План-конспект урока по биологии 6 класс Бесполое размножение.


Урок 25: Бесполое размножение.
Цели деятельности
учителя Способствовать формированию представлений о разнообразии способов размножения и особенностях бесполого размножения, об особенностях вегетативного размножения цветковых растений.Создать условия для формирования умения размножать комнатные растения вегетативными органами.
Тип, вид урока Комбинированный
Личностные
(УУД) Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новомуматериалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Предметные результаты Научатсяхарактеризовать способы размножения; характеризовать способы бесполого размножения и вегетативного размножения цветковых растений.Получат возможность научиться размножать комнатные растения с помощью вегетативных органов.
Метапредметные
универсальные
учебные действия Познавательные:осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные:участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу.
Образовательные
ресурсы урока Организационная структура урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Осуществляемые действия Формируемые умения
I. Оргмомент
II. Мотивация к изучению нового материала
Объявление темы урока и совместная с учащимися постановка целей и задач урока. Эмоциональная настройка учащихся на урок. Мотивирует – кто отлично работает, тот получает оценку и освобождается от тестирования по теме. Кто лучше всех работает на уроке, тот получает медаль «Лучший растениевод». Слушают и осуждают тему урока. Пытаются формулировать цели урока. РУУД ставят проблему. Определяют пути её решения. Работают по плану. Сверяясь с целью.
III. Актуализация опорных знаний урока
Тестирование по теме «Регуляция и координация у растений и животных».
1.Биологичеки вещества, вырабатываемые в железах внутренней секреции:
А. Ферменты; Б. пищеварительные соки; В. нуклеиновые кислоты; Г. гормоны.
2.Система органов, к которой относится щитовидная железа и гипофиз:
А. нервная; Б. эндокринная; В. пищеварительная; Г. выделительная.
3. Ростовые вещества растений не могут: А. Регулировать движение отдельных органов; Б. Влиять на образование и развитие новых почек и новых корней;
В. Влиять на скорость деления клеток камбия; Г. Усиливать или замедлять рост и развитие клеток.
4. Нервной ткани нет:
А. У бактерии; Б. у осетра; В. у пчелы; Г. У крокодила.
5. Гормон служит: А. Источником энергии; Б. Питательным веществом; В. Строительным материалом; Г. Сигналом.
6. Движение инфузории туфельки к пище – это: А. Безусловный рефлекс; Б. Условный рефлекс; В. Раздражимость; Г. Инстинкт.
7. У растений рост новых корней зависит от: А. Гипофиза; Б. Ростовых веществ; В. Передачи нервного импульса; Г. рефлекса.
8. Отдел мозга – мозжечок, отвечающий за координацию движений, хорошо развит:
А. у лягушек; Б. У пчёл; В. У кольчатых червей; Г. У рыб.
9. Нервная система позвоночных образована: А. Нервными узлами, расположенными на спине; Б. Головным мозгом, спинным мозгом и нервами; В. Только телами нейронов; Г. нервными узлами расположенными на брюшной стороне.
10. У рыбы хариуса, обитателя чистой и прозрачной воды, прекрасно развит:
А. Задний отдел без мозжечка; Б. Зрительные доли среднего мозга; В. Кора головного мозга; Г. Передний отдел головного мозга.
11. Средний мозг – главный отдел нервной системы: А. У млекопитающих; Б. У насекомых; В. У птиц; Г. У рыб. Работают по карточкам.
Применяют ранее полученные знания. ЛУУД формируют собственное мировоззрение о целостности мира.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
Фронтальная эвристическая беседа по вопросам:
- Что такое размножение?
- Каково значение размножения в природе?
- Что произошло бы, если бы не было размножения?
1. Виды размножения (подводящая беседа):
Бесполое – половые клетки при этом не участвуют;
Половое – участвуют половые клетки- гаметы.
2. особенности бесполого размножения:
- участвует только один родитель;
- новые организмы похожи друг на друга.
3. Виды бесполого размножения (смысловое чтение):
Деление (работа с рисунком стр.113): амёба, инфузория, эвглена.
Почкование (работа с рисунком стр.113): дрожжи, гидра.
Спорообразование. Спора – особая клетка с плотной оболочкой. Споры образуются в спорангиях. Так размножаются грибы, растения, животные.
Вегетативное размножение- от материнской клетки отделяется одно или несколько частей и превращаются в самостоятельный организм: растения, плоские черви. Растения вегетативно размножаются:
– отводками
– черенками
- почками (прививка)
– видоизмененными побегами: корневищами, клубнями, луковицами.
