Урок на тему Хроматография и ее виды.Бумажная хроматография


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по теме:
Хроматография и ее виды. Бумажная хроматография
ФИО преподавателя
Павлова Александра Витальевна
Место работы
ГБОУ СПО ЛО ПК г.Светогорска
Должность
преподаватель специальных дисциплин
Предмет
Физическая и коллоидная химия
Группа №32 «Технология переработки древесины» Цель урока: Познакомить учащихся с методом хроматографии, объяснить суть этого явления и возможность применения ее в качестве метода анализа.
Задачи:
- обучающие: Познакомиться с историей изобретения хроматографии, выяснить,
на чем основан способ разделения однородных смесей, изучить виды хроматографии ( более подробно остановиться на бумажной хроматографии).
-развивающие: Развитие самостоятельности, наблюдательности, внимания и познавательного интереса
-воспитательные: продолжить формирование локальной научной (химической) картины мира.Тип урока: комбинированный урок
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: фарфоровые чашки, образцы бумаги, фломастеры, вода
№ п.п. Цель, задачи этапа.
Используемые методы Содержание этапа
(заполняется педагогом)
Метод организации работы: фронтальный
Организационная часть
Контроль посещаемости.
Проверка готовности к уроку.
Цель данного этапа для обучающихся - актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала по теме .Цель для педагога – побудить обучающихся к активности на уроке.
Метод – фронтальный опрос
Методы мотивирования обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха
В случае затруднений при формулировании ответов, помочь обучающимся наводящими вопросами. Правильные ответы поощряются словесно, жестами, мимикой. Повторение изученного материала
Вопросы учащимся :Что такое адсорбция?
На чем она основана?
Какие виды адсорбции вы знаете?
Кто является открывателем адсорбции?
Проверка домашнего задания: использование адсорбции в промышленности и в быту.
Ответы обучающихся . Оценивание домашних работ.
Формулирование цели урока.
Цель: сформировать у обучающихся общее представление о хроматографии
На данном этапе урока обучающиеся должны ответить на проблемный вопрос: как можно разделить однородную смесь красителей на составные части?
Цель педагога:
-обеспечить процесс закрепления знаний об адсорбции и в то же время расширить и углубить изучение данного материала.
Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт и наблюдения, установление причинно-следственных связей, развитие речи. 
Задачи педагога:
-возбуждать интерес к предмету через побуждение творчески мыслить и создание проблемной ситуации;
-умение говорить правильной речью.
-развивать у обучающихся исследовательские умения.
Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала)
Практическая работа
Цель данного этапа урока – научить обучающихся на практике использовать полученные на уроках знания, умения, навыки. Педагог должен подвести обучающихся к выполнению поставленных в начале урока целей и задач.
Основой является практическая работа, которая помогает учащимся на практике закрепить свои знания, умения.
Беседа по изученному материалу.
Его цель – развивать умения монологической речи.
Изложение нового материала
Хроматография дословно в переводе греческих слов (chromatos – цвет, окраска, "грамма" - считывание и "графия" – запись) «пишу цветом». Однако у хроматографии есть более точное определение - это метод разделения и анализа смесей. Разработал этот удивительный метод разделения смесей на отдельные компоненты Михаил Семенович Цвет в 1903 году.
История развития хроматографии:
1903 – первый доклад М.С.Цвета о разделении хлорофилла;
1931 – признание приоритета Цвета как создателя хроматографии в целом и
адсорбционно-хроматографического анализа в
частности;
1937 - ионообменная хроматография ( Г.Шваб, США);
1938 - тонкослойная хроматография (Н.А.Измайлов, М.С.Шрайбер, СССР);
1941 - жидкостная распределительная хроматография как метод анализа смесей аминокислот (А.Мартин, Р.Синдж, Англия);
1944 - бумажная хроматография (А.Мартин, Р.Синдж, Англия);
1945 - первые публикации по газоадсорбционной хроматографии;
1952 - А.Джеймс и А.Мартин создали газожидкостную хроматографию и предложили первую теорию разделения («теорию тарелок»);
1953 - построен и применен в анализе первый газовый хроматограф.
