Разработка урока упо русскому языку по теме «Обобщение и закрепление знаний о падежах»


Разработка урока русского языка
Учителя ГБОУ СОШ № 840 г.Москвы Козловой Н.А.
Тема урока: Обобщение изученного о падежах имен существительных.
Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся о падежах имен существительных
-совершенствовать умения определять падеж по вопросам, предлогам.
- развивать память, внимание. мышление,самооценку.
Оборудование: тетради, раздаточный материал, индивидуальные карточки, экран, проектор, компьютер, кленовые листья,аудиозапись Чайковского « времена года»( ноябрь), оценочные листы для каждого ученика, квадраты желтого, красного и зеленого цвета, толковый словарь Ушакова ( 1 словарь на каждую парту).
Ход урока.
1.Оргмомент.
(звучит музыка П.И Чайковского « Времена года». На фоне музыки учитель читает отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало….»)-Кто автор этого произведения?
-О каком времени года говорится в нем?
Что можно сказать об отношении А.С.Пушкина к этому времени года ?- О каком месяце говорится в этом отрывке?
- Назовите первый звук в слове НОЯБРЬ.Дайте ему характеристику.
-Назовите последний звук в слове НОЯБРЬ. Дайте ему характеристику.
-Какими буквами на письме обозначаются эти звуки?
2.Чистописание.
Пропишем буквы Н,Р в тетради.(Учитель следит за посадкой детей и правильным положение тетради).
3.Словарная работа. Работа с орфографическим словарем Ожегова.
(Запись предложения на доске и в тетради ( один ученик работает у доски).
ГУСЕЙ КРИКЛИВЫХ КАРАВАН ТЯНУЛСЯ К ЮГУ.
=Подчеркните в предложении опасные места и объясните их написание.
На доске вывешивается абличка со словом «караван».
- проверьте написание этого слова.
- Объясните значение слова « караван».(дети отвечают, как они понимают значение слова).
- Где мы можем наиболее точно узнать значение этого слова?
-Откройте словари и найдите значение этого слова в словаре.(дети читают значение этого слова вслух).
Пропишите это слово у себя в тетрадях 3 раза, подчеркните опасные места, которые надо запомнить.
4.Работа над темой урока.
На доске записаны слова: пенал, тетрадь, линейка, учитель, портфель, карандаш, директор, метро.-Какое из слов лишнее и почему?(дети определяют лишнее слово)
-Почему вы решили, что лишнее слово МЕТРО?
-Оно не склоняется.
- Что такое склонение?
- Что нужно знать. Чтобы правильно просклонять имя существительное?
-Сколько падежей в русском языке?
-Назовите падежи вместе с падежными вопросами.
-Просклоняем хором слово «МЕТРО».
Вывод темы урока учениками.Тему сегодняшнего урока я зашифровала в пословице : « ПОВТОРЕНЬЕ- МАТЬ УЧЕНьЯ.».
-Кто сформулирует тему сегодняшнего урока.?Какие цели поставим перед собой на уроке?(повторить и закрепить падежи и падежные вопросы)
5.Игра « Блиц турнир».
-сколько падежей в русском языке?
Как определить падеж имени существительного?
-Какой падеж не имеет предлогов?
Кокой падеж всегда употребляется с предлогами?
-Предлоги К,ПО.указывают на какой падеж?
-Каким членом предложения являются имена существительные в Именительном падеже?
Загадки о падежах. Выходят мальчики, на спину учитель прикрепляет табличку с падежом.Дети читают загадки о падежах, после отгадывания мальчики поворачиваются к классу спиной,показывая свою отгадку.
6.Повторение падежей.Слуховой диктант. (Слайд 1)
( 1 ученик работает у доски, остальные на местах)На доске начерчена таблица, под таблицей приклеены в хаотичном порядке кленовые листья, на которых напечатаны падежи.Работающий у доски слушает словосочетание, определяет падеж , находит нужный кленовый лист и прикрепляет к таблице)
-Запишите в тетради числа от 1 до 7, прослушайте словосочетания и определите падеж.
7.Самопроверка ( Слайд 2.)
8 Физкультминутка для глаз (выполняется стоя. сидя).
9.Работа по карточкам( карточки по вариантпм).(слайд 3)
10.Проверка с объяснением.(слайд 4)
16.Диктант.Закрепление и проверка усвоения темы.
Наступила грибная пора.Идут грибники в лес.Грибы вырастают из грибницы.Под березами, осинами прячутся хитрые грибочки.
-Можно ли эту группу предложений назвать текстом?
-Почему?
-Как связаны между собою предложения? Назовите и докажите , что эти слова являются однокоренными.
Определите падеж имен существительных.(ПРроверка).
17.Работа со схемой предложения.(слайд5)
- Кто найдет в тексте предложение. Соответствующее данной схеме?
Почему вы выбрали это предложение?
-Верно ли у меня записано предложение?
-Какая ошибка допущена?
-Почему в этом предложениии надо поставит запятую?
-Назовите однородные члены предложения.
-На какой вопрос они отвечают?(по чем?)
-Каким членом предложения они являются?( дополнением)
- У кого по-другому подчеркнуты эти второстепенные члены предложения?( как обстоятельство)
-Почему?
-Какой вопрос поставили вы?(где?)
-Какое правило мы с вами повторили?( к существительному можно поставить падежный и смысловой вопрос.если ставим падежный вопрос, то существительное является дополнением в предложении, а если ставим смысловой вопрос, то существительное выполняет роль обстоятельства.)
18.Игра « Угадай склонение»
19.Рефлексия.
- Достигли мы своей цели на уроке?
-Оцените свои знания и умения на оценочных листах.Кто испытывал затруднения в определении падежей, наклеят желтый квадратик, кто совсем не научился определять падежи, наклеят красный квадратик, кто хорошо усвоил эту тему наклеят зеленый квадратик.
- Проверка оценочных листов.
20.Домашнее задание.
- Какая буде первая часть домашнего задания, исходя из наших оценочных листов? (дети сами определяют для себя первую часть домашнего задания: повторить, выучить , потренироваться в определении падежей).
Вторая часть домашнего задания. Выполнить упражнение из учебника , просклонять по 1 существительному мужского, среднего и женского рода в тетради.
-