Мастер-класс «Виртуальная экскурсия как один из способов работы школьного музея страноведения»
МАСТЕРКЛАСС
«ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ МУЗЕЯ СТРАНОВЕДЕНИЯ»
ЦЕЛЬ МАСТЕРКЛАССА:
Познакомить коллег с механизмом создания виртуальной экскурсии на примере презентации «ПРАЗДНИКИ МАРТА»
ЗАДАЧИ:
Дать теоретическое обоснование роли внеклассной работы в формировании механизмов мотивации и целесообразности создания музея страноведения в условиях школы или лицея.
Познакомить коллег с этапами работы над виртуальной экскурсией.
Продемонстрировать и проанализировать уже готовую презентацию «ПРАЗДНИКИ МАРТА».
Научить делать МАРТЕНИЦЫ – символ Дня Бабушек в Болгарии.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Одной из важных задач учителя вообще и учителя иностранного языка в частности является создание у ребенка устойчивой положительной мотивации к изучению предмета.
Как ее создать? Есть много способов. Один из них – внеклассная работа по иностранному языку. И хотя сама по себе внеклассная работа не является основной формой работы с детьми, но именно она позволяет ребенку
Совершенно раскрепощенно участвовать в подготовке и проведении заинтересовавших его мероприятий,
Заставляет его работать осознанно и самостоятельно, выискивая нужную информацию, узнавать новое о предмете или стране,
Позволяет реализовать свои способности, раскрыться как личности,
Развивает умения ребенка, развивает его кругозор,
Воспитывает много полезных качеств,
А главное – она может послужить мощным толчком к появлению мотивации.
Я очень люблю заниматься внеклассной работой и всегда уделяю ей много времени. Так, работая в лицее, я организовала клуб TEENAGER, целью которого является социализация подростков путем приобщения их к иностранным языкам, культуре, традициям, обычаям зарубежных стран.
Клуб работает сразу по нескольким направлениям:
Организация и проведение досуговых мероприятий
Выпуск газеты TEENAGER
Переписка с зарубежными сверстниками
Создание языкового центра LINGVA
Исследовательская работа
и так далее
Одним из направлений является организация работы МУЗЕЯ СТРАНОВЕДЕНИЯ. Почему мы его создали? У нас это получилось случайно.
Работая над темой исследовательской работы «РУССКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ. СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ», мы нашли так много материала, что обобщить его в одной работе нам просто физически не удалось. А материал был очень интересный! И у нас появилась идея создать в лицее музей страноведения.
Ребят всегда интересовало, как живут их зарубежные сверстники: какие у них праздники? Традиции? Обычаи? Какие у них города? Столицы? Музеи? Памятники? И я считаю, что наиболее полно ответить на этот вопрос может только настоящий МУЗЕЙ с его яркими, информативными экспозициями. Тем более что каждый учитель, работая в школе или лицее, накапливает богатейший страноведческий материал, который рано или поздно сможет стать основой для создания подобного музея.
Не бойтесь слова музей! Ведь музеи бывают разные. И если нам порой сложно организовать в кабинете музей в классическом понимании этого слова (со стендовыми экспозициями, реальными экспонатами, огромными фондами, которые надо где-то хранить и выставлять), то виртуальную экспозицию создать совсем не сложно.
Темы виртуальных экскурсий могут быть разные: путешествие по странам, экскурсии по городам, посещение зарубежных школ, знакомство с традициями и обычаями стран мира, с животным и растительным миром планеты и т.д. Можно использовать уже готовые страноведческие фильмы, например, из серии «Золотой Глобус». А можно создать собственную экскурсию.
Сегодня я расскажу вам, как это можно сделать. Итак, каковы же этапы работы над виртуальной экскурсией?
Выбрать тему экскурсии и придумать яркое название. Оно должно быть конкретным и отражать суть экскурсии.
Определить цель экскурсии и поставить перед ребятами задачи.
Собрать текстовой и наглядный материал по теме.
