Рабочая программа по информатике 7 класс надомное обучение 0,25 часа в неделю
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16
Щелковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №16 ЩМР МО
____________________О.Н.Курьякова
«_____»_____________________2016 г.
Рабочая программа
по информатике
7 класс
Составитель:
Завалина Екатерина Андреевна,
учитель
г.Щелково
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» составлена на основе требований ФГОС ООО, в соответствии с целями, задачами и миссией школы, определенными в ООП ООО МБОУ СОШ №16 ЩМР МО.
Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой Л.Л.Босова и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: Информатика. Учебник для 7 класса/ Л.Л. Босова,- 2-е издание, испр. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014-224с.
Методологической основой данной программы является системно-деятельностный подход, содержание курса включает как предметный, так и метапредметный компонент. Содержание курса определяется с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей и направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Недельный учебный план предусматривает 0.25 часа в неделю на изучение предмета «Информатика», составлен в соответствии с Недельным учебным планом оказания образовательных услуг обучающимся, нуждающимся в длительном лечении в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому.
При обучении по индивидуальной форме используется общеобразовательная программа, скорректированная под данную форму обучения, с учетом особенностей психолого-физического развития и возможностей обучающегося, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.
Занятия с обучающимся 7 «в» класса проводятся 1 раз в неделю по 0.25 часа.
Цели и задачи изучения учебного предмета:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработку навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Решение следующих задач:
формирование первоначальных представлений о компьютере, информационных процессах, алгоритмах и исполнителях, объектах и множествах;
формирование умений работать с клавиатурными тренажерами, развивающими, игровыми, текстовыми, графическими и другими программами;
развитие познавательных и творческих способностей учащихся;
воспитание уважительного отношения к информации;
формирование навыков применения средств ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности.
Обучение информатике на пропедевтическом уровне ведется на основе индуктивного подхода с акцентом на развивающий и отчасти мировоззренческий аспекты курса.
Основное содержание программы
Тема
Количество контрольных работ
Глава I. Информация и информационные процессы
Информация и её свойства:
Информация и сигнал; Виды информации; Свойства информации
1
Информационные процессы
Понятие информационного процесса; Сбор информации; Обработка информации; Хранение информации; Передача информации; Информационные процессы в живой природе и технике
Всемирная паутина
Что такое WWW; Поисковые системы; Поисковые запросы; Полезные адреса Всемирной паутины
Предоставление информации
Знаки и знаковые системы; Язык как знаковая система; Естественные и формальные языки ; Формы предоставления информации
Двоичное кодирование
Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную; Двоичное кодирование; Универсальность двоичного кодирования; Равномерные и неравномерные коды
1
Измерение информации
Алфавитный подход к изменению информации; Информационный вес символа произвольного алфавита; Информационный объем сообщения; Единицы измерения информации
Глава II. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.
Основные компоненты компьютера и их функции
Компьютер; Устройства компьютера и их функции
1
Персональный компьютер
Системный блок ; Внешние устройства; Компьютерные сети
Программное обеспечение компьютера
Понятие программного обеспечения; Системное программное обеспечение; Системы программирования; Прикладное программное обеспечение; Правовые нормы использования программного обеспечения
Файлы и файловые структуры
Логические имена устройств внешней памяти; Файл; Каталоги; Файловая структура диска; Полное имя файла; Работа с файлами
Пользовательский интерфейс
Пользовательский интерфейс и его разновидности; Основные элементы графического интерфейса; Организация индивидуального информационного пространства
Глава III. Обработка графической информации
Формирование изображения на экране монитора
Пространственное разрешение монитора; Компьютерное представление цвета; Видеосистема персонального компьютера
1
Компьютерная графика
Сферы применения компьютерной графики; Способы создания цифровых графических объектов; Растровая и векторная графика;
Форматы графических файлов
Создание графических изображений
Интерфейс графических редакторов; Некоторые приемы работы в растровом графическом редакторе; Особенности создания изображений в векторных графических редакторах
Глава IV. Обработка текстовой информации
Текстовые документы и технологии их создания
Текстовый документ и его структура; Технологии подготовки текстовых документов; Компьютерные инструменты создания текстовых документов
1
Создание текстовых документов на компьютере
Набор (ввод)текста; Редактирование текста; Работа с фрагментами текста
Формирование текста
Общие сведения о формировании; Формирование символов; Формирование абзацев; Стилевое формирование; Формирование страниц документа; Сохранение документа в различных текстовых форматах
Визуализация информации в текстовых документах
Списки; Таблицы; Графические изображения
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода
Программы оптического распознавания документов; Компьютерные словари и программы-переводчики
Оценка количественных параметров текстовых документов
Представление текстовой информации в памяти компьютера; Информационный объем фрагмента текста
Глава V. Мультимедиа
Технология мультимедиа
Понятие технологии мультимедиа; Области использования мультимедиа; Звук и видео как составляющие мультимедиа
1
Компьютерные презентации
Что такое презентация; Создание мультимедийной презентации
Планируемые результаты изучения программы
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
приобретение навыков информационной деятельности, осуществляемые в соответствии с правами и ответственностью гражданина;
осознание того, что право на информацию, есть необходимое условие информационной свободы личности;
осознание того, что информация есть стратегический ресурс государства;
умение критически оценивать информацию в СМИ;
приобретение опыта планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
создание личной коллекции документов различного формата (текстовых, графических, звуковых и пр.) и программ на основе полученных знаний.
