Конспект урока по окружающему миру В царстве грибов(3 класс)


МОУ Коткишевская ООШ города Нея Костромской области
Конспект урока по окружающему миру
в 3 классе (коррекционный)
Тема «В царстве грибов»
Подготовила и провела учитель начальных классов
Гусева Светлана Валентиновна
Тема урока: « В царстве грибов»
Цели урока:
дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природы;
познакомить со строением гриба, учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;
расширять кругозор, мышление, речь учащихся;
воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс, рабочая тетрадь, сообщения учащихся, муляжи грибов, схема «Строение гриба», рисунок с изображением мальчика, собирающего грибы, картинки с грибами. Ход урока
I Организационный момент
-Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему соседу. Что необходимо для успешной работы?
II Формирование новых знаний
- Лес… Это сказочный мир удивительных загадок. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.
Постановка темы, целей урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным царством.
- Послушайте загадку и отгадайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке:
 
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
(Гриб)
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся за грибами.
- Знаете ли вы, где растут грибы?  Как правильно их собирать?  Какие грибы съедобные, а какие опасные?  Что можно приготовить из грибов?
- Любите ли вы собирать грибы?
Рассказ учителя о грибах.
Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое
грибы? К группам животных и растений они не подходят. Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время многие биологи стали их относить не к растениям, а выделили в специальное царство Грибов. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25. Богатый урожай собрали люди на полях, в садах и огородах. В лесах созрели ягоды и орехи. Продолжается и «грибная охота». Главное, чтобы в корзинку попадали только съедобные грибы. Их варят, жарят, сушат и солят. Заготавливают на зиму.
- Какие грибы вам известны?
ФизминуткаВаня шел, шел, шел –
Подберезовик нашел.
Дима шел, шел, шел –
И лисичку нашел.
Катя шла, шла, шла –
Сыроежку нашла.
Андрей шел, шел, шел –
Боровик нашел.
Данил шел, шел, шел –
Дождевик нашел.
- В лесу растут не только съедобные, но и опасные грибы, которые вызывают отравление у людей. Почти каждый съедобный гриб имеет в лесу своего ядовитого «двойника». Об этом всегда нужно помнить, собирая грибы и не допуская, чтобы «двойники» попадали в вашу корзину, а тем более на стол. Познакомимся с опасными грибами .Индивидуальные сообщения учащихся.
Поганки. Поганок тоже после дождей развелось немало. У съедобных грибов главный — белый. У поганок — бледная поганка. Берегись ее! В ней содержится самый сильный из грибных ядов. Съеденный кусочек бледной поганки — сильнее укуса змеи. Он смертелен. Редко кто выздоравливает, отравившись этим грибом. По счастью, узнать бледную поганку нетрудно. От всех съедобных грибов она отличается тем, что ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. На шляпке у нее белые обрывочки, а на ножке воротничок.
Сатанинский гриб встречается с июля по сентябрь. Мякоть белая, на изломе сначала краснеет, потом синеет (в отличие от белого гриба). Ножка при основании — с красным сетчатым узором. Трубчатый слой красный, это и является главным отличием от белого гриба (боровика). С древнейших времен его называют дьявольским грибом и лесным чертом. Гриб ядовитый.
Отличительный признак всех ядовитых ложных опят — отсутствие на ножке кольца из остатков пленки. Кроме того, у них более яркая окраска шляпки, оливково-коричневая или голубовато-зеленая нижняя часть шляпки, горький вкус. Если сомневаетесь в качестве собранных опят, то опустите их в воду — ложные ядовитые опята почернеют или посинеют.
- Запомните их. Эти грибы являются опасными для человека. Но, несмотря на это, их нельзя уничтожать. Несъедобные грибы лечат некоторых животных, помогают дереву добывать питание, служат домом для некоторых насекомых.
- Ребята, а знаете ли вы, какие грибы лечат?
