Рабочая программа по физике 7 класс надомное обучение 1 час в неделю
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16
Щелковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №16 ЩМР МО
____________________О.Н.Курьякова
«_____»_____________________2016 г.
Рабочая программа
по физике
7 класс
Составитель:
Завалина Екатерина Андреевна,
учитель
г.Щелково
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе требований ФГОС ООО, в соответствии с целями, задачами и миссией школы, определенными в ООП ООО МБОУ СОШ №16 ЩМР МО.
Данная программа является авторской и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Перышкин А.В., Физика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2012
2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы. – М.; Просвещение, 2007
3. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011
4. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 7 класс. – 3 –е изд.. переработ. и доп. – М.: ВАКО, 2012
5. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013.
Содержание материала комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания. Комплект рекомендован Министерством образования РФ
Недельный учебный план предусматривает 1 час в неделю на изучение предмета «Физика», составлен в соответствии с недельным учебным планом оказания образовательных услуг обучающимся, нуждающимся в длительном лечении в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому.
При обучении по индивидуальной форме используется общеобразовательная программа, скорректированная под данную форму обучения, с учетом особенностей психо-физического развития и возможностей обучающегося, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.
Занятия с обучающимся 7 «в» класса проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Цели изучения учебного предмета:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Задачи изучения учебного предмета:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценностинауки удовлетворения бытовых , производных и культурных потребностей человека
Основное содержание программы
Физика и физические методы изучения природы
Физика наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Измерение физических величин. Международная система единиц. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира. Научный метод познания. Наука и техника
Демонстрации
- свободное падение тел
- притяжение стального шара магнитом
- свечение нити электрической лампы
Эксперименты
- измерение расстояний
- определение цены деления шкалы измерительного прибора
Строение и свойства вещества
Строение вещества. Опыты , доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества
Демонстрации
- диффузия в растворах и газах, в воде
- модель хаотического движения молекул в газе
- демонстрация расширения твердого тела при нагревании
Эксперименты
- измерение размеров малых тел
- выращивание кристаллов соли или сахара( проект)
Механические явления
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость
Демонстрации
- равномерное прямолинейное движение
- зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета
Эксперименты:
- определение средней длины шага и определение средней скорости движения на прогулке .Сравнение собственного пути и перемещения за сутки.
Динамика
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Движение и силы.
Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
Условия равновесия твердого тела
Демонстрации
- явление инерции
- измерение силы по деформации пружины
- свойства силы трения
- сложение сил
- опыт с шаром Паскаля
- опыт с ведерком Архимеда
Эксперименты
- измерение массы тела
- измерение плотности твердого тела
- измерение плотности жидкости
- наблюдение инертности монеты на листе бумаги
- домашний опыт с катушкой ниток и написание сочинений о роли силы трения в жизни быту спорте и т.п ( мини – проект)
- определить во сколько раз давление табурета на пол больше ножками, чем сидением и давление сидящего ученика каждого класса на стул, сравнение
- получение мыльных пузырей и объяснение, почему они имеют шарообразную форму
- дома на боковой стороне высокой банки из -под кофе пробить гвоздем отверстия на высотах 3 6 и 9 см. поместите банку в раковину под кран и откройте так чтобы объем поступающей воды и вытекающей были одинаковы проследите за струйками объясните.
- определение плотности собственного тела
- написание инструкций к физическому оборудованию( бытовые весы, динамометр)
Механическая энергия
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия
Демонстрации
- реактивное движение модели ракеты
- простые механизмы
Эксперименты
- измерение КПД наклонной плоскости
- конструирование рычажных весов с использованием монет ( мини проект)
- измерение с помощью мм линейки плеча рычагов ножниц и ключа дверного замка и определить выигрыша в силе .
Подготовка биографических справок: Г.Галилей, И.Ньютон, Р.Гук, Б. Паскаль, э, Торичелли, Архимед
Подготовка сообщений по заданной теме:
Броуновское движение, Роль явления диффузии в жизни растений и животных, Три состояния воды в природе, Закон всемирного тяготения, Сила тяжести на других планетах, Пассажирские лайнеры, Танкеры и сухогрузы, Промысловые суда, Военные корабли, Подводные лодки, Ледоколы, Суда на воздушной подушке и подводных крыльях
Планируемые результаты изучения программы
Личностные результаты:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений кдруг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Предметные результаты:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Наименование разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки ( или коррекция)
Введение
§1. Что изучает физика
§2. Некоторые физические термины
Понимать смысл понятия «вещество».
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин.
Выражать результаты в СИ
05.09.16
§3.Наблюдения и опыты
§4.Физические величины. Измерение физических величин
12.09.16
§5.Точность и погрешность измерений.
§6.Физика и техника.
