Урок биологии в 6 классе по ТИО (Технологии Индивидуализированного Обучения)
Урок по биологии в 6 классе.
Тема: Бесполое размножение организмов.
Цель: - Сформировать представление о способах размножения и особенностях бесполого размножения.
Планируемые результаты:
личностные умения - стимулировать интерес к изучению способов бесполого размножения: метапредметные умения-
познавательные - выделять главную мысль текста и формировать её ключевыми словами;
регулятивные - ориентироваться в различных учебных заданиях: оценивать выполнение учебного задания в соответствие с требованиями; соотносить результат с поставленной целью и оценить собственную деятельность;
коммуникативные - учитывать разные мнения при выполнении учебного действия; представлять результат деятельности;
предметные - выделение признаков бесполого размножения.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, карта успеха,
интерактивная доска, карточки разного уровня, презентация
Учебник – Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс
Технология: технология индивидуализированного обучения
Тип урока: урок открытия нового знания.
Проект урока:
№
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Орг. момент.Целеполагание
5 минут
Знакомит с темой урока,
(показ презентации)
Ставит себе цель и достичь желаемый результат (и оценку)
2
Самостоятельная работа с разноуровневыми
карточками А, В и С.
25 минут
Дает задания ответить на вопросы карточки уровня А, В и С
Проверка работ
Отвечают на вопросы
Сверяют ответы с ключом
Заполняют карту успеха
3
Закрепление полученных знаний
5 минуты
Работа по вопросам нового материала
Показ видеороликов
Какие утверждения верны
Угадывают по фрагменту видеоролика способы размножения
4
Рефлексия
4 минуты
Подведение итогов работы
Сравнение полученного результата с желаемым
Карты успеха
5
Домашнее и индивидуальное задание
1 минута
Дает задание, объяснение заданий
Желающие записывают задание
Работа с карточками
Ход урока.
1.Организационный момент. Целеполагание.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение процессов организмов. (см. Презентация к уроку) - продолжительность жизни разных организмов)
«Это процесс, с помощью которого Жизнь удается обвести вокруг пальца Время»
Этот процесс–один из самых сложных в жизни организмов. Благодаря этому–каждое растение или животное оставляет после себя потомство, и этот процесс
повторяется снова и снова.
Преемственность организмов создает бессмертие вида. Какой же процесс присущ всем живым организмам и создает бессмертие вида?
- Благодаря какому процессу поддерживается жизнь на планете?
Итак, Размножение - важное свойство всего живого.
- Какая цель нашего урока? (Ответы уч-ся)
-Познакомиться с процессом бесполого размножения, его особенностями
-Как мы будем изучать эти особенности? Каким способом? Ваши предложения?
-Какая у нас задача? (ответы уч-ся)
Работа с тестом учебника . Вам предлагается 3 уровня карточек .-А, В и С . Как только прошли один уровень – сверяете у меня или с ключом ответа. И ставите себе плюсик в карте успеха.
-На каком же уровне Вы бы хотели остановиться?
На полях тетради поставьте оценку, которую вы хотели бы заработать на уроке.
( покажите Смайлик )
В конце урока сможем увидеть - достигли ли Вы желаемого результата..
Желаю успеха в достижении цели. Приступаем к работе.
2.Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками А, В и С.
Бесполое размножение
Карточка А
Изучите текст учебника с 127-131 и ответьте на вопросы:
Какую роль в природе играет размножение?
Какие два типа размножения существуют?
Составьте схему: формы бесполого размножения.
Бесполое размножение
Карточка В
Заполнить таблицу:
Формы бесполого размножения
Суть процесса
Примеры
организмов
Что лишнее в цепочке и почему:
а) дрожжи – гидра – мухомор
б) мох – зелёная эвглена – подосиновик
в) бактерия – картофель - амёба
Бесполое размножение
Карточка С
1.Заполнить таблицу:
Признаки бесполого размножения.
1.Количество родителей
2.Количество потомков
3.Наследственные признаки
4.Наличие половых клеток
2. Что общего во всех формах бесполого размножения.
3. В чём плюсы и минусы бесполого размножения.
____________________________________________________________________________
Ответы Карточка А
Размножение играет важную роль в природе. Благодаря нему жизнь продолжается из поколения в поколение. Без размножения жизнь на Земле прекратилась бы и все виды исчезли.
2. Существует два типа размножения - бесполое и половое.
3. Бесполое размножение:
Деление Почкование Спорообразование Фрагментация (распад тела) Вегетативное размножение
Ответы Карточка В
Заполнить таблицу:
Формы размножения
Суть процесса
Примеры организмов
Деление
Расщепление организма на две одинаковые части
Бактерии,
простейшие,
одноклеточные водоросли
Почкование
Образование нового организма из участка тела материнского
Дрожжи - одноклеточные грибы,
гидра
Спорообразование
Образуется спора - клетка с очень плотными оболочками
Многоклеточные водоросли,
грибы, мхи, папоротники
Фрагментация
Распад тела на несколько частей
Водоросль спирогира,
плоские черви
Вегетативное размножение
Размножение вегетативными органами и их частями
Растения
а) мухомор (размножается спорами, а дрожжи и гидра-почкование)
б) зелёная эвглена ( размножается делением, а мох и подосиновик-спорами)
в) картофель ( размножается вегетативно, а бактерия и амёба делением)
Ответы Карточка С
1. Заполнить таблицу:
1.Количество родителей
один
2.Количество потомков
Два или несколько
3.Наследственные признаки
сохраняются
4.Наличие половых клеток
нет
2.Что общего во всех видах бесполого размножения.
- Участвует только один родитель
- образуется два или несколько потомков
- признаки наследственные у потомства сохраняются одинаковые.
- это всё виды бесполого размножения
3. «+» и «–» бесполого размножения.
«+» - быстро, участвует только один организм«- « - нет передачи признаков от другого организма- ниже приспособленность организмов к окружающей среде.
3. Закрепление полученных знаний.
Какие утверждения верны?
1. Размножение – характерное свойство всех живых организмов.
2. Цветок – вегетативный орган.
3. При бесполом размножении образуются половые клетки о происходит их слияние.
4. Почкование – способ бесполого размножения.
5. При бесполом размножении образуются одинаковые особи.
6. Дрожжи размножаются делением клетки.
7. Спора – это специальное образование для бесполого размножения, состоящее из
нескольких клеток.
8. Спорами размножаются только мхи и грибы.
9. Вегетативное размножение – это размножение растений частями или вегетативными
органами.
(Верные утверждения - 1, 4, 5, 9)
Показ видеороликов -Угадывают по фрагменту видеоролика способы размножения.
4.Рефлексия.
Анализ карты успеха
Карта успеха 6 класса
Фамилия, Имя
А
В
С
Итог
- Оправдались ли ваши ожидания? Поднимите смайлики.
- Как вы думаете, что помешало некоторым из вас добиться лучших результатов?
- Какие задания вам показались наиболее трудными и интересными?
5. Домашнее и индивидуальное задание.
Подготовить сообщение дополнительно о любом способе
бесполого размножения.
Кто желает улучшить свой результат:
- берут карточки. - задания по рабочей тетради.
Учитель биологии МАОУ «Гимназия «Новоскул» Великого Новгорода-
Серова Елена Николаевна