Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о падежах»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новоаксубаевская начальная школа» Аксубаевского муниципального района РТ



Открытый урок по русскому языку
в 4-м классе


«Обобщение знаний
о падежах»



Разработан Макаровой В.Н.
учителем начальных классов
МБОУ «Новоаксубаевская начальная
общеобразовательная школа»








2012













Обобщение знаний о падежах

Цели:
1.Образовательная:
Закрепить знания учащихся о падежах и падежных окончаниях существительных, уметь строить связный текст по опорным словам, правильно согласовывая их.
2. Развивающая:
Развивать орфографическую зоркость, навык грамотного правописания падежных окончаний существительных. Развивать интерес к изучению русского языка.
3.Воспитательная:
Воспитывать любовь к природе, аккуратность в работе, усидчивость.

Оборудование и реквизиты:
Компьютер;
Презентация;
Экран;
Карточки с названием падежей;
Индивидуальные задания;

Ход урока

1. Организационный момент (Слайд 1)
Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Тихо сели – раз, два, три
А урок наш, сейчас
Науке посвящается,
Что грамматикой у нас
С любовью называется.


2. Каллиграфическая минутка
- Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву Е е, так как она будет нам встречаться, практически во всех соединениях. - Запишите цепочку в предложенной последовательности.
1)_Ее 2) ел елл 3)Ес Есс
Еле-еле Елизар
Едет-едет на базар
3. Постановка целей и задач урока

- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока: (Слайд 2) (щелчки после каждой строчки) .

Воскликнул Именительный:
«Мой именинник, тот,
Который изумительно
Науку познаёт!»

- Того, - сказал Родительный:
«Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть себе пальто».

- Тому, - ответил Дательный,-
Плохое имя дам,
Кто не любит старательно
Уроки делать сам.

- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.

- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.

- О том, - сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Какая же тема нашего урока? (Слайд 3)

У. «Обобщение знаний о падежах»

(Слайд 4)
Повторять названия падежей, повторять вопросы каждого падежа;
Повторять окончания имён существительных в данном падеже;
Совершенствовать навыки в определении падежей имён существительных;
Развивать навыки грамотного письма.

4. Теоретическая работа
- На первом этапе урока проверим ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы и отвечайте.

(Слайд 5)
- Итак, что же такое склонение?
Д. - Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением. [1]
- Сколько склонений в русском языке? (Слайд 6)

Д. - В русском языке 3 склонения. (Слайд 7),
1-е- имена существительные ж.р., и существительные м.р. с окончаниями – а-, -я-, (Например: дядя, грамматика);
2-е - имена существительные м.р. с нулевым окончанием и имена существительные с.р. (Например: урок, утро);
3-е - имена существительные ж. р. с нулевым окончанием (Например: местность)

- Сколько падежей в русском языке? (Слайд 8)

Д. – У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей,
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям,
Судьбу и жизнь свою!
И про своё призвание
На ушко им поют. (Слайд 9).


4. Закрепление пройденного материала.
- Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны. Предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворение «Приключение зелёного листа», а вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали (Слайд 10)

Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к – зелёному листу!
Лапой – хвать зелёный лист
Дескать, поиграем.
Ветер вновь с листом зелёным
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.

- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием. Усложним его.

5. Составление рассказа по картинке (Слайд 11)

- Ребята, вам даны опорные слова.
Золотая осень
Тёплый, солнечный день
Прозрачная река
Голубое небо

- Составьте небольшой рассказ. Озаглавьте текст.


6. Запись предложений с комментированием .
- Запишите последнее предложение на доске, найдите главные члены предложения и укажите падежи имён существительных. .

7 (Слайд 12) Работа у доски.

- Просклоняйте слова: Погода, клен, осень.


8. Самостоятельная работа на карточках (Слайд 13)

Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:
Брдил по лсу,
чдесная пгода,
прячутся под брёзами,
вспминали о лете.
Пролтала над лесом,
был на кскурсии,
вырастают из грбницы,
шли по трпинке.

9. Самопроверка (Слайд 14)

- А теперь, проверьте.

Бродил по лесу, (Д.п.)
чудесная погода, (И.п.)
прячутся под берёзами, (Т.п.)
вспоминали о лете. (П.п.)
Пролетала над лесом, (Т.п.)
был на экскурсии,(П.п.)
вырастают из грибницы, (Р.п.)
шли по тропинке. (Д.п.)



10. Задание – тест на определение падежной формы существительных (Слайд 15)

- Ребята, запишите в тетради в строчку числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.
1. Заблудился в лесу;
2. Перепрыгнул через лужу;
3. Вышел из ворот;
4. Побежал по коридору;
5. Беспокоились о сыне;
6. Стучали в дверь;
7. Разрезал ножницами;
8. Подарила бабушке;
9. Стучал молотком;
10. Отвечать у доски.

11. Самопроверка (Слайд 16)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
П В Р Д П В Т Д Т Р


12. Работа по таблице (Слайд17)

- Давайте вспомним ещё один момент, который мы с вами не оговаривали особо. Мы знаем, что в русском языке есть шесть падежей, знаем, на какие вопросы отвечают имена существительные в каждом падеже. А теперь, ответьте, мне, пожалуйста: в каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?

Д. Во всех, кроме именительного.

- В каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов.

Д. В предложном.

- А что можно сказать о существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах?

Д. Они могут употребляться и с предлогами, и без предлогов.


13. Итог урока.

- Подведём итог урока.
- В чём заключалась цель нашего урока?
- Что понравилось на уроке? В чем были затруднения?
- Достигли ли мы этой цели или нет?


14. Домашнее задание (Слайд 18)
- Закрепить знания о предлогах и падежных окончаниях существительных.
С. 79, упр. 149.

Спасибо за урок! (Слайд 19)
15