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
организация индивидуальное информационное пространство в классе и дома;
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую и наглядно ее представлять, например, в виде схем, таблиц и пр.;
умение создавать документы различных форматов для решения учебных и познавательных задач по различным учебным дисциплинам;
умение создавать компьютерные модели, проводить компьютерный эксперимент;
умение осуществлять описание и сравнение основных объектов, например, носителей информации; файлов и папок; компонентов архитектуры компьютера;
умение определять алгоритм по коллективному решению задачи;
умение удаленно коллективно работать над документом;
умение выполнять индивидуальные и коллективные проекты по разным предметам с использованием ИКТ, грамотно оформлять полученные результаты.
Предметные результаты:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Наименование разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки ( или коррекция)
Глава I. Информация и информационные процессы
1
Информация и её свойства:
Информация и сигнал
Виды информации
Свойства информации
Иметь общие представления об информации и её свойствах; Знать сущности понятий «информация», «сигнал»;
Иметь представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества
Приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике
Развить навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей;
Развить навыки классификации информационных процессов по принятому основанию
Иметь представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования, найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них
Иметь представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную. Знать сущность двоичного кодирования. Кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования. Понимать роль дискретизации информации в развитии средств ИКТ. Показывать знание единицы измерения информации и свободное оперирование ими. Понимать сущность измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения.
05.09
2-3
Информационные процессы
Понятие информационного процесса
Сбор информации
Обработка информации
Хранение информации
Передача информации
Информационные процессы в живой природе и технике
Контрольная работа №1 «Начальные сведения об информатике»
12.09-19.09
4
Всемирная паутина
Что такое WWW
Поисковые системы
Поисковые запросы
Полезные адреса Всемирной паутины
26.09
5
Предоставление информации
Знаки и знаковые системы
Язык как знаковая система
Естественные и формальные языки
Формы предоставления информации
03.10
6-8
Двоичное кодирование
Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную
Двоичное кодирование
Универсальность двоичного кодирования
Равномерные и неравномерные коды
Контрольная работа №2 «Информация и информационные процессы»
10.10-24.10
9
Измерение информации
Алфавитный подход к изменению информации
Информационный вес символа произвольного алфавита
Информационный объем сообщения
Единицы измерения информации
07.11
Глава II. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.
10
Основные компоненты компьютера и их функции
Компьютер
Устройства компьютера и их функции
Понимать назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические принципы организации устройств (микропроцессора, устройств ввода-вывода, устройств внешней и внутренней памяти, системной шины, портов, слотов), принцип открытой архитектуры компьютера. Приводить примеры использования компьютера, оценивать возможности компьютера по характеристике микропроцессора Осознавать роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи компьютера. Видеть особенности процессов архивирования и разархивирования, типологию компьютерных вирусов, понятие «антивирусная программа».
Пользоваться программами архиваторами, антивирусными программами. Оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки)
Понимать назначение различных прикладных программ. Иметь представление о программировании.
Называть группы программ прикладного и общего назначения, определение файла. Иметь представление об организации файлов, о дереве каталога, возможности работы с файлами, основные действия с ними; о необходимости проверки файлов на наличие вирусов. Просматривать на экране каталоги диска, проверять файлы на наличие вирусов. Понимать назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические принципы организации устройств. Иметь представление о сущности программного управления работой компьютера. Воспроизводить типы программного обеспечения, функции операционной системы. Показывать особенности процессов архивирования и разархивирования, типологию компьютерных вирусов, понятие «антивирусная программа». Пользоваться программами архиваторами, антивирусными программами. Оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки).
14.11
Персональный компьютер
Системный блок
Внешние устройства
Компьютерные сети
11
Программное обеспечение компьютера
Понятие программного обеспечения
Системное программное обеспечение
Системы программирования
Прикладное программное обеспечение
Правовые нормы использования программного обеспечения
21.11
12
Файлы и файловые структуры
Логические имена устройств внешней памяти
Файл
Каталоги
Файловая структура диска
Полное имя файла
Работа с файлами
28.11
13
Пользовательский интерфейс
Пользовательский интерфейс и его разновидности
Основные элементы графического интерфейса
Организация индивидуального информационного пространства
Контрольная работа №3
«Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»
05.12
Глава III. Обработка графической информации
14-15
Формирование изображения на экране монитора
Пространственное разрешение монитора
Компьютерное представление цвета
Видеосистема персонального компьютера
Иметь представление о формировании изображения на экране компьютера, принцип дискретного представления графической информации, понятия пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель, видеокарта. Рассчитывать глубину цвета в соответствии с количеством цветов в палитре, объем графического файла. Иметь представление о двух видах преставления изображения (вектор и растр); о возможностях графического редактора; основных режимах его работы, форматы графических файлов.Вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические объекты
Иметь представление о возможностях графического редактора; основных режимах работы. Рассказывать виды компьютерной графики, их сходства и отличия; интерфейс графических редакторов, их структуру; способы работы в графических редакторах. Создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора MS Paint и Gimp; использовать готовые примитивы и шаблоны; производить геометрические преобразования изображения. Рассчитывать глубину цвета в соответствии с количеством цветов в палитре, объем графического файла.