Тщательно систематизировать его, отобрав более или менее важные факты, сгруппировав материал по подтемам.
Составить план экскурсии.
Создать и смонтировать слайды согласно плану.
Написать текст к каждому слайду.
Выучить текст.
Обкатать экскурсию (т.е. провести пробную экскурсию с последующим анализом).
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ! В каждую экскурсию мы пытаемся вставить практическую часть (или элементы мастер-класса), где учим ребят сделать что-то своими руками. Чаще всего это изготовление символов праздника: халуинки и гирлянды к 31 октября, сердечки к Дню Святого Валентина, Татиянки к 25 января, символы Рождества, Нового года и т.д. Эти символы мы затем обычно вывешиваем на двери кабинетов, поздравляя таким образом всех с тем или иным праздником.
(Далее идет презентация виртуальной экскурсии «Праздники марта», которую приготовили ребята)
2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭКСКУРСИИ «ПРАЗДНИКИ МАРТА»
Идет демонстрация слайдов с сопроводительным текстом)
ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ:
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
ДЕНЬ МАТЕРИ в Великобритании 22 марта
Отмечается во Франции и Болгарии в самый первый день весны - 1 МАРТА. Французские бабушки днем обычно принимают своих детей и внуков, а вечером ходят с подругами в рестораны. В ресторанах в этот день обычно организуют специальные поздравительные программы для бабушек с конкурсами, подарками, угощениями. Надо сказать, что французских бабушек трудно назвать бабушкой. Это вполне современные женщины, красивые и очаровательные, как и все француженки.
А в Болгарии День Бабушек ласково называют Днем Бабушки Марты, потому что именно 1 марта там отмечают МАРТЕНИЦУ – начало весны. Мартеница считалась очень своенравной, капризной, как погода в начале весны. И чтобы задобрить Мартеницу, надо было дарить ей подарки. Обычно это были нехитрые куклы, сплетенные из шерстяных ниток, или другие связанные или сплетенные сувениры чаще всего красно-белого цвета. Первоначально они дарились самым старшим членам семей: бабушкам и прабабушкам. А теперь сувениры-мартеницы дарятся 1 марта всем без исключения болгарам, подобно тому, как в День Святого Валентина дарятся сердечки. Даже Президент Болгарии 1 марта украшает себя мартеницей. А болгарские бабушки получают в этот день подарки от своих родных. Традиционным подарком является красивый платок или яркая шаль.
ХИНА МАЦУРИ или ПРАЗДНИК ДЕВОЧЕК.
Отмечается в Японии 3 марта.
Праздник девочек имеет несколько названий: Момо-но сэкку (праздник цветения персика), Дзёси-но сэкку (Праздник первого дня змеи) и употребляемое в настоящее время – Хина-мацури (Праздник кукол). Первоначально он отмечался в 3-й день 3-го месяца просто как сезонное событие - в это время крестьяне были сравнительно свободны от сельскохозяйственных работ и могли порадоваться первым теплым дням, когда начинали цвести персиковые деревья (отсюда и одно из названий праздника).
