Конспект урока по окружающему миру В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ (3 класс)
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема: В царстве грибов.
Цели: 1) Сформировать представление о грибах как отдельном царстве природы. Познакомить с особенностями строения и способом питания грибов; формировать представление о роли грибов в жизни леса, умение распознавать съедобные и ядовитые грибы.
2) Развивать логическое мышление, внимание, умение сравнивать, обобщать.
3) Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс
(1 часть), компьютер, слайды, лукошко с грибами, костюм опёнка.
ХОД УРОКА
Оргмомент
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок!
Повторение изученного
Беседа
- Ребята, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?
(охрана животных)
- Чему мы научились?
- Какую роль в природе и в жизни человека играют животные?
( без них многие растения не могли бы рассе
ляться и размножаться; человеку животные
дают продукты питания, кожу, меха; кроме
того, животные очень красивы и интересны)
-Почему многие виды диких животных становятся редкими?
(люди вырубают леса, загрязняют воду- мес-
та обитания животных, ведётся охота)
- Что люди делают для охраны животных?
( создают заповедники, ограничивают охоту
и рыбную ловлю)
Кроссворд
- Ребята, давайте с вами отгадаем кроссворд, а потом продолжим нашу беседу.
Знахари готовили из частей его тела лекарство от слабости и трусости. (тигр)
В двух-трёхлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше не расстаются. (журавли)
Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем надевают розовый наряд. (фламинго)
Очень ценный пушной зверёк. Был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры по его охране спасли этот вид животных. (соболь)
Владыка Арктики. (белый медведь)
т
и
г
р
ж
у
р
а
в
л
ь
ф
л
а
м
и
н
г
о
с
о
б
о
л
ь
б
е
л
ы
й
м
е
д
в
е
д
ь
(Слайды № 1-6)
Продолжение беседы
-Как можно назвать одним словом все полученные ответы?
(животные)
-А что общего у всех этих животных?
(они занесены в Красную книгу)
-А что такое Красная книга?
(в неё занесены названия растений и жи-
вотных, которые или совсем исчезли,или
находятся на грани исчезновения)
-Какие два царства живой природы вы уже знаете?
(животные и растения)
-Посмотрите внимательно на кроссворд и попробуйте найти ещё одно слово, но уже по вертикали, и вы узнаете тему сегодняшнего урока. (Слайд № 7)
Работа над новой темой
Сообщение темы урока
-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с третьим царством живой природы, которое называется - грибы.
ГРИБЫ - это особое царство, которое не относится
ни к миру животных, ни к миру растений.
-Сегодня на уроке мы узнаем, почему же учёные не относят грибы ни к царству растений, ни к царству животных. Что же в них такого особенного?
-Откройте тетради и запишите тему урока. (Слайд № 8)
Отгадывание загадок
-Ребята, Рома согласился мне помочь в проведении урока, сегодня он перед нами предстанет в роли гриба. Давайте его встретим.
Ребёнок в костюме опёнка:
-Здравствуйте, ребята! Как приятно оказаться у вас в гостях! Здесь так тепло и уютно, а у нас в лесу сейчас холодно, дождливо. Вы, наверное, слышали поговорку: «Растут, как грибы после дождя»?
Как вы её понимаете?
(Очень много грибов появляется после дождя,
когда выглядывает солнце и нагревает землю)
-Простите, что я не представился. Но мне хотелось бы, чтобы вы сами отгадали моё имя, но чуть позже. А для начала попробуйте отгадать загадки о моих друзьях- грибах:
Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу,
Называют их (опята)
(Слайд № 9)
Серенькие шляпки,
Рябенькие ножки,
Под берёзою растут,
Как их зовут? (подберёзовики)
(Слайд № 10)
Растут в поле сестрички,
Рыжие (лисички)
(Слайд № 11)
Глубоко был спрятан он,
Раз, два, три- и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (боровик)
(Слайд № 12)
Люблю я в разных шапках быть:
То в красной или сероватой,
То в жёлтой, то в зеленоватой.
Собирай, не мешкай,
Это (сыроежки)
(Слайд № 13)
-Молодцы, ребята, вы справились с моим сложным заданием!
-Садись, гриб, отдыхай, а мы пойдём дальше.
Строение гриба
-Ребята, давайте вспомним, что мы у
·же знаем о грибах? Из каких частей состоит гриб? Каково его строение?
(шляпка, ножка, грибница)
-Совершенно верно. А знаете ли вы, что в лесу мы видим не сами грибы, а только плодовое тело гриба, состоящее из шляпки и ножки, а сам гриб скрыт под землёй.