Итоговый тест «Что такое физика?»
19.09.16
Глава 1. Первоначальные сведения о строении вещества
§7.Строение вещества
§8. Молекулы
Понимать смысл понятия вещество, взаимодействие, атом (молекула).
Описывать и объяснять физическое явление: диффузия
26.09.16
§9. Броуновское движение
§10.Диффузия в газах, жидкостях, и твёрдых телах
03.10.16
§11.Взаимное притяжение и отталкивание молекул
§12.Агрегатные состояния вещества
10.10.16
§13.Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов
Контрольная работа №1
«Первоначальные сведения о строении вещества»
17.10.16
Глава 2. Взаимодействие тел
§14. Механическое движение
§15. Равномерное и неравномерное движение
§16. Скорость. Единицы скорости
Иметь представление и описывать:
-явления инерции, физический закон, взаимодействие;
-смысл понятий: путь, скорость, масса, плотность.
мера любого взаимодействия тел –сила, определение силы тяжести, определение силы упругости, определение
силы трения.
-описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение;
- выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от
времени, силы от скорости;
- выражать величины в СИ, воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества, привести примеры.
24.10.16
§17.Расчет пути и времени движения
§18. Инерция
07.11.16
§19.Взаимодействие тел
§20.Масса тела. Единицы массы
§21. Измерение массы тела на весах
14.11.16
§22. Плотность вещества
§23. Расчет массы и объема тела по его плотности
Лабораторная работа «Взаимодействие тел»
21.11.16
§24.Сила
§25.Явление тяготения. Сила тяжести
28.11.16
§26.Сила упругости. Закон Гука
§27.Вес тела
05.12.16
§28.Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела
§29.Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет
12.12.16
Контрольная работа №2 «Взаимодействие тел»
19.12.16
§30.Динамометр
§31.Слодение двух сил, направленных по одной прямой.
Равнодействующая сил
16.01.17
§32.Сила трения
§33.Сила покоя
§34.Трение в природе и технике
23.01.17
Контрольное тестирование «Итоги 1 и 2 глав»
30.01.17
Глава 3. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
§35.Давление. Единицы давления
§36.Способы увеличения и уменьшения давления
Описывать определения:
давление, плотность вещества, объем, масса
Знать смысл физических законов: закон Паскаля, закон Архимеда.
- объяснять передачу давления в жидкостях и газах;
-выражать величины в СИ
-решать задачи на закон Архимеда
Воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда
06.02.17
§37.Давление газа
§38.Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.
13.02.17
§39.Давление в жидкости и газе
§40.Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
20.02.17
§41.Сообщающиеся сосуды
§42.Вес воздуха. Атмосферное давление
§43.Почему существует воздушная оболочка Земли
27.02.17
§44.Измерение атмосферного давления. Опыт Торричели
§45.Барометр-анероид
§46.Атмосферное давление на различных высотах
06.03.17
§47.Манометры
§48.Поршневой жидкостный насос
§49.Гидравлический пресс
13.03.17
Контрольная работа №3 «Измерение давления»
20.03.17
§50.Действие жидкости и газа на погруженное в них тело
§51.Архимедова сила
03.04.17
§52.Плавание тел
§53.Плавание сосудов
§54.Воздухоплавание
10.04.17
Проверочная работа « Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
17.04.17
Глава 4. Работа и мощность. Энергия
§55.Механическая работа. Единицы работы
§56.Мощность. Единицы мощности
Воспроизводить определение работы, мощности , КПД, энергия, устройство рычага, , единицы измерения энергии, закон сохранения энергии, обозначение физической величины и единицы измерения, устройство блока и золотое правило механики, формулы нахождения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия
Изображать на рисунке расположение сил и найти момент силы, определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную), решать задачи
24.04.17
§57.Простые механизмы
§58.Рычаг. Равновесие сил на рычаге
01.05.17
§59.Момент силы
§60.Рычаги в технике, быту и природе
§61.Применение закона равновесия рычага к блоку
08.05.17
§62.Равенство работ при использовании простых механизмов.
«Золотое правило механики»
§63.Центр тяжести тела
15.05.17
§64.условия равновесия тел
§65.Коэффициент полезного действия механизма
20.05.17
§66.Энергия
§67.Потенцияльная и кинетическая энергия
§68.Превращение одного вида механической энергии в другой
Домашняя контрольная работа «Курс физики за 7 класс»
29.05.17
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Основная литература:
Перышкин А.В., Физика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2012
Дополнительная литература:
Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы. – М.; Просвещение, 2007
Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011
Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 7 класс. – 3 –е изд.. переработ. и доп. – М.: ВАКО, 2012
Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей
политехнического цикла
от «____»_______________2016 г. №1
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _______________ И.П.Евтишенкова
« ___»___________________ 2016 г.
15