Это гриб чага. Он растёт на берёзах. Им лечат болезни желудка. Многие знают лекарство пенициллин., которым лечат воспаление легких, бронхиты. Пенициллин был получен из обыкновенной зелёной плесени. А это тоже грибы. Грибами лечатся животные, они любят мухоморы.
Рассказ учителя о грибах – невидимках.
- Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не только в лесу. Покрылась плесенью корочка хлеба – это грибы. Выросло на стене в сыром помещении что-то зеленое и скользкое – опять грибы, испортилось яблоко – и это работа грибов. На пользу человеку работают: грибы – хлебопеки, грибы – сыровары, грибы – маслоделы, грибы – пивовары. На самом деле вкусный кефир готовит кефирный грибок. Возьмем булочки. Какими пышными сделал их дрожжевой грибок – хлебопек. А есть грибы, которые человек взял к себе в союзники в самом важном: в борьбе за жизнь. Об этих и других грибах вы узнаете на следующих уроках.
- Из каких частей состоит гриб?
Гриб состоит из: шляпки, ножки и грибницы.
Гриб имеет плодовое тело, которое мы видим над землёй, а под землёй нахо-
дится грибница, похожее на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага. Плодовое тело – это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе шляпку и ножку, называют шляпочными грибами.
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.
- Самостоятельно впишите название частей шляпочного гриба. ( Шляпка, ножка, грибница)
( 1 ученик на закрытой доске)
Самопроверка
- Кто из вас выполнил задание без ошибок?
Физминутка.
«Съедобные грибы и несъедобные». Я называю гриб. Если он съедобный –прыгаете. Если несъедобный – топаете.
- Посмотрите на рисунок. Что вы видите? (Мальчик собирает грибы)
- А вы знаете, как правильно собирать грибы?
- Человек в лесу – гость, и вести себя нужно подобающим образом. Собирать грибы, ягоды, орехи нужно очень осторожно, чтобы не навредить растению в целом. Если правильно, не повреждая грибницу, собирать грибы, то они будут расти на одном месте не только в течение одного грибного сезона, но и в течение нескольких лет. Итак, гриб надо аккуратно срезать ножичком, чтобы не повредить грибницы. В лесу надо делать все аккуратно, не нанося вреда природе. Какие правила грибов вы знаете?
Запомните правила: (памятки у детей на партах)
-Не собирай грибы, которых не знаешь.
-Не собирай грибы, в съедобности которых есть хоть малейшее сомнение.
-Постоянно пополняй знания о грибах – тогда сомнений будет меньше.
Что нужно сделать?
Вы нашли в лесу гриб, но не знаете настоящий ли это белый
гриб или ложный?
а/ оставить его на месте;
б/ срезать и взять с собой;
в/ попытаться определить его на вкус;
г/спросить у друзей или родственников;
Что нужно сделать?
На полянке увидели мухомор. Что вы сделаете?
а/ пройду мимо;
б/ собью его палкой или ногой, т.к.он вреден для человека;
в/ раздвину траву, чтобы его лучше было видно;
г/ вспомню слова учителя: «Всё в природе взаимосвязано.
Уничтожая одно, вы приносите вред многим.»Помните: в природе всё взаимосвязано. Деревья и грибы дружат между собой.
Многие грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и берёзовых лесах. Рыжики –под соснами и елями. Подосиновики – под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы. Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы – лесные санитары. Они перерабатывают древесину и очищают лес.
III Закрепление.
1. Какие виды грибов вам известны?
2. Назовите съедобные грибы.
3. Какие ядовитые грибы вам известны?
4. 5. Для чего нужны грибы?
6. Где растут грибы?
7. Как правильно собирать грибы?
IV Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось?
- Оцените свои знания (с помощью смайликов)
V Домашнее задание
1. Прочитать статьи в учебнике на с.39-44, подготовить пересказ.
2. Найти интересные сведения о грибах или загадки и нарисовать отгадки.