к своей стране), творческое направление (исполнение песен и создание законов в своём классе), социальное направления т.к. создание законов нашего класса направлены на улучшение условий обучения и жизни учащихся в школе и классе. Из всех этих направлений главным является правовое направление т.к. на занятии ребята закрепили знания о своих правах, определяли, какие права были нарушены или какими правами воспользовались герои сказок. На данном мероприятии использовались следующие формы занятий: классно-урочная в форме презентации, групповая, игровая и проектная формы работы. При проведении занятия применялись следующие методы и приёмы это: информационный, наглядный, поисковый, проектный методы. В будущем предполагается продолжить работу по изучению прав и обязанностей учащихся в школе и обществе.
Мероприятие прошло на высоком уровне, все ребята активно работали, старались, готовились к этому мероприятию.
Классный руководитель 5 класса_____________________Н.А.Черных