Рабочая программа по геометрии 7 класс надомное обучение 0,5 часа в неделю
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16
Щелковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №16 ЩМР МО
____________________О.Н.Курьякова
«_____»_____________________2016 г.
Рабочая программа
по геометрии
7 класс
Составитель:
Завалина Екатерина Андреевна,
учитель математики
г.Щелково
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Геометрия» составлена на основе требований ФГОС ООО, в соответствии с целями, задачами и миссией школы, определенными в ООП ООО МБОУ СОШ №16 ЩМР МО.
Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой по геометрии для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 5-е издание. – М.: Просвещение, 2015).и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: Геометрия –учебник/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 5-е издание. – М.: Просвещение, 2015
Методологической основой данной программы является системно-деятельностный подход, содержание курса включает как предметный, так и метапредметный компонент. Содержание курса определяется с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей и направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Недельный учебный план предусматривает 0.5 часа в неделю на изучение предмета «Геометрия», составлен в соответствии с Недельным учебным планом оказания образовательных услуг обучающимся, нуждающимся в длительном лечении в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому.
При обучении по индивидуальной форме используется общеобразовательная программа, скорректированная под данную форму обучения, с учетом особенностей психолого-физического развития и возможностей обучающегося, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.
Занятия с обучающимся 7 «в» класса проводятся 1 раз в неделю по 0,5 часа.
Цели изучения учебного предмета:
Цель изучения курса геометрии в 7 классе - систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах.
Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии решаются комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ-компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
Задачи изучения учебного предмета:
ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
изучить признаки равенства треугольников;
изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;
научить решать геометрические задачи на построение, на доказательства и вычисления;
формирование и развитие коммуникативной (совершенствование навыков работы в группе, умения работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог), ценностно-смысловой (осмысленная организация собственной деятельности) и информационной (умение добывать нужную информацию, используя доступные источники: справочники, учебники, словари, СМИ, передавать ее) компетенций.
развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно выполнять задания по геометрии;
формирование общеучебных умений: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование вычислительных навыков.
компенсация пробелов в математическом развитии учащихся, в развитии их внимания и памяти;
обеспечение уровневой дифференциации в ходе обучения;
подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих класса;
формирование устойчивого интереса учащихся к предмету;
выявление и развитие математических и творческих способностей учащихся;
Основное содержание программы
№ раздела, темы
Наименование раздел, тем
Количество уроков
Всего
Контрольные работы
1
Начальные геометрические сведения
9
1
2
Треугольники
7
1
3
Параллельные прямые
5
1
4
Соотношения между сторонами и углами треугольника
10
1
5
Повторение
4
1
Итого
35
Планируемые результаты изучения программы
Личностные:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задачи;
понимать сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение символическим языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Наименование разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки ( или коррекция)
Глава I. Начальные геометрические сведения
Прямая и отрезок
Формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча, угла. Объяснять какой угол называется прямым, острым, тупым, развернутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными, какие вертикальными, какие прямые называются перпендикулярными.
Формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов, о свойстве двух прямых перпендикулярных к третьей прямой.
Изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах, решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.
02.09.-21.09
Луч и угол
Сравнение отрезков и углов
Измерение отрезков
Измерение углов
Перпендикулярные прямые
Контрольная работа №1
«Начальные геометрические сведения»
28.10
Глава II. Треугольник
Первый признак равенства треугольников
Объяснять какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника.
Формулировать определения равнобедренного и равностороннего треугольников; высоты, медианы и биссектрисы треугольника. Изображать и распознавать на чертежах и рисунках треугольники и их элементы.
Формулировать определение равных треугольников. Формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников, о свойствах равнобедренного треугольника.
Формулировать определение окружности и понятий, связанных с окружностью.
Решать простейшие задачи на построение циркулем и линейкой, доказательство и вычисления. Выделять в задаче условие и заключение. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Опираясь на данные условия задачи, проводить необходимые рассуждения. Сопоставлять результат с условием задачи.
11.11-16.12
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
Второй и третий признаки равенства треугольников
Задачи на построение
Контрольная работа №2
«Треугольник»
23.12
Глава III. Параллельные прямые
Признаки параллельности двух прямых
Формулировать определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух прямых секущей.
Формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; свойства параллельных прямых. Формулировать аксиому параллельных, выводить следствия из нее.
Объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной; приводить примеры.
Решать задачи на доказательство и вычисления. Выделять в задаче условие и заключение. Опираясь на условия задачи, проводить необходимые рассуждения. Сопоставлять результат с условием задачи.
13.01-03.02
Аксиома параллельных прямых
Контрольная работа №3
«Параллельные прямые»
10.03
Глава IV. Соотношение между сторонами и углами треугольника
Сумма углов треугольника
Формулировать определения прямоугольного, остроугольного и тупоугольного треугольников.
Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника, внешнем угле треугольника. Объяснять и иллюстрировать неравенство треугольника.
Формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников, признаки равенства прямоугольных треугольников.
Формулировать определения расстояния между точками, от точки до прямой, между параллельными прямыми.
Решать задачи на построение, доказательство и вычисления. Выделять в задаче условие и заключение. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения. Опираясь на условия задачи, проводить необходимые рассуждения. Сопоставлять результат с условием задачи.
17.02-21.04
Соотношения между сторонами и углами треугольника
Прямоугольные треугольники
Построение треугольника по трем элеметам
Контрольная работа №4
«Соотношение между сторонами и углами треугольника»
28.04
Повторение
Решать задачи по всему изученному материалу.
05.05-19.05
Контрольная работа №6
«Итоговая контрольная работа»
Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной итоговой работы.
26.05
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Основная литература:
Геометрия –учебник/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 5-е издание. – М.: Просвещение, 2015
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей
политехнического цикла
от «____»_______________2016 г. №1
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _______________ И.П.Евтишенкова
« ___»___________________ 2016 г.
Заголовок 315