Именно в этот день совершался ритуал избавления от болезней и несчастий – хина-окури. Для этого из бумаги делали небольших кукол нагаси-бина («куклы, спускаемые по реке»), символизирующих собой мальчика и девочку, после чего совершался обряд перенесения зла и несчастья на фигурки кукол, которых потом бросали в реку, чтобы они унесли прочь все беды и недуги. Это был магический обряд для сохранения здоровья ребенка.Куклы в Японии были не игрушками, а символическими изображениями богов или людей (нингё – «образ человека»), считалось, что они приносят людям добро, отвращают злые силы, болезни и стихийные бедствия, оберегают мир и покой в доме. Сначала куклы были бумажными, затем их стали делать из глины и из дерева. Теперь их уже не выбрасывали, а хранили дома, размещая на полках, что и породило современную обрядность Праздника кукол.Первоначально праздник отмечали только аристократы и военные, но вскоре он широко распространился и в народе. Национальным же Праздник кукол стал в 18 веке, тогда же добавился обычай устраивать в домах, где есть девочки, выставки богато одетых кукол, изображавших жизнь и обычаи императорского дворца. Выставку размещают на специальной подставке, состоящей из трех, пяти и семи ступеней и покрытой ярко-красной материей. Эту подставку или этажерку называют ХИНАДАНА. На верхней ступени устанавливают самых дорогих и красивых кукол – дайрисама (буквально – «господин заместитель»), которые изображают императора и императрицу в сверкающих парчовых нарядах. На следующих полках в соответствии с титулами и рангами располагают придворную прислугу, а саму лесенку украшают фонариками, миниатюрными деревцами, изящной игрушечной мебелью и утварью. Главные куклы на выставке обязательно должны быть парными, изображать мужчину и женщину, причем мужская фигурка устанавливается справа от женской. Этот обычай восходит к древней игре в куклы хина-асоби, связанной с магией брака, и символизирует продолжение человеческого рода, одновременно отражая культ плодородия.Перед хинаданой выставляются специальные блюда кусамоти: рисовое пирожное, изготовленное вместе с полынью ёмоги, рисовое пирожное в форме ромба хисимоти - вместе со сделанным из рисового солода и саке сиродзакэ. веточки персика так же украшают подставку для кукол, так как цветы персика символизируют наиболее приятные черты характера и облика девочки – нежность, кротость, грацию, женственность, что служит залогом счастья в замужестве. Когда в семье рождалась девочка, лучшим подарком считались куклы для выставки. Подчас это настоящие произведения искусства, передающиеся из поколения в поколение, очень дорогие, поскольку делаются вручную из дорогих материалов. Иногда набор кукол и принадлежностей является значительной частью приданого невесты и становится одной из самых дорогих семейных реликвий.Выставки кукол подготавливаются к 3 марта, и длятся примерно месяц. Согласно преданиям нельзя выставлять кукол надолго, так как это отдаляет желанный час замужества, поэтому все предметы тщательно упаковывают и хранят до следующего года. К 3 марта украшают и комнату, где располагается выставка кукол: к потолку подвешивают шары из искусственных цветов вишни и мандаринового дерева. Каждый шар украшен свисающим шелковым шнуром. Все необходимое для украшения домов можно обычно приобрести на специальных ярмарках, так называемых хина-ити («кукольные базары»), которые устраиваются в феврале. На такие ярмарки приходят не только, чтобы что-то купить, но и весело привести время, встретиться с друзьями.Праздник девочек имеет еще и воспитательное значение. В этот день девочки в нарядных кимоно, как настоящие дамы, ходят друг к другу в гости, дарят и получают подарки, угощаются специальными сладостями и любуются куклами. Так, в игровой, непринужденной форме девочкам прививаются правила хорошего тона, понятие о чертах характера, которыми должна обладать женщина, и умение бережно относиться к ценным вещам, сдерживая свои желания и капризы. Таким образом, в хина-мацури идеально сочетаются чудесная игра, поэтическое восприятие мира и традиционное воспитание.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ 8 МАРТА
Изначально он возник как политическая акция в Нью-Йорке в 1857г. Сотни женщин вышли на улицы города, требуя предоставить им равные избирательные права с мужчинами. А в 1910г. в Копенгагене Клара Цеткин предложила отмечать 8-го марта Международный женский день как день борьбы за равноправие всех женщин мира. В России этот день впервые отмечался в 1913г. Сотни женщин Петербурга выступили за свои права. И с тех пор этот день отмечается в России ежегодно. Однако сегодня он утратил свою политическую окраску и просто является первым весенним праздником женщин. И несмотря на то, что в России День Матери официально отмечается в ноябре, 8 марта очень часто называют МАМИНЫМ ДНЕМ и дарят ей не только букеты цветов, но и подарки. Причем надо сказать, что в этот день чествуют не только мам и бабушек, но и девушек и маленьких девочек.
Однако в других странах этот праздник отмечается не так широко, как в России.