Этот способ разделения смеси применим только для однородных смесей, таких как, например, бензин, водопроводная вода, красителей фломастеров, соков без мякоти.
Классификация хроматографии по способу проведения: колоночная и планарная(тонкослойная и бумажная).Существуют и другие классификации
Рассмотрим суть данного метода.
Изображение процесса хроматографии на доске в виде схемы.
Демонстрация хроматограмм бензина и апельсинового сока.
Ответьте на вопросы:
В чем заключается метод хроматографии? Хроматография – это метод разделения и анализа смесей, основанный на многократном перераспределении компонентов смеси между двумя фазами при прохождении подвижной фазы (ПФ) через неподвижную (НФ).
Понятие «хроматография» гораздо шире, чем «хроматографический анализ». Хроматография является не только методом анализа, но и лежит в основе многих природных явлений и промышленных технологий, она позволяет вести глубокую очистку веществ (препаративные методы) и исследовать их свойства (например, измерять характеристики поверхности).
Области применения: (беседа с обучающимися)
нефтехимия и химическая промышленность;
контроль состояния окружающей среды;
анализ пищевых продуктов и лекарственных препаратов;
клинический анализ;
научные исследования.
Преимущества анализа:
Высочайшая селективность
Воспроизводимость результатов
Многокомпонентность анализа
Низкие пределы обнаружения (0.1 мкг/л)
Широкий диапазон линейности (1-1000 мкг/л)
Малый расход пробы ( < 1 мл)
Экспрессность анализа
Простота эксплуатации и возможность полной автоматизации
Сегодня на уроке мы познакомимся с самым простым видом хроматографии – бумажной.
Проведение опыта№1.
Возьмем фарфоровые чашки с водой и полоски образцов бумаги. Разместим полоски так, чтобы они едва касались воды и понаблюдаем за скоростью продвижения воды по капиллярам бумаги.
Какой вид бумаги проводит воду лучше всего?
За счет чего? Капиллярный эффект
Для того чтобы провести метод бумажной хроматографии нам будет необходима:
Хроматографическая бумага или фильтровальная. Это высокопористый материал, который должен быть максимально однородным и содержать только целлюлозные волокна.
Исследуемая  однородная смесь.
Растворитель, чаще всего в качестве растворителя используется вода или спирт.
При размывании пятна смеси растворителем на хроматографической бумаге происходит распределение компонентов смеси относительно середины пятна. Одни компоненты распределяется в потоке растворителя дальше от центра пятна, а другие ближе к центру пятна. Это объясняется тем, что каждый компонент характеризуется своим значением коэффициента подвижности по хроматографической бумаге в потоке растворителя. Поэтому тот компонент, чей коэффициент подвижности больше перемещается дальше от центра пятна, а тот чей коэффициент подвижности меньше размещается ближе к центру пятна. ( Аналогия с потоком воды, который легко переносит мелкий песок и с трудом перемещает более крупные камни).
Проведение опыта №2.
На полосках фильтровальной бумаги разными фломастерами ставят точки и крепят бумагу так, чтобы она едва касалась воды.
Что наблюдается? (разложение «сложных» цветов на составные части)
Почему это происходит? (за счет разного размера частиц, которые разносятся с током воды по капиллярам бумаги)
Проведение опыта №3.
На полоску фильтровальной бумаги наносят две полоски разными маркерами так, чтобы частично они перекрывались и при проведении хроматографии разносимые водой частички могли бы смешаться, образую новый цвет.
Цель для педагога:
Выявить уровень усвоения учебного материала;
Научить применять полученные знания самостоятельно на практике.
Воспитывающий аспект связан с формированием уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении слышать одноклассников, воспринимать чужую точку зрения, сопереживать.
Цель для обучающихся: продемонстрировать на практике умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Метод работы: практический, частично-поисковый, проблемный, словесный.
Форма работы: групповая работа Закрепление учебного материала.
Сущность метода хроматографии?
Преимущества анализа?
Домашнее задание
К следующему уроку составьте отчет по использованию метода хроматографии в промышленности и быту.