ТО при вегетативном размножении новые особи наследуют все материнские признаки. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Приходят к выводу об открытости живых систем.Работают с рисунками учебника, составляют схему. Рассматривают рисунки, видеоролики. ПУУД представляют информацию в виде схем. КУУД излагают своё мнение. ЛУУД формируют собственной мировоззрение. РУУД работают по плану, сверяясь с целью.
ЛУУД осознают целостность мира.
V.Первичное осмысление и закрепление изученного материала
Фронтальная беседа по вопросам:
1.Каков биологический смысл размножения?
2. В чём биологический смысл бесполого размножения?
3. Какие виды бесполого размножения вы знаете? Что общего во всех этих формах размножения?
4.Встречается ли почкование у растений?
5. Что такое спора? Какие организмы размножаются спорами?
6. Назовите способы вегетативного размножения.
7. Объясните, почему плодовые растения размножают – прививкой, картофель – клубнями, смородину – черенками, хотя у всех этих растений есть семена.
8. В чём плюсы и минусы бесполого размножения?
9. Составьте обобщающую таблицу «Виды бесполого размножения».
10. Предложите способ получения большого количества саженцев от одного куста смородины ценного сорта. Отвечают на вопросы. Составляют и заполняют таблицу. КУУД излагают своё мнение. ПУУД анализ схемы.
ПУУД строят логические рассуждения, доказывают свою правоту. Анализируют схемы.
VI. Рефлексия учебной деятельности
В целом на уроке мне работать было…
Мне мешало….
Лучше всех работали…. Т.к.
Я сам работал….
Мне было интересно…..
Я теперь понял…
Но мне не совсем понятно…. Анализ работы на уроке класса, самооценка. ПУУД делают выводы. ЛУУД аргументированная оценка своих и чужих поступков.
VII. Подведение итогов
Размножение – характерное свойство живых организмов. Различают бесполое и половое размножение. В бесполом размножении участвует одна особь, при этом образуются идентичные дочерние особи. Среди форм бесполого размножения различают деление клеток, почкование, спорообразование, вегетативное размножение. Выделяют главное. Делают выводы по содержанию урока. ПУУД делают выводы. КУУД принимают чужое мнение.
VIII. Домашнее задание
Учить §15. Особое внимание - вопросы в конце §15. Уточняют и записывают домашнее задание.
Вариант1. «Регуляция и координация у растений и животных». 1.Биологичеки вещества, вырабатываемые в железах внутренней секреции: А. Ферменты; Б. пищеварительные соки; В. нуклеиновые кислоты; Г. гормоны. 2.Система органов, к которой относится щитовидная железа и гипофиз: А. нервная; Б. эндокринная; В. пищеварительная; Г. выделительная. 3. Ростовые вещества растений не могут: А. Регулировать движение отдельных органов; Б. Влиять на образование и развитие новых почек и новых корней; В. Влиять на скорость деления клеток камбия; Г. Усиливать или замедлять рост и развитие клеток. 4. Нервной ткани нет:А. У бактерии; Б. у осетра; В. у пчелы; Г. У крокодила. 5. Гормон служит: А. Источником энергии; Б. Питательным веществом; В. Строительным материалом; Г. Сигналом. 6. Движение инфузории туфельки к пище – это: А. Безусловный рефлекс; Б. Условный рефлекс; В. Раздражимость; Г. Инстинкт. 7. У растений рост новых корней зависит от: А. Гипофиза; Б. Ростовых веществ; В. Передачи нервного импульса; Г. рефлекса. 8. Отдел мозга – мозжечок, отвечающий за координацию движений, хорошо развит: А. у лягушек; Б. У пчёл; В. У кольчатых червей; Г. У рыб. 9. Нервная система позвоночных образована: А. Нервными узлами, расположенными на спине; Б. Головным мозгом, спинным мозгом и нервами; В. Только телами нейронов; Г. нервными узлами расположенными на брюшной стороне. 10. У рыбы хариуса, обитателя чистой и прозрачной воды, прекрасно развит: А. Задний отдел без мозжечка; Б. Зрительные доли среднего мозга; В. Кора головного мозга; Г. Передний отдел головного мозга. 11. Средний мозг – главный отдел нервной системы: А. У млекопитающих; Б. У насекомых; В. У птиц; Г. У рыб.