Например, в США, на Родине этого праздника, 8 марта не отмечается вообще, его празднуют лишь иммигранты из России.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КУКЛЫ БАРБИ
Днем рождения самой известной куклы мира считается 9 марта. Именно в этот день в 80-е годы 20 века один американский богач решил сделать своей любимой дочери Барбаре подарок на День рождения. Для этого он заказал кукольному дизайнеру новую, необыкновенную куклу, которой бы не было ни у кого на свете. Дизайнер справился с этим заказом на отлично. И с тех пор красивая длинноногая кукла Барби (сокращение от Барбара) начала свое триумфальное шествие по миру. Сегодня создаются целые семьи Барби: их мужья, дети. Дизайнеры придумывают им одежду и мебель. В России кукла Барби тоже стала любимой игрушкой малышей.
ДЕНЬ МАТЕРИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Этот праздник похож на 8 марта в России. Он уходит корнями в Викторианские времена, когда дети в раннем возрасте работали вдали от дома, а деньги, заработанные ими, пересылались в семейный бюджет. Тогда один день в году детям разрешалось провести дома вместе с родителями. Это было всегда в марте. Обычно дети приносили матерям и бабушкам небольшие подарки и букетики цветов. Сегодня британские дети дарят матерям цветы и выполняют за них домашнюю работу.
(Далее демонстрируется коллекция кукол, которую заранее собрали ребята)
3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОЛЛЕКЦИИ КУКОЛ.
Сегодня мы решили показать вам коллекцию кукол. Как вы видите, основная часть нашей коллекции – это куклы Барби. Собрали эту коллекцию учащиеся лицея. Мы решили разместить ее на таких же этажерках ХИНАДАНА, как и в Японии. Конечно же, таких кукол, как в Японии, у нас не нашлось. Однако нам тоже есть чем вас порадовать. В нашей коллекции есть несколько номинаций: МОЯ ЛЮБИМАЯ КУКЛА, ЛЮБИМАЯ КУКЛА МОЕЙ МАМЫ, МЕБЕЛЬ КУКОЛ БАРБИ. И пусть эта коллекция немного напомнит вам о красивом японском празднике ХИНА МАЦУРИ.
(далее раздается поделочный материал и начинается практическая часть экскурсии)
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЭКСКУРСИИ.
А теперь вспомним о болгарском празднике МАРТЕНИЦА. Как вы помните, символом этого праздника стала сплетенная из шерстяных ниток кукла. Наши бабушки тоже играли такими куклами, ведь денег на дорогую и красивую куклу у них не было. А изготавливались они очень просто. И сейчас мы научим вас, как это делалось.
(рассказ-инструкция и изготовление мартениц)
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЭКСКУРСИИ.
На этом наш рассказ о праздниках марта подошел к концу. Надеемся, он вам понравился. Ждем вас в нашем музее страноведения. До новых встреч. Спасибо за внимание.
(И завершить мастер-класс можно анализом презентации)
6. АНАЛИЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ «ПРАЗДНИКИ МАРТА».
Можно задать участникам мастер-класса следующие вопросы:
Как вы думаете, какие цели и задачи поставили ребята в этой экскурсии? (ЦЕЛЬ: познакомить с праздниками марта. ЗАДАЧИ: собрать и систематизировать текстовой и наглядный материал по теме, создать слайды, написать текст к каждому слайду, выучить и обкатать экскурсию, приготовить выставку кукол по трем номинациям, сделать заготовки для мартениц)
Удалось ли раскрыть тему?
Достаточно ли было материала?
Хорошо ли была продумана наглядная сторона экскурсии?
Была ли необходимость практической части или можно было обойтись без изготовления мартениц?
Какие технологии были использованы при работе над экскурсией? (проектная, компьютерная, технология сотрудничества и т.д.)
Какие формы работы с детьми были задействованы?
Что вам понравилось\ не понравилось? Какие есть пожелания, рекомендации?
Как бы вы оценили данную экскурсию?
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МАСТЕР-КЛАССА.
15