Dыступление по теме Формирование основ гражданско-патриотического воспитания средствами хореографии
Выступление по теме:
«Формирование основ гражданско-патриотического
воспитания средствами хореографии»
Иконникова И.В.
педагог дополнительного образования,
МАОУ ДО «ДЦК», г.Северодвинск
Добрый день, уважаемые коллеги!
Разрешите представить опыт своей работы по теме «Формирование основ гражданско-патриотического воспитания средствами хореографии».
Одним из актуальных направлений в работе педагогов в современном обществе является воспитание гражданственности подрастающего поколения. Мы все четко понимаем и осознаем значимость гражданско-патриотического воспитания, особенно на фоне кризисных явлений российского общества - падения нравственных ценностей. Спасение наших детей от нравственного и духовного оскуднения требует постоянного акцента на национальные традиции народа, на воспитание национального самосознания. Реализацию данного направления осуществляю через подбор танцевального репертуара, участие в патриотических и социально-значимых акциях, концертах.
Цель моей работы по данному направлению – создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Реализация данной цели происходит через решение следующих задач:
1. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Воспитывать гордость за свою Родину
Хореография как вид искусства обладает огромными скрытыми резервами для решения данных задач и достижения постановленной цели.
Свою работу по формированию гражданско-патриотического мировоззрения своих воспитанников строю по следующим направлениям:
Первое направление. Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому и настоящему. Это направление ориентировано на формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, изучение русской истории, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
В репертуаре коллектива
- пронзительно-возвышенный танец Русь непобедимая!
- щемящий, нежный и удивительно искренний танец памяти «Это было, было...», тема которого перекликается с произведением Б.Васильева «А зори здесь тихие».
- специально к 65-летию Великой Победы был поставлен танец «Во имя жизни», по мотивам художественного фильма «Список Шиндлера».
- постановка Выжить и не погибнуть отражает весь ужас и трагизм войны, которые перенесли не только взрослые, но и дети.
Все номера отмечены дипломами «За лучшую балетмейстерскую работу».
Перед постановкой хореографических композиций проводится большая предварительная работа: чтение произведений, просмотр фильмов, беседы и другие.
Второе направление – «Мой край родной»
Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Одна из главных задач педагога - научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства.
Сохранение и изучение народных традиций - это ценнейшее культурное достояние народов, которое педагог должен научить любить и беречь.
Коллектив строит свою творческую деятельность в области народно-сценической хореографии на принципах художественной обработки, разработки и стилизации фольклора, бережного сохранения традиции народной хореографии, что особенно важно в деле художественного воспитания, формирования всесторонне развитой личности.
Поэтому в своей практике, при постановке того или иного танцевального номера совместно с детьми мы изучаем исторический материал и содержание постановки, чтобы дети понимали, что они хотят донести до зрителя и какими средствами хореографии, пропустив через себя духовно-нравственные идеи.
Это ярко прослеживается в таких постановках, как Валенки, Снежинки, Северная прогулка, Мыслицы девичьи.
Все эти постановки отображают наш северный колорит.
Третье направление « Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Хореографические композиции «Солнечная фантазия», «Огонь», «Перышко», «Замки из песка» и другие несут в себе такие понятия как мир, доброта, дружба, стремление к достижению цели, что является основополагающими факторами формирования социально активной личности.
4 направление Проекты в хореогрфии. (для нас это новое , но уже уверенно зарекомендовавшее направление)
1) проект-постановка «Одна на всех Победа» посвященная 70-летию Победы в Великой отечественной войне (9 мая, Площадь Победы, г. Северодвинск). В масштабной проекте приняли участие 7 творческих коллективов города (210 человек)
2) проект «Свеча памяти» у Вечного огня, в память павших в годы Второй Мировой войны.
в 2016 году проект «Шагнувшие в бессмертие», посвященный Победе в Великой отечественной войне
проект, посвященный 75-летию прибытия в Архангельскую область первого союзнического конвоя «Дервиш» (для ветеранов-участников союзного конвоя и официальных гостей).
Россия многонациональная страна, в ней проживают более 160 народов, а это значит, что и система образования страны является поликультурной и многоязычной. В этой связи можно определить еще одно направление патриотического воспитания в коллективе. Это формирование культуры межнационального общения (уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни).
Этому направлению посвящены такие постановки, как: Шабат, Ирландский трилистник, Финская полька, Мова Закарпатье.
Коллектив «Фантазия» посредством своего творчества старается продвигать и распространять общечеловеческие ценности, сохранять мировое культурное наследие, воспитывать толерантность к культуре других наций и народов.
Для развития общественного и патриотического сознания, искоренения таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству участники коллектива принимают участие в городских и областных мероприятиях, концертах, посвященных: Дню пожилых людей, Дню инвалидов; Дню матери; Международному женскому дню, Дню Народного единства; выводу советских войск из Афганистана; ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и др.
Таким образом, система воспитательной работы по патриотическому воспитанию, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников имеет неоценимое значение в формировании патриотических чувств у подрастающего поколения.
Хочу вашему вниманию представить фрагмент из хореографической композиции, показывающей период, когда Русь находилась под гнетом монголо-татарского ига.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15