-Что у гриба под землёй? (грибница)
-Вот грибница- это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело. Учёные насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у них очень разнообразны. Из шляпки и ножки состоят шляпочные грибы.
-Давайте в тетради нарисуем шляпочный гриб и укажем его части.
(Слайд № 14)
-А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы:
цветохвостик, трутовик, иудино ухо, ослиные уши, звездовик.
(Слайды № 15-17)
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
Мы по лесу шли, шли,
Белый гриб нашли.
Раз- грибок, два- грибок-
Пополняем кузовок.
Раз- грибок, два- грибок-
Вот и полный кузовок!
Питание грибов (работа по учебнику)
-А сейчас попробуем ответить на вопрос: как питаются грибы? Откройте учебники на стр. 118 (3-4 абзац). (читают дети)
-Так как же питаются грибы?
(грибы не могут производить для себя питат. вещ-ва, они их поглощают и из находящихся в почве остатков растений и животных; а также высасывают из почвы соли)
-Почему же мы не можем отнести грибы к царству растений?
(растения сами производят для себя питат. вещ-ва)
-А как вы думаете, почему грибы не относятся к царству животных?
(грибы не передвигаются)
ВЫВОД: Правильно, ребята! Грибы питаются солями из почвы, как растения и останками живых существ, как животные, но они не производят самост. питат. веществ и не могут передвигаться. Поэтому грибы выделяют в отдельное царство.
ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
животные растения грибы
(Слайд № 18)
Съедобные и несъедобные грибы
-Как вы думаете, на какие две большие группы можно разделить все грибы?
ГРИБЫ
съедобные несъедобные
(Слайд № 19)
-Ребята, в нашей стране встречается около 300 видов съедобных грибов. Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи, поэтому, собирая грибы, нужно быть предельно осторожным!
-Откройте учебники на стр. 120.
-Как вы думаете, почему информация об одних грибах на зелёном фоне, а о других- на красном?
-Давайте сравним съедобные и несъедобные грибы и узнаем, как же называется гриб, который находится у нас в гостях?
Дети читают информ. о белом и желчном грибах.
-Как же отличить эти грибы?
Ребёнок в костюме опёнка:
-Ребята, а знаете ли вы, почему ложный белый гриб называют желчным? От слова «желчь», т. е. горечь. Низ шляпки очень горький, желчный. (Слайд № 20)
Дети читают информ. об опёнке и ложноопёнке.
-Как отличить грибы?
Ребёнок в костюме опёнка:
-Опёнок получил своё название, потому что он растёт округ, т.е. вокруг пня. Селится на пне всегда семейкой. (Слайд № 21)
Дети читают информ. о шампиньоне и поганке.
-Чем отличаются эти грибы?
Ребёнок в костюме опёнка:
-Ребята, а знаете ли вы, что шампиньон по-другому называют «навозник белый», потому что он растёт на навозных кучах. Но ничего страшного! Гриб вкуснейший! Его сейчас в теплицах на навозе специально выращивают. (Слайд № 22)
-Почему же его можно есть?
ГРИБЫ
съедобные несъедобные
белый гриб желчный гриб
опёнок осенний ложноопёнок
шампиньон бледная поганка
(Слайд № 23)
Ребёнок в костюме опёнка:
-Ребята, как вы думаете, как же меня зовут? Дам вам подсказку: у меня очень-очень большая семья.
Грибы из Красной книги России
-Знаете ли вы, что грибы, как растения и животные, тоже занесены в Красную книгу. Давайте на них посмотрим. (Слайд №24-27)
Как собирать грибы
-Ребята, наша Настя из семьи грибников. Она часто ходит с родителями в лес за грибами. Сейчас Настя нам расскажет, как же правильно собирать грибы.
Девочка с корзинкой грибов:
1) Ходить в лес по грибы можно только со взрослыми.
2) Собирайте только те грибы, которые хорошо знаете, ведь среди грибов немало ядовитых.
3) При сборе грибов не разбрасывайте в стороны мох и листву; грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
4) Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.
5) Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.
-Спасибо, Настя, мы последуем твоим советам.
IV.Итог урока
-Ребята, давайте докажем нашему гостю, что он не зря пришёл к нам на урок, что мы теперь многое знаем о грибах.
-Из чего же состоит гриб?
-Почему гриб выделяют в отдельное царство?
-Что нового вы узнали о грибах?
V.Выставление оценок
VI.Домашнее задание
уч.с. 118-122,
тетр. с. 54-55,
подготовить сообщение о грибах (Слайд № 28)
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115