12.12-19.12
16-17
Компьютерная графика
Сферы применения компьютерной графики
Способы создания цифровых графических объектов
Растровая и векторная графика
Форматы графических файлов
16.01-23.01
18
Создание графических изображений
Интерфейс графических редакторов
Некоторые приемы работы в растровом графическом редакторе
Особенности создания изображений в векторных графических редакторах
Контрольная работа №4 «Обработка графической информации»
30.01
Глава IV. Обработка текстовой информации
19-22
Текстовые документы и технологии их создания
Текстовый документ и его структура
Технологии подготовки текстовых документов
Компьютерные инструменты создания текстовых документов
Понимать назначение и основные режимы работы текстового редактора.
Создавать информационные объекты, выполнять простейшее редактирование.Понимать технологию создания и редактирования простейших текстовых документов, назначение и основные режимы работы текстового редактора. Запускать текстовый редактор MS Word, набирать текст на русском языке с помощью клавиатуры, выполнять простейшее редактирование (вставлять, удалять и заменять символы). Иметь представление о форматировании текста как этапе создания документа, представления о прямом форматировании. Иметь представление о параметрах шрифта различных типах шрифта, размерах шрифта; о 4-х способах выравнивания абзацев (по левому краю, по центру, по правому краю, по ширине), отступах (слева и справа) и междустрочных интервалах; о нумерации и ориентации страниц, колонтитулах. Форматировать текстовый документ: задавать параметры шрифта, абзаца, размеры полей (верхнего и нижнего, правого и левого), нумерацию (вверху или внизу по центру, справа или слева), колонтитулы (верхний и нижний) страницы, нумерацию и ориентацию страницы. Обозначатьвиды списков (нумерованные и маркированные). Иметь представление об устройстве таблицы (строки, столбцы, ячейки); о диаграммах и их включении в документ. Уметь включать в текстовый документ списки, таблицы, формулы Иметь представление о возможностях компьютерных словарей (многоязычность, содержание слов из различных областей знаний, обеспечение быстрого поиска словарных статей, мультимедийность). Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода (небольшой блок текста). Уметь с помощью сканера получить изображение страницы текста в графическом формате, затем провести распознавание текста для получения документа в текстовом формате.
Уметь сохранить документ, вывести на печать на принтере
Понимать принцип кодирования текстовой информации. Осознавать проблемы, связанные с кодировкой символов русского алфавита и пути их решения. Знать основные кодировочные таблицы. Уметь вычислять объем информационного сообщения
06.02-20.02
23
Создание текстовых документов на компьютере
Набор (ввод)текста
Редактирование текста
Работа с фрагментами текста
07.02
24
Формирование текста
Общие сведения о формировании
Формирование символов
Формирование абзацев
Стилевое формирование
Формирование страниц документа
Сохранение документа в различных текстовых форматах
06.03
25-26
Визуализация информации в текстовых документах
Списки
Таблицы
Графические изображения
13.03-20.03
27
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода
Программы оптического распознавания документов
Компьютерные словари и программы-переводчики
03.04
28-30
Оценка количественных параметров текстовых документов
Представление текстовой информации в памяти компьютера
Информационный объем фрагмента текста
Контрольная работа№5 «Обработка текстовой информации»
10.04-24.04
Глава V. Мультимедиа
31
Технология мультимедиа
Понятие технологии мультимедиа
Области использования мультимедиа
Звук и видео как составляющие мультимедиа
Иметь представление о мультимедиа; областях применения; о технических средствах мультимедиа; об аналоговом и цифровом представление звука; о способах записи музыки; о монтаже информационного объекта Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию. Уметь вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера. Уметь осуществлять демонстрацию презентации с использованием проектора Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию. Уметь вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера. Уметь осуществлять демонстрацию презентации с использованием проектора Иметь представление о мультимедиа; областях применения; о технических средствах мультимедиа; об аналоговом и цифровом представление звука; о монтаже информационного объекта. Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию. Уметь вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера
01.05
32-34
Компьютерные презентации
Что такое презентация
Создание мультимедийной презентации
08.05-22.05
35
Итоговая контрольная работа «Проверка знаний»
Уметь применять на практике знания, полученные за курс 7 класса.
29.05
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Основная литература:
Учебник по информатике за 7 класс : Босова Л.Л.
издательство: М.: БИНОМ 2013 год.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей
политехнического цикла
от «____»_______________2016 г. №1
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _______________ И.П.Евтишенкова
« ___»___________________ 2016 г.
<ђЗаголовок 115