Вариант 2. «Регуляция и координация у растений и животных». 1. К железам внутренней секреции относится: а. слюнная железа б. печень в. слёзная железа г. щитовидная железа 2. Согласование процессов, происходящих в разных частях растений, осуществляется с помощью: А. выделяемых химических веществ Б. нервной системы В. отдельных нервных клеток Г. эндокринной системы 3. Нервные клетки есть: а. у дождевого червя б. у белого гриба в. у ромашки г. у амёбы 4. Химическая регуляция работы организма животного осуществляется с помощью: а. ДНК б. ферментов в. гормонов г. митохондрий 5. Гормон, влияющий на рост животных, выделяется: а. надпочечниками б. гипофизом в. щитовидной железой г. печенью 6. Способность организма реагировать на воздействие окружающей среды называется: а. раздражимостью б. условным рефлексом в. регенерацией г. безусловным рефлексом 7. Поворот подсолнуха цветком к солнцу - это пример: а. безусловного рефлекса б. условного рефлекса в. раздражимости г. всего вышеперечисленного 8. Сложное поведение лососевых, идущих на нерест, обусловлено: а. раздражимостью б. только возбудимостью в. условными рефлексами г. инстинктом 9. Функция гормонов заключается в том, что они: а. переваривают пищу б. регулируют процессы жизнедеятельности в. являются строительным материалом г. переносят кислород 10. Нервная система, состоящая из нервных узлов, окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки, характерна для: а. позвоночных б. простейших в. кишечнополостных г. кольчатых червей 11. Наивысшего развития кора головного мозга получила: а. у птиц б. у насекомых в. у млекопитающих г. у кишечнополостных
Вариант1. «Регуляция и координация у растений и животных». 1.Биологичеки вещества, вырабатываемые в железах внутренней секреции: А. Ферменты; Б. пищеварительные соки; В. нуклеиновые кислоты; Г. гормоны. 2.Система органов, к которой относится щитовидная железа и гипофиз: А. нервная; Б. эндокринная; В. пищеварительная; Г. выделительная. 3. Ростовые вещества растений не могут: А. Регулировать движение отдельных органов; Б. Влиять на образование и развитие новых почек и новых корней; В. Влиять на скорость деления клеток камбия; Г. Усиливать или замедлять рост и развитие клеток. 4. Нервной ткани нет:А. У бактерии; Б. у осетра; В. у пчелы; Г. У крокодила. 5. Гормон служит: А. Источником энергии; Б. Питательным веществом; В. Строительным материалом; Г. Сигналом. 6. Движение инфузории туфельки к пище – это: А. Безусловный рефлекс; Б. Условный рефлекс; В. Раздражимость; Г. Инстинкт. 7. У растений рост новых корней зависит от: А. Гипофиза; Б. Ростовых веществ; В. Передачи нервного импульса; Г. рефлекса. 8. Отдел мозга – мозжечок, отвечающий за координацию движений, хорошо развит: А. у лягушек; Б. У пчёл; В. У кольчатых червей; Г. У рыб. 9. Нервная система позвоночных образована: А. Нервными узлами, расположенными на спине; Б. Головным мозгом, спинным мозгом и нервами; В. Только телами нейронов; Г. нервными узлами расположенными на брюшной стороне. 10. У рыбы хариуса, обитателя чистой и прозрачной воды, прекрасно развит: А. Задний отдел без мозжечка; Б. Зрительные доли среднего мозга; В. Кора головного мозга; Г. Передний отдел головного мозга. 11. Средний мозг – главный отдел нервной системы: А. У млекопитающих; Б. У насекомых; В. У птиц; Г. У рыб.
Вариант 2. «Регуляция и координация у растений и животных». 1. К железам внутренней секреции относится: а. слюнная железа б. печень в. слёзная железа г. щитовидная железа 2. Согласование процессов, происходящих в разных частях растений, осуществляется с помощью: А. выделяемых химических веществ Б. нервной системы В. отдельных нервных клеток Г. эндокринной системы 3. Нервные клетки есть: а. у дождевого червя б. у белого гриба в. у ромашки г. у амёбы 4. Химическая регуляция работы организма животного осуществляется с помощью: а. ДНК б. ферментов в. гормонов г. митохондрий 5. Гормон, влияющий на рост животных, выделяется: а. надпочечниками б. гипофизом в. щитовидной железой г. печенью 6. Способность организма реагировать на воздействие окружающей среды называется: а. раздражимостью б. условным рефлексом в. регенерацией г. безусловным рефлексом 7. Поворот подсолнуха цветком к солнцу - это пример: а. безусловного рефлекса б. условного рефлекса в. раздражимости г. всего вышеперечисленного 8. Сложное поведение лососевых, идущих на нерест, обусловлено: а. раздражимостью б. только возбудимостью в. условными рефлексами г. инстинктом 9. Функция гормонов заключается в том, что они: а. переваривают пищу б. регулируют процессы жизнедеятельности в. являются строительным материалом г. переносят кислород 10. Нервная система, состоящая из нервных узлов, окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки, характерна для: а. позвоночных б. простейших в. кишечнополостных г. кольчатых червей 11. Наивысшего развития кора головного мозга получила: а. у птиц б. у насекомых в. у млекопитающих г. у кишечнополостных